Как невозможно быть немного беременной, так нельзя быть и чуть пьяным
- Александр Б. из Москвы
12.12.2008 11:50
Дорогие коллеги! Предлагаю вам прочитать 2 старых (но актуальных) материала. Предлагаю их, в первую очередь, тем из вас, кто в той или иной степени стоит на позициях умеренно/редко пьющих. Автор обоих материалов - известный питерский священник. 1) Протоиерей Александр Захаров. О КОРЕННОЙ ПРИЧИНЕ ПЬЯНСТВА: http://www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/dipsomania_cause.html и 2) Протоиерей Александр Захаров. СЛОВО К ПАСТВЕ ПОСЛЕ СЪЕЗДА. 22 октября 1995г.: http://www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/after_congress.html Не помню точно, на этой ли "ветке" или где-то еще, но я уже приводил небольшие цитаты из этих материалов. На тот случай, если они у кого-то не смогут открыться по указанным ссылкам, привожу (с позволения Дорогой редакции) одну большую цитату из 2-го материала:
"Что нужно делать, чтоб не спиться? Самый простой и элементарный ответ: бросить надо пить-то. Вот и все! И больше ничего мудреного не требуется: только не покупать эту отраву и не пить. Все. Мне скажут: ну, это рецепт для пьяниц. А зачем же расставаться со спиртным лю-дям, умеренно выпивающим по праздникам? Что же я могу сказать таким людям? Я могу лишь встать на колени - вот так (встать на колени), поклониться им в ноги - вот так (поклониться земно), и умолять их: милые мои, пожалейте Россию! (подняться с колен). Я не отнимаю у вас вашего права на невинное и нечастое удовольствие, но я умо-ляю вас: ради немощных братьев ваших, которых это "удовольствие" косит, как траву, калечит и безвременно уносит в могилу, ради них, ради гибнущего от этого "удовольст-вия" Отечества, милые мои, поступитесь этим удовольствием! Я встал на колени, и я, если надо будет, еще тысячу раз встану на колени - только бы поднять с колен Россию. Люди русские, молю вас: откажитесь от этого удовольствия. Откажитесь от него ради будущего ваших же собственных деток! Откажитесь! Вы лично не имеете проблем с алкоголем. Благодарение за это Богу! Но у вас ведь растут дети, внуки. Откуда у вас уверенность, что, наливая первую стопку сыну или дочери, вы не отправляете их в страну алкоголизма? Есть ли на свете такой доктор, такой психолог или нарколог, который бы мог осмотреть человека, взять анализы, и вы-нести диагноз: вот этому можно пить - не сопьется, а вот этому нельзя прикасаться к рюмке - станет алкоголиком? Если бы существовал в мире хотя бы один такой доктор, способный ставить такие диагнозы - к нему бы выстраивались многокилометровые оче-реди... Но таких докторов нет. Все люди, впервые берущиеся за рюмку, думают, что останутся на умеренных по-зициях. Поверьте - все! Ни один человек не думает, что через десять или двадцать лет после знакомства с первой рюмкой он будет валяться по канавам. Ни один! Ни один че-ловек не думает об этом! И ни один человек не хочет этого! Но спиваются миллионами. Где у вас уверенность, что ряды этих миллионов не пополнят и ваши чада, познакомив-шиеся впервые с алкоголем за вашим умеренным праздничным столом? Вы умеете соблюдать меру. Но кто вам сказал, что и чадо ваше это сумеет? Не зря алкоголь называют "зеленым змеем". Не зря... Что бы вы сказали, если бы вам пред-ложили, в виде эксперимента, положить за пазуху змею? Ведь вы бы, наверно, сказали: зачем нужна такая "храбрость"? Хорошенький эксперимент - ужалит или не ужалит?! Да кто ж это предскажет?! Заливая в рот первую рюмку, начиная знакомство с алкоголем, вы делаете то же, как если бы запускали за пазуху змею. Зачем нужна такая "храбрость"? Ужалит или не ужалит, сопьетесь или не сопьетесь - никто не предскажет! Единственная гарантия не быть ужаленным - не класть за пазуху змею. Единственная гарантия не стать алкоголиком - не экспериментировать с алкоголем, не брать его в рот. Повторяю, я от вас этого не требую, я вас об этом умоляю: ужели это для вас такая великая жертва - от-казаться от праздничной рюмки?!. Слезно молю вас: ущемите себя немножко в этом удовольствии - ради многострадальной нашей Родины, ради будущности ваших люби-мых чад... Неужели все это не заслуживает такой жертвочки?.. Святой первоверховный ап. Павел, конечно же, не имел никаких личных проблем с алкоголем. Не был апостол пьяницей. Но все-таки советует: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Римл.14,21). "Мясо" здесь имеется в виду идоложертвенное. Что же до вина, то посмотрите, как говорит апостол. Не говорит: "Нельзя пить ви-на", но: "Лучше не пить вина, если от этого брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает". Отчего же нам не послушаться апостола и не последовать этому "луч-шему" - в виду миллионов наших несчастных братьев и сестер спотыкающихся, соблаз-няющихся, изнемогающих и погибающих? Неужели должно думать о себе только, и нисколько об этих несчастных?! Пусть спиваются, пусть погибают, пусть детей и внуков загонят в резервации, только бы не ущемлялось мое удовольствие... Нельзя же так, ми-лые мои. Неужели