"Мой сын - Индиго..."
- Александр Раков
24.12.2008 10:47
Человек маленький ДЕТИ ИНДИГО: МИФЫ И ПРАВДА
Учёные ломают копья в спорах, кто такие дети индиго — гении или мутанты. Чего только не приписывают детишкам цвета ультрамарин. Где правда, где вымысел, а где откровенный бред, нам помогает разобраться православный детский психолог Тамара Григорьевна КЛЕЩУНОВА, сотрудник Детского кризисного центра СПб.
— Рождение детей индиго стало известно на Западе в середине 70-х годов прошлого века. Почему индиго? Западные учёные якобы углядели у этих детей ауру ярко-синего цвета. Немало написано книг в Европе и в Америке о необыкновенности таких ребятишек, где глупости, вымысел и крупицы истины — всё собрано в кучу, перемешано. Поэтому обратимся к исследованиям наших учёных, специалистов института им.Бехтерева, которые в 90-х годах прошлого века также заинтересовались этой проблемой.
Российские учёные называют их не «дети индиго», а «новые» дети. И уделяют внимание не ауре, а их физиологии, в частности тому, что представляет собой их мозг. Результаты исследований повергли нейрофизиологов в шок: оказалось, что многие ребятишки, появившиеся тогда на свет, родились с частичным альфа-ритмом мозга. Альфа-ритм отвечает за активную настройку мозговой деятельности организма и правильное включение адаптивных процессов психики. Иными словами, он помогает человеку приспосабливаться жить в обществе. В середине 90-х обнаружилось вдруг угасание альфа-ритма, а к концу 90-х — даже полное отсутствие.
Так кто же они — «новые» дети? Когда мы говорим о гиперактивных детях, о детях, которые непонятно почему агрессивны, то, похоже, это именно они и есть. Но в то же время это вполне нормальные дети.
— Как отличить дитя индиго от обычного?
— Исследования ещё продолжаются, но выявлен ряд свойств, характеризующих «новых» детей. Это ощущение собственного величия: для них почти не существует абсолютных авторитетов, которым надо безпрекословно подчиняться; есть вещи, которые они просто не желают делать: не хочу и всё тут; если они не находят в своём окружении себе подобных — замыкаются: мол, «никто меня не понимает»; самое страшное — они не реагируют на замечания, наказания, а критику в свой адрес просто не воспринимают. Поэтому, с одной стороны, им свойственны решительность, настойчивость, самоуважение, великодушие… Но если родители и учителя, не понимая их, создают условия, доводящие детей до психических кризисов, возможен их добровольный уход из жизни.
— Сколько же их — индиго? Я думала, десятки, ну сотни… И, кстати, считается, что индиго — это одарённые дети с высоким духовным и интеллектуальным потенциалом… и вдруг суицид.
— Более того, эти ребятишки рождаются с состоянием осознанности мира. Именно это не позволяет им безпрекословно слушаться и выполнять необоснованные команды взрослых. Они обязательно зададут вопрос: «Зачем?» Заметьте, не «почему?», как свойственно малышам, а именно «зачем?». А это уже ступенькой выше.
Человек проходит несколько этапов развития. Первый (до года) — оптимизм, восприятие жизни с радостью. А какая радость, если от него отказалась мать или она есть, но занята только собой, даже не кормит его и он лежит, забытый, в кроватке? А ведь любовь матери передаётся и через грудь: когда дитя берёт сосок, прижимает его к нёбу, в действие вступают особые механизмы, свивающие крепкую ниточку, связывающую мать с ним. А заброшенный ребёнок не получает этого. Второй период, когда дитя начинает владеть своим телом, научается чему-то. И его активность, его инициатива должны быть разнообразны. Ребёнок до школы имеет привилегию делать «всё, что душа пожелает». Это, конечно, не значит, что он может ломать, колотить и поджигать… Имеется в виду заниматься каким-то делом по его выбору. Но он должен знать, что если, например, игрушку взял другой ребёнок — его очередь играть подойдёт позже; если он бьёт кого-то, его за это могут наказать. Что касается творческой свободы — она должна быть. А в детсаду у нас разве так? Нет, звучит команда: «Сядьте, будем рисовать яблоко». А если малыш хочет нарисовать грушу, вишенку? Нет, все как один — яблоко. Но почему? Кому нужно это глупое насилие над творческой мыслью, творческой свободой ребёнка? Ведь именно с пяти до семи лет ребёнок научается делать что-то и получать от этого удовольствие. А наши дети в это время — в детсаду, стиснутые жёсткими рамками, воздвигнутыми воспитателями. Поэтому домашнее воспитание имеет преимущество. А если ещё есть старшие братья и сёстры и они с ним играют, то и он в свою очередь будет возиться потом с малышами.
