"Консервативные представления о переустройстве России"
- Анатолий Степанов
09.02.2007 03:20
Уважаемый Григорий Борисович! Только недавно внимательно прочитал публикацию С.Фомина в "Русском вестнике", она есть и на нашем сайте (см.: http://www.rusk.ru/st.php?idar=19824 – начало и http://www.rusk.ru/st.php?idar=20734 - окончание). Действительно, в статье собрано много ранее неизвестных, по крайней мере лично мне, фактов и свидетельств из воспоминаний (за что, видимо, мы должны поблагодарить прежде всего Вас).
Могу кое-что добавить Вам для сведения по теме преследования причастных к делу Бейлиса лиц.
2 сентября 1918 г. в Петрограде были расстреляны художник Лука Тимофеевич Злотников, кандидат в члены Союза Михаила Архангела, который возил в Киев отпечатанную на средства Союза брошюру ксендза И.Пранайтиса и руководитель Николаевского отдела Союза Русского Народа Иосиф Васильевич Ревенко, у которого при аресте чекисты изъяли большие фотографии Андрюши Ющинского и его окровавленной рубашки.
29 марта 1919 года в Киеве был арестован и в тот же день расстрелян один из инициаторов общественного расследования дела Бейлиса Виктор Эдуардович Розмитальский (а вовсе не 1 сентября, как ошибочно пишет Рябов).
15 мая 1919 года в Киеве была расстреляна дочь генерала, активная участница монархического движения и общественного расследования дела Бейлиса Елена Павловна Разумихина.
В ночь на 11 сентября 1919 года в Орле были зарублены руководитель фракции правых в 3-й Госдуме профессор Андрей Сергеевич Вязигин, издававший журнал "Мирный труд", в котором печатался подробный отчет о ходе дела Бейлиса, и его друг и ближайший помощник по изданию журнала профессор Яков Андреевич Денисов.
Что касается профессора Ивана Алексеевича Сикорского, то, хотя он и скончался после захвата Киева большевиками, нет сведений о его насильственной кончине, хотя есть ненадежные сведения то ли о попытке его ареста, то ли о кратковременном аресте.
В статье Фомина приведены интересные сведения из воспоминаний о расстреле царских министров. Однако, к сожалению, не произведен их анализ и даже простое сравнение, а ведь они очевидно противоречат друг другу. В самом известном свидетельстве, которое опубликовал некто Дивеев в журнале "Двуглавый орел", а оттуда оно перекочевало во многие работы (в том числе и протопресвитера М.Польского), есть очевидные ошибки. Дело, как Вы видимо знаете, в том, что сведения эти сообщил очевидец расстрела одному из социалистов, сидевшему в Бутырке. После того как большевики освободили своих собратьев по борьбе с самодержавием, те издали в Париже сборник "Чека", в котором и были опубликованы эти воспоминания. Отсюда путаница с "ксендзом Лютостанским и его братом" (бывший ксендз скончался в 1916 году, и вот теперь ясно, что речь шла о других поляках - Лютославских). Кроме того, среди расстрелянных 5 сентября упоминается и епископ Ефрем (Кузнецов), но никаких подробностей не сообщается. Более того, говорится о явной несуразице, что перед казнью все подходили под благословение к отцу Иоанну Восторгову (в своей книге о. Михаил Польский попытался устранить эту несуразицу и добавил, что подходили под благословение к епископу Ефрему и отцу Иоанну, но у Дивеева упоминается только отец Иоанн). Этого не могло быть, если бы среди приговоренных к смерти находился владыка Ефрем. Все дело в том, что епископ Ефрем был расстрелян в другой день. Эту мою давнюю догадку мне подтвердила одна исследовательница житий новомучеников-архиереев. Далее, настораживает, что в разных свидетельствах приводятся подробности о поведении разных людей. Дивеев сообщает подробности о Н.А.Маклакове, а у Кобякова о нем ни слова. Зато Дивеев молчит о Хвостове, а тут есть подробности. Вероятно, все-таки, что Маклаков, Щегловитов, Хвостов и Белецкий были расстреляны в разные дни, либо в один день, но в разное время. Может быть, в архиве ФСБ сохранились их дела? Впрочем, сейчас туда попасть, видимо, нереально.
|