Грех против Церкви
- Игорь(
29.12.2008 16:49
Статья является образцом либеральной мифологии. Главная задача творцов новых мифов - ненависть к святоотеческому монархическому идеалу. Хотя прямых нападок и нет, но слово "царь", "монархия", искусственно встраивается в ассоциативный ряд со словами "царебожие", "цезарепапизм". Автор пытается внушить ненависть к идеалу монархии и любви к либерально-демократическому устройству, но как бы "ненавязчиво". Вот фраза, которая как нельзя лучше характеризует вздорность заметки: "Падение императорской власти в 1917 году привело к освобождению Церкви из-под власти и гнета цезаропапизма. Господь освободил Православную Церковь из петербургского плена". Нам, наверное, по мнению автора заметки, следует поблагодарить изменников - генералов Алексеева и Рузского, душку - Керенского, положившего начало заточению Царской Семьи, которое закончилось ее садистским убийствоом. Толпам городских люмпенов, начавшим убивать армейских офицеров и городовых. Они, по мнению автора, очевидно, "освободители" Церкви. Достаточно почитать воспоминания современников той поры, например, князя Жевахова, чтобы понять всю степень давления масонского временного правительства на Церковь. Оно сразу же началось "зачисткой" неугодных иерархов, давлением на духовенство. Не то, что "освобождение" не произошло, но произошло новое закабаление, проболженное большевиками, которое неизмеримо превзошло все самые негативные стороны петербургского периода. http://rusk.ru/st.php?idar=105208 "Да, реформы Петра I сыграли негативную роль в истории Церкви. Да, иногда наблюдалось вмешательство государства во внутрицерковные дела. Но и рисовать этот период одной черной краской нельзя. Именно в этот период просиял прп. Серафим Саровский, подвизались Оптинские старцы, чудотворил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этот период был совершен перевод крупнейших святоотеческих книг на русский язык. Построено огромное количество замечательных храмов, в т.ч. Петропавловский Собор, Храм Христа Спасителя. При всех недостатках Петра первого, этот царь внес огромный вклад в сохранение Православия в Восточной части Речи Посполитой. Поскольку там, после присоединения большей части Украины с Россией, уже не оставалось ни православной шляхты, ни казаков, фактически единственным гарантом прав их жителей был русский император. И он, в общем, справился со своей задачей, да и умер как настоящий православный христианин, покаявшись и причастившись, а значит, он не был таким уж властолюбивым циником, как сейчас любят рассказывать. Конечно, тогда для Церкви и общества была заложена мина замедленного действия. Высшее общество начало растлеваться. Но сам народ оставался воцерковленным. Да и Церковь вовсе не была тогда такой уж бесправной служанкой государства, как это любят утверждать либералы. Иногда описание одного яркого исторического эпизода характеризует эпоху лучше целых фолиантов. В своих мемуарах, названных им "Установление единства" архиепископ Иоанн (Шаховской) вспоминает о своем близком знакомстве с бывшим обер-прокурором Синода Извольским. "Помню его рассказ об отношениях между государем и Синодом Российской Церкви, когда Петр Петрович Извольский был обер-прокурором Синода. Однажды, на одной аудиенции, государь ему сказал о желании великого князя Петра Николаевича жениться на сестре жены своего брата, великого князя Николая Николаевича. "Надо будет это дело провести через Синод" (так это полагалось в случае бракосочетания члена царской семьи), сказал государь. На первом же заседании Синода Извольский передал архиереям волю государя. К его удивлению, архиереи "начали между собой переглядываться". Кончилось дело тем, что Синод отказался благословить этот брак, считая, что царская семья должна быть во всем примером народу. Взволнованный, смущенный, П.П.Извольский поехал на следующий доклад в Царское Село и сказал государю о реакции Синода на его волю. Государь схватился за голову и сказал: "Что мы будем теперь делать?!" Этим примером отец Петр (в 1922 г. Извольский был рукоположен во иерея – ред.) мне хотел показать, как неавторитарно держал себя император Николай II в отношении Церкви. Церковь имела свободу слова… Великокняжеская же история окончилась тем, что, получив отказ, великий князь Петр Николаевич уехал за границу и обвенчался, как простой гражданин, в Каннах. В том храме и легло потом его тело. Ему был воспрещен въезд в Россию. Через какой-то срок его простили". Честно говоря, читая это, и другие подобные эпизоды, поневоле начинаешь жалеть о конце Синодального периода. Теперь государство пытается "нагнуть" иерархов намного жестче. Не говоря уж о том, что теперь нет государственного финансирования строительства храмов, Церковь отлучена от школы, от армии, а то, что на этом фронте бывают прорывы – заслуга отдельных энтузиастов".
|