Но вот наступила школьная пора. А детсадники не подготовлены к этому важному периоду жизни, их не научили трудолюбию. В начальной школе эти ребятишки, конечно, не постигают науку, для которой биологически не созрели — у них не закончился процесс миелинизации (обволакивание нервных волокон органическим веществом миелином) и занижена самооценка. А чего ещё ожидать, если им постоянно твердят: «Ты — бестолочь. У тебя ничего не получается…»
— Как же так? Ведь эти дети рождаются с сознанием, что они не такие, как все. Как умудряются довести их до такого состояния?
— И, заметьте, неплохо справляются с этим. А дети… да не будь у них такого понимания своей значимости, они, возможно, и устояли бы. А так — все понятия у них о себе рушатся, теряется смысл существования. И когда дома его заставляют учиться, в ответ можно услышать: «Зачем? Я ещё не решил, буду ли я жить…» Это как же надо отчаяться и разувериться во всём!
— А я читала, что они школьную программу игнорируют, потому что им неинтересно. Просто они знают гораздо больше, чем сказано в учебнике, шагнув далеко за рамки школьной программы.
— Эти дети… «без кожи», у них непостижимая, роковая сверхчувствительность ко всему. Да сейчас многие ребятишки такие. А школ таких, в которых наше старшее поколение училось, и учителей, как были раньше, — мудрых, терпеливых — нет. Кстати, учёные тоже считают, что наша школа не готова работать с такими детьми. И не потому, что педагоги такие-сякие или школьная программа скучна и несовершенна. Просто у бедной учительницы в классе сидят 30 человек и более, и она не в состоянии, даже если бы очень захотела, подобрать к такому ребёнку ключик. Нет времени! К тому же учитель общеобразовательной школы не обладает знаниями психофизиолога или просто психолога. Она — педагог, передатчик знаний — и только.
— И сколько таких детей может оказаться в одном классе?
— Полкласса. Когда моя внучка пошла в первый класс, я пришла в школу. Из 30 человек 25 были как раз такими детьми, о которых мы говорим, — со странными особенностями. Сейчас уже заговорили о том, что у них идёт адаптация даже через болезнь. А болезни какие? — Минимальная мозговая дисфункция, патология шейного отдела позвоночника, гиперактивность… Минимальная мозговая дисфункция есть у 70% детей в некоторых регионах. К примеру, последние данные по нашему региону (что замалчивается), — это лёгкое поражение мозга, когда ребёнок вроде бы совершенно не хочет работать, а на самом деле ему просто неинтересно. Но не надо думать, что все дети со странностями являются детьми индиго.
— Чем отличаются индиго от талантливых детей, которые рождались в прежние времена?
— Те, что были раньше, оперировали знаниями, которые им давали. У них так интеллект срабатывал, что все получаемые знания они умели структурировать. А у этих детей знания берутся неизвестно откуда, впечатление, что они рождаются с ними. Они много знают такого, что непонятно многим взрослым обывателям. И потому взрослые находятся в некотором противостоянии… Материализованный, утилитарный мир отторгает их.
— То есть «новые» дети более духовны?
— Да. Но этот духовный потенциал может развиваться только в среде гармоничной, где дитя понимают, принимают, научают. Ведь даже самого одарённого ребёнка надо элементарно приучить ещё и к рутинной, повседневной работе, потому что без этого невозможно чего-либо достигнуть. Но между миром взрослых и детей — пропасть. И дети, не находя поддержки, замыкаются в себе.
