Выполнит ли Россия, Русская Церковь миссию в мировой истории?
- Непомнящих Игорь
29.12.2008 16:04
Уважаемый Олег Волков! Рад снова встретиться в Вами. Прошлый раз мы с Вами уже говорили о различии ума-разума и рассудка. Ум, разум, по Отцам Церкви, это дух человека, а не одна из душевных сил. Это в нашей современности, утратившей духовность, ум приравнивают к душевным силам. Насчет слов св. Исаака Сирина. Он монах, сирийский монах! Для монаха такого типа (не для тех монахов, что живут в таких современных монастырях, о которых говорят, что это просто мужские общежития, - хотя есть и другие) достаточен путь, в котором "сама жизнь ума является делом сердца, чистота сердца возвращает уму цельность созерцания". У таких монахов дух и душа сближаются. Не зря пустынники часто писали вообще о дихотомии: о душе и теле, а не о трихотомии: духе, душе и теле. Я же пишу не для монахов, а для мирян. Здесь, как и Вы это заметили, вопросы антропологии имеют свои нюансы. Если основы православного богословия достаточно глубоко разработаны Отцами Церкви и могут служить фундаментом православной науки, то этого нельзя сказать о православной антропологии, которая разработана лишь, естественно, в пределах их собственного опыта – опыта монахов, опыта аскетов, но не опыта мирян, активно участвующих в государственной, научной, деловой или иной деятельности. Например, если обратиться к преп. Исааку Сирину, то можно убедиться, что "главное, кажется, что вдохновляет автора, это бегство из мира и стремление к истинному духовному созерцанию. При чтении Исаака Сирина чувствуется… невозможность достичь истинного ведения в общении с миром и с людьми, – это встречается почти на каждой странице книги." (Архимандрит Киприан Керн. "Антропология св. Григория Паламы"). О недостаточной разработанности православной антропологии писал и В. Лосский. Для мирян в вопросах взаимоотношения ума (духа) и сердца первенство ума должно быть однозначно. Мирянин не может замкнуться в сердце, а в миру сердце без ума слепо и поэтому в миру именно сердце открыто для соблазнов. Св. Исаак Сирин в этом случае мог поступить просто - нисколько не думая всегда бежать от мира. Задача мирянина труднее и сложнее. И именно здесь сегодня основная задача Православия, а не в монастыре. Хотя и восстановление монастырской жизни, какая была в Оптине до революции, - тоже очень важно (для РПЦ это вообще самая важная задача) и вокруг таких монастырей и должны создаваться православные научные центры.
|