вконец погибла в вас русская душа - такая открытая к добру, такая чуткая к чужой боли, к чужому страданию? Люди русские - или вы уже не русские?!.. Это я все говорил к тем людям, которые личных проблем с алкоголем не имеют. Таким людям всего проще было бы ввести в своих семьях сухой закон. Что за горе - встретить Новый Год без бокала шампанского или день рождения - без бутылки конья-ка? Будут нарушены традиции? Но если традиции содействуют вымиранию народа - за-чем нам такие традиции? Не поймут родственники, друзья? Все поймут - они ведь такие же самые русские люди, как и вы! Если вы поймете и убедитесь всей душой, что надо расставаться с этой отравой - и чем скорее, тем лучше - так и друзей и родственников сумеете в этом убедить! А если кого и не убедите - не велика беда. Сначала не поймут, могут даже и посмеяться и пообижаться, но потом, если проявите твердость, только пу-ще вас зауважают. Я это, милые мои, не из теорий надуманных взял и не в книжках вычитал - я в этом на собственном своем, подчас очень горьком, жизненном опыте убедился. У меня от первой выпитой рюмки в 15 лет до первой стадии алкоголизма прошло всего пять лет. Да, вот такой "скороход" был. В 15 лет выпил первую рюмку - а в 20 уже оказался на первой стадии алкоголизма. А в 24 года дал обет Богу - до конца дней своих не притрагиваться к спиртно-му. И вот уже шестнадцатый год - не притрагиваюсь: ни на каких застольях, ни в каких компаниях. А где только не довелось за это время побывать. Дорогие мои, я знаком с данным вопросом доскональнейшим образом, со всех сто-рон - знаю, какова жизнь со спиртным, и какова совсем без него. Поэтому я имею право - зная и то и другое - утверждать: жить без спиртного гораздо лучше, чем со спиртным. Проверьте - убедитесь. Гораздо лучше! Страшно вам решиться сразу на всю жизнь - дайте обет хотя бы на год. Проверьте, испытайте - плохо ли жить совершенно трезвым человеком? Это я все - к людям, умеренно пьющим. Им, не имеющим тяги к алкоголю, не со-ставило бы труда от него и отказаться. Всего-то и надо - чуточку любви к Родине и кроху ответственной заботы о своих же детях и внуках."
От себя добавлю (это мое сугубо личное мнение!!!): (1) Тем из умеренно пьющих, кто продолжает и будет продолжать придерживаться выбранной ими "позиции", нимало не отступая от нее, как о том их просят "трезвенники", будет полезно узнать, что они, "умеренные", т.е. имеющие уже довольно большой, скажем так, "стаж абсолютного непристрастия к вину", на самом деле имеют - КАЖДЫЙ, НО В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ - таковое пристрастие, но настолько незначительное, что его и пристрастием назвать нельзя. А потому оно ими нисколечко не ощущается. Не ощущается этот м-е-д-л-е-н-н-о и НЕЗАМЕТНО накапливаемый заряд... Их "змий" еще в самой начальной младенческой стадии. Чтобы он начал заявлять о себе, его как малое дитятко надо еще вскармливать, иначе он зачахнет. Главное здесь - помнить, что и чада человеческие в разное время начинают говорить, и способности у них по-разному проявляются: у одних рано, у других - позднее. У одних - сразу ярко, у других - расцветают или "расцветают" постепенно... И самое последнее (с моей стороны): лично от меня сия, простите, зараза полностью отступила, по милости Божией, летом текущего года. Длительное время до этого мне ОЧЕНЬ хотелось спросить отца Александра Захарова, как ему удалось резко и быстро и, как я понял, эффективно, т.е. всерьез и надолго, "завязать с этим делом". И, наконец, большим ДУХОВНЫМ подспорьем для меня весной сего года явилась статья постоянного автора журнала "Фома" Александра Ткаченко "Танцы на краю. Исповедь алкоголика": http://www.foma.ru/articles/1477/ Краткая цитата слов автора из последовавшей бурной дискуссии форумчан "Фомы": "Если говорить об этой публикации, то главный мотив при ее написании у меня был про-стой: попытаться рассказать на своем примере о том, как человек спивается. По фазам. И если хотя бы один человек из ныне пьющих, но не считающих себя спивающимся, прочтя эту мою историю, увидит в ней некое сходство со своей, и хотя бы задумается о том, что все это ведь и о нем тоже написано, не только об А.Т., то, честное слово, я готов от всех прочих читателей выслушивать любые претензии в неискренности и двойственности. А если даже одного такого, задумавшегося читателя не оказалось, то и подавно. Мне очень хотелось выразить мысль о том, что НЕ БЫВАЕТ "УМЕРЕННОГО ПИТИЯ". Что ЛЮБОЙ человек, РЕГУЛЯРНО употребляющий крепкий алкоголь не может считать себя сво-бодным от этого употребления и очень, очень сильно рискует. Вот и все. Остальное – лирика и художественность."
Если и после всего прочитанного (т.е. по ссылкам) кто-то по-прежнему будет продолжать считать, что принципиальной разницы между водкой и другим более или гораздо менее крепким алкогольным напитком не существует (т.е. по потенциальным последствиям для пьющего), тогда... примите мои... соболезнования... Это - не язвительность с моей стороны! Просто грустная ирония...
|