Некоторые современные литургические проблемы новообращенных христиан
- Александр Соколов
15.12.2008 17:01
"Господь говорит: «Научитесь от Меня – ибо я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». (Мф.11,29). Стало быть, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего, нужно смиряться.
Как смиряться? «Если человек просит у Бога смирения, - говорит авва Дорофей, - то должен знать, что просит у Бога, дабы Он послал кого-нибудь оскорбить его». Бесчестия и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, т.е. приготовь, воспитай свою душу.
Как это происходит, покажем на примере. В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек помолиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил у дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: «Ваш солдат». Вот пример христианского смирения: за зло человек отплатил добром - и приобрел душу, ибо сержант с того времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.
Смирение делится на три степени: начальную, среднюю и высшую.
Начальная степень – человека ругают, оскорбляют, клевещут на него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав.
Средняя степень – человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут на него, он же не только молчит, но сохраняет полный мир и покой в душе и молится за своего обидчика.
И высшая степень – человека поносят, ругают, оскорбляют и даже избивают, он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но радуется и испытывает любовь к своему врагу. «Признак смирения – радостное перенесение унижений» (преп. Иоанн Лествичник).
Гордость – это основной узел, который увязывает все грехи, пороки, страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордиться нечем: тело и все способности дал нам Господь, и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно.
Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться, а святой Иоанн Златоуст говорит: у того, кто допускает это, недостаток ума. Надо работать над собой и выработать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.
Как добиться этого? Предположим, мы забиваем в стену гвоздь – и ударили нечаянно молотком по пальцу; или идем по улице, поскользнулись, упали и расшибли колено. Что делать? Не надо искать виновных, раздражаться, злиться, поднимать шум; надо сказать себе: «Вот и хорошо, мало еще тебе за твои грехи, блудная свинья, пес смердящий, корова ненасытная! Потерпи, в аду еще не так будет!» И боль тут же пройдет.… Постигла нас болезнь – не ропщи, но опять осуди себя: «Ну что, пожить думал, еще хочешь грешить? А смерть-то не за горами, а за плечами».
Точно так же надо настраивать себя, когда нас оскорбят, обидят, когда на нас клевещут. И здесь тоже надо сказать себе: «Тебе это полезно, смиряйся, терпи за свои грехи, да Бога благодари, что посылает бальзам для души». Если же мы обижаемся, когда нас ругают, и радуемся, когда нас хвалят, то должны помнить, что это болезнь души. И поношения, и похвалы надо переносить одинаково спокойно и невозмутимо.
Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли. Однажды он пошел в город. У ворот города сидел мудрец, который стал ругать его; человек же стоял веселый и довольный. Чему ты радуешься? - удивился мудрец. - Я тебя ругаю, а ты такой веселый.» - «А вот чему, - ответил тот, - я ведь за это плачу деньги, а ты меня ругаешь бесплатно».
Таких бесплатных учителей и у нас множество на каждом шагу: радуйся только да учись... «Как воду жизни, - советует св. Иоанн Лествичник, - пей поругание от всякого человека».
Смиряйся! Гордым в обителях Рая нет места: сатана за гордость был низвергнут с неба, и войти туда можно только через смирение. "
|