Остров Каина
- протоиерей Георгий Бирюков
06.02.2007 17:03
Участникам обсуждения Видимо, пора обсуждение заканчивать, подводить итоги и закрывать тему. Новых идей не поступает, а по второму кругу идти смысла нет. Мирославу выражаю особую признательность, он "подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства" (Иоан. 1,47). Его комментарии, несколько нелицеприятные, но совершенно искренние, помогают понять феномен зрителя-фаната фильма. На мои вопросы по Ивану Грозному он не стал отвечать, но это и хорошо. Тема широчайшая, отвлекаться на неё в рамках данного обсуждения - непозволительная роскошь. Нужно знать и предьявить источники, в том числе и зарубежные, исследования авторитетных историков. Знание пропагандистских материалов "Комиссии по реабилитации облика Ивана Грозного, искаженного дворянской и буржуазной историографией" здесь будет маловато. Нужно рассмотреть детство будущего царя, различные периоды его жизни. Нужно рассмотреть степень ответственности царя Ивана за репрессии против честных служителей Церкви, прежде всего против святителя Филиппа; истребление аристократии и служилого сословия России и выдвижение на первый план доносчиков, карьеристов и интриганов; за династический кризис (пресечение династии Рюриковичей и Смутное время); за подрыв нравственных устоев и здорового правосознания народа введением опричины, ликвидацией элементарного правосудия, расправами без суда и следствия над подозреваемыми и целыми городами. Степень ответственности за то, что православная Западная Русь отшатнулась от такого облика московского православного царя и предпочла объединиться в одно государство с католической Польшей (Люблинская уния), а затем приняла и Брестскую церковную унию с Римом. Ну, и конечно, духовно-нравственный облик самого Ивана Грозного. Тема обширнейшая, требующая убедительных доказательств, причём не на таком уровне: Одна баба сказала...
Для моих прихожан ("каков поп, таков и приход") до сих пор не было ПРАКТИЧЕСКИХ причин заниматься этой темой. И в целом, по моим наблюдениям, проповедуют канонизацию царя Иоанна люди, воспринимающие его не таким, каким он был в действительности, а более как романтического героя романтического художественного произведения (см. мой пост за 5.02.) Но, заметим, что в подлинно религиозных обществах роль литературы и кино незначительны. На обширных просторах России можно встретить пару бабуль, которые по дороге в храм обсуждают женитьбу дона Педро на донне Анне из вчерашнего мексиканского сериала, но такая картина для практикующих православных всё же есть исключение. Гоголь, писатель, углубляясь в вере, отрекался от написанного им ранее. Таким образом, успех фильма в России показывает низкий уровень религиозности общества в целом, низкий уровень "качества" веры.
Зрители. Как-то в гостях, пока я беседовал с хозяином дома, его супруга смотрела телеящик. Шла какая-то чушь, про какую-то планету обезьян. Внезапно я обнаружил, что она вслух повторяет: "Какая обезьяна умная! Какая умная!" Она воспринимала актёра в гриме и шкуре, как реальную мыслящую обезьяну, а слова актёра, написанные автором сценария - как плод мысли этой обезьяны! В обществе нашем довольно много людей, живущих условными ценностями нереального мира. Фанаты футбольных команд, рок-групп? Какое дело до моего личного спасения, что "Спартак" победил "Локоматив", или наоборот. Но усомнись в лозунге фаната "Спартак - чемпион!", и ты уже рискуешь здоровьем и жизнью.
Мир иллюзий подменяет собою мир реальный и оказывает наркотическое воздействие на человека. Живя в таком мире, можно смотреть кино и искренне переживать проблемы героев, а в соседней комнате может страдать и умирать без помощи реальный живой человек. Реальные подвижники благочестия, святые новомученики и исповедники оказываются никому не интересными, зато выдуманный романтический образ киногероя делается кумиром. Я не случайно привёл ранее пример Евгения Родионова. Фанатам киношного Анатолия сей реальный мученик за веру неинтересен. Это герой "не их романа". Кстати, в "учебке" Евгений учился на территории моего первого прихода святых Новомучеников и Исповедников Российских, посёлок Лесное Неманского района. Мать его, побывав как-то на сборе ветеранов чеченской кампании в Калининграде, отметила, что про подвиг её сына вспоминает ТОЛЬКО Церковь (имеется в виду клир, священники) и очень немногие офицеры. Остальными он забыт. А ведь он совершил реальный подвиг: не отрекся от веры. Более того, он не пожелал стать Каином. Хорошо известно, что в чеченском плену можно было сохранить жизнь отречением, но это надо было подтвердить кровью другого пленного. Казнь снималась на видео (я такие записи видел: после убийства - в обнимку с боевиками, бывшими врагами, крики "аллах акбар" и т.д.). И вот оказывается, что образ реального героя не интересен, зато выдуманный Анатолий потрясает. Может быть именно тем, что нереален. Не встретил ещё ни одного зрителя, пожелавшего так же, как Анатолий из фильма, искупать свои грехи. Ответ: это же кино, это не для меня.
Иван Грозный? Столько труда у православных сегодня: строить и восстанавливать храмы, проповедовать, учить детей и взрослых, восстанавливать семейную жизнь и т.д. Жатвы много, а делателей-то мало. И вдруг кто-то заявляет: слушайте меня, бросайте свои дела, самое главное - канонизировать Ивана Грозного. Все, кто против - враги русского народа, России, веры православной и т.д. А по моему, рядовой преподаватель православной гимназии делает больше для Бога, Церкви и русского народа, чем все проповедники канонизации грозного царя, вместе взятые. То же - издатель Жития Святых, или молитвослова, или учебника Закона Божия. То же -... да любой православный, делающий РЕАЛЬНУЮ работу, живущий в реальном мире реальной жизнью.
|