А самое страшное, что ещё добавляется загрязнённая информация через СМИ, пропагандирующие цинизм, эгоцентризм, наркоманию, неуважение к женщине, к престарелым родителям… Это губит их. Но взрослые думают, что ребёнок сам поймёт, что ему надо, что — нет. Ничего подобного! — Низкопробная информация ложится тяжёлым грузом на этих детей.
— То есть знания огромны, но отличить добро от зла они не могут.
— Они ещё не в состоянии сортировать факты, и их чудное природное восприятие загрязняется. И они уходят от тяжкого, неправильного мира в преступность, становятся наркоманами…
— А если такие дети уходят в религиозную среду?
— Всё зависит от того, насколько духовно их окружение и что собой представляет батюшка. Знаю случаи, когда дети священников переставали ходить в Церковь, отпадали от Бога, даже уходили в сатанисты, если не видели любви, сострадания у тех, кто считает себя глубоко верующими. Дети тонко всё чувствуют.
А если природно-духовные способности детей не поддерживать, не развивать, — они уйдут внутрь или исказятся до полной противоположности. Рассмотрим на примере. Известно, что у каждого человека есть слабое электромагнитное поле. А теперь давайте возьмём обычный магнит и положим его под пресс. Видите? Он поменял полюса. Вот и давление психологическое и физическое на ребёнка даёт такой же эффект: электромагнитное поле ребёнка меняет полюса. Поэтому детско-подростковая агрессия захватила ныне весь мир: нереализованная, задушенная в детстве творческая энергия с возрастом приобретает формы упрямства, дурного поведения, нездоровых пристрастий, преступности и ведёт к всевозможным психическим и физическим заболеваниям. Многие индиго учатся под флагом: «Завтра в школу без родителей не приходи».
— Вы лично, как детский православный психолог, общались с индиго? Как вы определяете, что перед вами именно такой ребёнок?
— Нормальный ребёнок психически более устойчив к всевозможным жизненным неурядицам, так же, как и наше старшее поколение. Ведь и раньше было всё — безденежье, катастрофы, разводы родителей… но мы выстояли. Сейчас не так. Хотя… надо брать во внимание, кто сегодня воспитывает детей. Среди отцов много бывших афганцев, не прошедших после боевых действий реабилитации…
— Но ведь после Великой Отечественной войны детей также воспитывали (и рожали новых!) отцы, вернувшиеся с фронта, прошедшие через жестокую бойню и также не получившие реабилитации.
— Воспитание тогда было, в основном, не семейное. Нас воспитывала школа: уроки, кружки, секции, собрания, пионерские слёты, тимуровское движение… Мы росли в детской среде — играли, обменивались мыслями, которая исполняла психотерапевтическую функцию. А сейчас можем мы ребёнка отпустить во двор? Где дружные, увлечённые делом дворовые компании прежних лет? Нет их.
И в классе дети нынче не вместе, но — рядом. А чтобы, как раньше, «один за всех и все за одного» — такое встречается редко. Особенно в мегаполисах, где дети после уроков разбегаются по спортивным клубам, музыкальным школам, секциям. А в деревнях… родители зачастую пьют, и дети слоняются неприкаянные. Ведь чаще всего почему у ребёнка что-то не складывается? — Потому что в семье не только между родителями плохие отношения — они не всегда складываются даже между матерью и ребёнком. А сверхактивных воспитывать и учить надо с мудростью.
А что происходит в школе? Если ребёнок ригидный (оцепенелость), если относится к «новым» детям, если он не может ответить на вопрос учителя сразу, а долго прокручивает и взвешивает вопрос в мозгу, нетерпеливая учительница определяет его как умственно отсталого. Нечто подобное произошло с Эдисоном, его тоже считали умственно неполноценным. На самом деле эта ригидность объясняется тем, что глубина мышления такова, что в эти мгновения человек не воспринимает внешний мир. И сколько таких детей сидит в классе! Увы, на них перестают обращать внимание. Но если мозг не занят работой, то рано или поздно, под влиянием депрессии, развитие интеллекта идёт не так, как должно, и ребёнку ставится диагноз «псевдодебильность».
— Если у детей индиго такой необычный потенциал, он должен был проявиться. Пора… ведь индиго стали рождаться в прошлом веке, сейчас первым из них должно быть по 30-40 лет. Так где же они — великие учёные, гениальные мыслители, музыканты?..
