Националистическое движение или антицерковный фронт?
- Автор публикации
07.02.2007 13:44
Вы правы, Георгий, относительно тех, кто затеял "охоту на фофудью", по духу все ясно. Нет сомнений, 20-30 лиц, постоянно мелькающих в сети в связи с тематикой национализма (их еще называют профессиональными русскими) - аудитория заигранная и потерянная с точки зрения понимания аргументов и диалога. Этим господам довольно того, чтобы просто чувствовать себя "круче некуда" в ЖЖ и клубе Билингва. Кукушки и петухи, они исправно наговаривают в дневники один другому объем комментариев, которым поддерживается иллюзия превосходства - далекого отрыва от всех вперед и необязательности даже самых элементарных правил приличия. Последнее и означает по-видимому "овладение дискурсом": самоуверенность, успокоенность относительно своих способностей и разумения. В Интернете сложился уже ряд подобных кружков. Господ нужно поскорей оставить наедине с их вожделенным "дискурсом" - вариться в собственном соусе. Не в одном, так в другом случае обязательно потеряют меру и выдадут себя, свой дилетантизм с головой.
Тем не менее, "тратить силы" и "разжевывать" ситуацию, не соглашусь, все-таки надо. ВО-ПЕРВЫХ, издевательские выходки по отношению к вере и Церкви не должны сходить с рук совсем просто. Попробовали бы господа в аналогичном ключе диффамировать мусульманскую или, в особенности, еврейскую "фофудью" - близкое знакомство с бюро по правам человека г-на Брода было бы обеспечено. Причем в волю "оттягивался" бы на этом знакомстве кто-то другой, не наши кухонные острословы. ВО-ВТОРЫХ, недопустимо, чтобы подначивать православных брался со стороны кто угодно и с такой простотой для себя. Приходится признать, что да, своеобразная таранная тактика с упором на "моральный момент" Холмогоровой и Ко заставила православных неоправданно волноваться и искать вины. Наглядный пример - позиция того же А. Полынского, которому крайне хотелось бы срочного действия, положительных изменений, но который явно недооценил скрытую игру внутри Оргкомитета РМ, направленную на подавление, завоевание одной его частью позиционно-психологического превосходства. В этом плане уже его статью в "Можайском обозрении" нужно рассматривать как "удар в спину" по отношению к православным организациям, настаивающим, чтобы позиция их при подготовке совместных мероприятий была соответствующим образом учтена. По версии А. Полынского, напротив, соглашаться следует на все и без оговорок - сдаваясь на милость критиков "фофудьи" и признавая таким образом неполноценность, зависимость собственной позиции. Увы, но ошибка в данном случае налицо. Все видят, насколько невыдержанны, развязны нападки этих господ на веру и Церковь. Нет ни малейших признаков, что деятелей когорты К. Крылова когда-нибудь, что-нибудь может остановить, заставить придержать язык за зубами. Поэтому в данной ситуации необходимым считаю однозначное указание на принцип взаимной сдержанности и ответственности как начало любого сотрудничества. В конце концов, кто-нибудь "с той стороны" собирается "отвечать за базар" или считает достаточным в очередной раз явиться и крутить лисьим хвостом?
Наконец, В-ТРЕТЬИХ, мы не можем уступать кому бы то ни было самой проблематики национального самосознания и национального движения. У церковных людей не было и нет другого поля для выражения общественно-политической активности, кроме этого. Церковь сегодня подвергается поношениям с разных сторон: либеральных СМИ, политтехнологов, швыдковско-фурсенковской бюрократии, гламуро-богемы, попсы и т. д. Но если до известной степени бесполезным является оспаривать способы самовыражения Ксюши Собчак и журналистские методы "Московского комсомольца", то "национальное", "русское" - извольте!.. В повседневности понятие русского, русских, сохранения, заботы о русском народе что-либо значит, к чему-либо мотивирует лишь немногочисленный круг подлинной, патриотически-ориентированной элиты в различных отраслях (культура, наука, образование, управление, медицина, армия) да Православную Церковь.
Русские - это мы. "Русскость", решение "русского вопроса" достигаются не иначе, как через приближение к исходному национальному образу. Все остальное, любые перверсии, отрицающие тесное взаимопроникновение русского национализма с церковностью, возникают в двух случаях: а) человек ищет и руководствуется лучшими побуждениями, но Православие по каким-то причинам ему не открыто; б) человек намеренно коснеет в своем антицерковном предубеждении и ничего искать не собирается. Излишне говорить, что объединение, диалог возможны лишь в первом из двух случаев. Прочее, как в том анекдоте: высохнет - само отстанет.
|