Здорова ли иммунная система Русской цивилизации?
- С. Шараковs
15.02.2007 18:48
Петрову С. Ю. Ваши замечания очень интересные. Но прежде, чем начну отвечать, остановлюсь на двух пунктах: 1. я присоединяюсь к словам В.Н.Шульгина, что статья написана неравнодушным и честным человеком; я с уважением отношусь к книге Н.Данилевского "Россия и Европа", а К.Леонтьева просто люблю.
Теперь по Вашим пунктам:
1. Тема России как Евразии занимает большое место в евразийских сочинениях. Но для понимания сути этого умственного направления сама по себе тема Евразии дает немного. Главное в евразийстве - это особый, легко угадывемый тип мышления, основная особенность которого смешение, как я уже говорил, элементов христианства с элементами язычества. Но и подобное смешение не является определяющим для евразийства, так как смешение язычества и христианства характерно далеко не только для евразийства. Особенность евразийства состоит в характере эклектики христианства и язычества: это такое смешение, из которого удалена всякая мистика, как христианская, так и языческая. Вообще методы мышления евразийцев находятся в парадигме позитивизма. А если сюда прибавить тему России как Евразии, то мы и получим евразийство. И вот если под евразийством понимать смешение язычества и христианства на методологической и философской базе позитивизма, то можно утверждать что направление и характер Вашей мысли укладываются в рамки евразийства.
2.По поводу отделения веры от культуры. Как видно из Ваших замечаний, Вы утверждаете подобное отделение. Этот факт я фиксирую. Конечно, я с Вами не согласен. Вы привели одну русскую философскую традицию, согласно которой культура может мыслиться в отдельности от веры. Я привожу другую, в которой интересующий нас вопрос решается иначе. Это славянофилы, Лосев, Флоренский и мыслители и богословы неовизантийского направления. Теперь по существу. Мыслить культуру в отдельности от веры неправильно не только с богословской точки зрения, но и философской. Что говорит православная антропология? Всякое эмпирическое и психическое деяние человека имеет духовные предпосылки (какая вера, такой и человек, то есть дело зависит от веры). Теперь, что такое культура и вера, если их перевести на философские категории? Вера к культуре относится (как вера к делу, поступку) также, как идея относится к явлению. Другими словами, вопрос отношения веры и культуры в философии будет решаться как вопрос отношения идеи и явления. С точки зрения платонизма (и Отцов Церкви), идея, сущность есть и явление есть, причем, явление есть проявление идеи, сущности. С точки же зрения позитивизма, явление есть, но идеи нет. Но мыслить вещи вне идеи невозможно, поэтому в позитивизме идея, сущность все-таки присутствует, но так присутствует, что функции идеи не себя берет сама вещь, само явление (Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // А. Ф. Лосев Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 201-206). Как же позитивизм проявляет себя на практике? Если мы возьмем социологию, то в данной сфере определяющую роль у позитивиста играет статистика (в случае с К.Леонтьевым это подсчет среднего возраста жизни народа - носителя определенного типа культуры). Могу привести просто комический случай. В XIX веке в России на страницах журналов и газет состоялась очень интересная дискуссия по поводу статистики. Сторонники учения Л. Кетле утверждали, что преступление является следствием статистических законов. И правда, какое бы количество людей мы не брали, всегда будет процент преступников (мера преступления может быть разной: от убийства до бытового рукоприкладства). Конечно теория Гумилева не является такой примитивной, но языческий фатализм и позитивизм сказался и там, и там. Очень важно также, что у Гумилева и у "статистиков" из подобного фатализма вытекает невиновность человека либо народа за свои поступки.
Теперь по поводу латиноамериканской культуры. Вопрос сложный и трудноразрешимый. Дело в том, что только в церковной культуре вера действует непосредственно. В светской же культуре вера выражается опосредованно через напластование других преданий, мифов и культурных традиций. В данном случае правильно будет говорить о доминанте той или иной веры. Для обнаружения слоя веры необходимо также уметь анализировать выразительную сферу того или иного явления культуры. (Примеры такого анализа - работы уже указанных мною философов). Что отсюда следует? Влияние веры надо научиться находить. Приведу пример из Лосева. Что общего между романтизмом Г.Гейне и мещанством европейского буржуа? Между тем, и романтизм, и капитализм суть проявление протестантизма. К сожалению, я ничего не знаю о латиноамериканской культуре, но, уверен, влияние католицизма на характер культуры обнаружить можно.
3. Думаю, что на третий пункт ответ содержится выше.
|