Программа "12 шагов" как религиозное явление
- Николай.
29.12.2008 15:08
В качестве улучшения усвоения представленного священником Максимом Плетнёвым материала "Программа "12 шагов" как религиозное явление", специально для матушки Ксении и её спождвижников дублирую своё сообщение, содержащее выдержки из этого доклада к круглому столу в Национальном научном центре наркологии «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви», 15 декабря 2007 года, г. Москва, сделанного кандидатом психологических наук Ириной Кутяновой.
Название доклада - "Конфессиональная и внекофессиональная реабилитация наркозависимых".
Его содержание позволяет нам окончательно прояснить ту существенную разницу, которую демонстрируют наркозависимые, прошедшие полный курс реабилитации в Православных душепопечительских центрах и тех, что работают по программе "12 шагов":
"… общий уровень агрессии у респондентов, прошедших 12-шаговую программу оказался выше, чем у тех, кто прошел конфессиональную реабилитацию. Наиболее отчетливо эти различия проявились в повышении словесной, а также эмоциональной агрессивности людей, реабилитировавшихся по 12-шаговой программе, по сравнению с теми, кто реабилитировался в Православных реабилитационных центрах."
"… Респонденты в ремиссии, прошедшие конфессиональную реабилитацию, продемонстрировали большую готовность к оказанию помощи ближним (шкала «социальная ответственность»), а также более ответственное отношение к нормам и правилам, принятым в обществе, чем лица в ремиссии, прошедшие внеконфессиональную форму реабилитации (то есть, программу "12 шагов" и группы "Анонимные Наркоманы", "Анонимные Алкоголики")"
"Отношение к семье у людей, прошедших нерелигиозную реабилитацию остается также на прежнем, по сравнению с наркозависимыми, уровне. Это свидетельствует о нерешенных социально-психологических проблемах, которые присутствуют у лиц в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, и затрагивающих как ближайшее их окружение, так и внешнесоциальное пространство. Эти проблемы (напряженные отношения в семье и негативное отношение к нормам и правилам) успешно разрешаются респондентами в ремиссии, прошедшими религиозную реабилитацию."
"В группе респондентов в ремиссии, прошедших 12-шаговую программу, присутствовали ответы, связанные с зависимостью. У тех, кто прошел Православную реабилитацию, такие самоопределения отсутствуют. Напротив, в этой группе можно обнаружить такие утверждения, как: «свободный», «здоровый», которые отражают внутреннее состояние освобождения от психологической зависимости."
"Респондентам в ремиссии, прошедшим нерелигиозную реабилитацию, принадлежат такие «экзотические» самоопределения, как: «зверь», «ангел», «никто» и т.д. Все эти определения указывают на значительные искажения их самовосприятия и самооценки. Такие самоопределения отсутствуют в выборке респондентов в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию."
"При исследовании системы ценностей в обеих группах, было обнаружено, что у лиц в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию, среди наиболее значимых присутствуют ценности традиции (защита семьи, благочестие, уважение традиций, уважение старших)"
В итоге автор диссертационной работы, доложенной на круглом столе в Национальном научном центре наркологии в 2007 году, делает следующий вывод: "Многие проблемы, которые успешно решаются лицами в ремиссии, прошедшими религиозную (Православную) реабилитацию (отношение к нормам и правилам, отношения в семье, высокой агрессивности, низкой самооценки) остаются нерешенными у индивидов, прошедших нерелигиозную форму реабилитации (АН)."
Источник: http://www.rusk.ru/st.php?idar=154043
Отсюда и явился логическим завершением вполне резонный вопрос, упорно незамечаемый матушкой Ксенией:
"И что, простите, хорошего Вы, матушка Ксения, предлагаете использовать в православном душепопечении, позаимствовав это у программы "12 шагов"? Ответьте, пожалуйста, чётко и внятно, не уходя в сторону от вопроса."
Лишь в этом случае наша дискуссия может быть продолжена.
|