— Они есть, просто никто не задавался целью проверить — индиго эти люди или нет. Хотите сказать, что их должно быть много? Да, если бы кто-то вовремя подхватил и развил их задатки. Поэтому, работая с родителями, я не устаю повторять: «Занимайтесь не только своим ребёнком — занимайтесь его окружением».
— Читала, что якобы оба полушария их мозга развиты одинаково.
— У них в большей степени работает правое — чувственное восприятие. Поэтому всю информацию индиго прорабатывают ещё и интуитивно, чутко прислушиваясь, принимает это душа или нет.
Сегодня большинство родителей испытывают страх, растерянность, оттого что не могут решить материальные проблемы или не понимают собственного ребёнка. Среди семей, где растёт гиперактивный ребёнок, часты разводы, потому что между папой и мамой происходят безконечные выяснения: и в кого это он такой уродился? — Это твоя родня… — Нет, это твоя родня… И индиго, обладающие сильными и яркими задатками, не только перенимают от родителей страхи и неуверенность, но становятся агрессивными по отношению к людям и даже по отношению к самим себе. Они обижены на родителей и на весь мир. Появляется даже желание уничтожить этот несправедливый, неправильный мир плохих взрослых. Нередко дети страдают аутизмом — отгораживаются от внешнего мира настолько, что даже перестают говорить.
— Вокруг индиго возникают мифы. Например, что у них несколько иная иммунная система и ДНК. Так, у больных СПИДом родителей родился заражённый ребёнок, но через некоторое время повторные анализы показали, что СПИДа у ребёнка нет — он самоизлечился.
— Вполне может быть. Ведь известно, что на структуру ДНК сильно действует, например, мат. Интеллектуальный уровень дитяти, растущего в среде, где мат — обыденное явление, понижается. Кстати, даже растения вянут в той комнате, где матерятся.
Канадские учёные пришли к выводу, что если хотя бы до пяти лет ребёнок не подвергается агрессивному воздействию взрослого мира, то удаётся сохранить и развить удивительную чувствительность, способность к со-радованию и со-переживанию людям. Такие вот дети-солнышки. Но если пропустить тонкую границу детскости и взросления — они неизбежно превращаются в трудных.
— Эти дети считают, что родились для какой-то особой миссии…
— Они ещё сами не знают, для какой. Но их отличает любовь к людям, желание претворить в жизнь все светлые мечты человечества, тяга к идеалу. Наша задача — не задавливать в детях светлое начало, а взращивать. Дети — посланцы Божии. Господь лишь доверил нам их воспитание. Глупо думать, что это мой ребёнок, раз я его родила, и потому могу с ним делать, что заблагорассудится. За всё ответим пред Господом — за брошенных детей, обделённых материнской лаской и отцовской поддержкой, за голодающих, за развращённых, в которых убили светлый дух.
— Высокая самооценка, доходящая у иных до мании величия, не может в дальнейшем дать ростки духовному фашизму? Дескать, индиго — сверхчеловеки, а остальные дети — рабочие муравьи.
— Такая опасность существует. Но это не значит, что детей индиго надо «душить в колыбели». Просто у них очень развиты чувства симпатии и антипатии. Поэтому если воспитать их правильно, то у людей, живущих рядом с детьми индиго, не будет иного выхода, как уважать и любить друг друга. Если же нет, то отрицательные эмоции — ненависть, злоба, цинизм — превратятся в оружие массового поражения. А по данным социологов, 70% жителей планеты находятся в состоянии постоянной депрессии. 50% матерей не занимаются детьми, что является насилием над личностью: не накормили, не выслушали, нет постоянного места, где он спит и делает уроки. Насилие ведь бывает не только сексуальное, физическое, но и психологическое, духовное. Недаром в наше время в 46 раз возросла статистика попыток и совершения самоубийства среди детей, и три четверти из них — мальчики.
Но не зря индиго ещё называют детьми Света. Они рождаются с высоким духовным потенциалом и посланы Господом в мир нести добро. Они щедро одарены Богом различными талантами, и их становится всё больше. А вот какими они вырастут, будут ли приносить пользу обществу, зависит от нас с вами.
"Православный СПб", №12
|