О неизбрании Церковью недостойных лиц
- Александр Соколов
21.12.2008 19:57
"Так называемый догмат о "непорочном зачатии Пресвятой Богородицы" был утвержден в качестве догмата в 1854г. Согласно этому догмату, Пресвятая Богородица, хотя Она и родилась, как все люди, от естественного зачатия родителей Своих Иоакима и Анны, но в первый же момент была освобождена от вины первородного греха в силу будущих искупительных заслуг Христа Спасителя благодаря особой дарованной Ей привилегии. То есть Она оказалась в состоянии, в каком пребывали Адам и Ева до грехопадения. Догмат этот был принят, казалось бы, с самой благой целью - для прославления Пресвятой Девы Богородицы Марии, для особого указания на Ее святость и непорочность даже еще до ее рождения. Тем не менее Церковь Православная, прославляя Богоизбранную Отроковицу, этот католический догмат не принимает и принять не может, т.к. он подрывает самые основы христианской веры и учения о спасении. Если до искупительной жертвы Христа оказывается возможным, в силу особой првилегии, спасение, всецелая святость и непорочность одного человека - Пресвятой Девы Богородицы Марии, то почему та же самая привилегия не могла быть уделена и другим? Скажем, ветхозаветным праведникм, прародителям Христа поплоти, Если принять, что один человек был искуплен, то почему Бог не помиловал вообще всех ветхозаветных праведников? Почему они должны были сойти во ад? Пророк и Предтеча Иоанн пришел и возвестил грядущее искупление, но никто из них не мог быть освобожден от ада, потому что отделенность от Бога еще не могла быть преодолена. Церковь всегда согласно учила, что только после того, как Христос Спаситель пришел, воплотился в реальной истории человеческой, пострадал и по Воскресении вознесся на Небеса со Своей Пречистой плотию, стало возможно спасение и обожение человека. Таким образом, этот казалось бы, призванный прославить Божию Матерь догмат на самом деле принижает Ее личную святость и личную заслугу. Выходит, что освобождение от последствий первородного греха было дано ей автоматически, без учета того совершенно исключительного подвига святости, который Она несла во время Своей земной жизни. Следует особо подчеркнуть, что догмат о непорочном зачатии разрывает единство человеческого рода и тем самым подвергает сомнению само спасительное воплощение Сына Божия и восприятие Им на Себя человеческой природы. Многие святые отцы повторяют глубокое речение об искупительном подвиге Христа, высказанное впервые святителем Григорием Богословом: "Что не воспринято, то и не исцелено". Для того, чтобы искупить всего человека, Христос Спаситель должен был воспринять всего человека (кроме греха, который не является присущим человеческой природе). Это восприятие было возможно только в том случае, если Матерь Божия никак и ничем не была выделена из предшесвующих поколений рода людского, если Она не была особым созданием, находящимся в исключительном положении, если по природе своей Она была точно такой как и все другие люди. Католики же, по сути дела, чрез принятие догмата о непорочном зачатии подвргают это сомнению. Есть и третья причина, по которой этот догмат не может быть принят Православной Церковью. Вся история Ветхого Завета - это история того, как род человеческий, ведомый промыслом Божиим, должен был через поколения праотцев, святых, праведников привести Ту, Которая была бы не только лично свята, но в Которой проявлялась бы святость всего человечества, которая явилась бы вершиной человеческого рода. А если принять католический догмат, то получится, что в любой момент кому-то могла быть дана привилегия непорочности, независимо от того, кто был этот человек. Таким образом, утрачивается значение Ветхого Завета, как приуготовления человечества к воплощению Христа Спасителя. Итак, не все то, что, казалось бы, направлено к прославлению Бога и Божией матери, на самом деле является таковым. Судить надо и по побуждениям, но и по выводам, которые вытекают из тех или иных догматов или учений инославных. ... Православная Церковь учит так. Божия Матерь, как и все люди, находилась под ответственностью первородного греха, и потому Она, хотя не имела никаких личных грехов (и в этом смысле была Святой, Непорочной, Пречистой), должна была понести главное последствие первородного греха - смерть. Божия Матерь, закончив путь земной жизни, сначала вкусила смерть, по такому же закону, как и все потомки Адама и Евы, так как последсвия греха прародителей являются общими для всех людей. Но умерши естественным образом, как все люди, Она не осталась во власти смерти и была, прежде всеобщего воскресения и преображения, изъята из общей участи всех рожденных на земле и пребывает ныне уже на Небе в прославленной Своей плоти."
Букварь школьника. Язык славян. Начала познания вещей божественных и человеческих. Издательство "Сибирская Благозвонница".Москва. 2004.с.1306-1307
|