Остров Каина

  • Шараков С. Л..     30.01.2007 20:11

    о. Георгию Бирюкову
    Уважаемый о. Георгий, благодарю Вас за то, что Вы откликнулись на мои замечания. Несмотря на то, что мы по-разному трактуем фильм, на мой взгляд, в принципиальных вещах удалось обнаружить согласие, а именно: при анализе художественного произведения необходимо учитывать специфику художественности, художественной формы, как особого рода выразительности. Вы согласны?
    На Ваши последние замечания по фильму разрешите не отвечать, так как принипиальные вопросы были поставлены и ответы на них были получены. Иначе мы рискуем пойти по второму кругу, отчего в итоге полемики может остаться только усталость. Вы согласны?
    По поводу "Мцыри" не соглашусь с Вами. Напомню Вам, что для художественного текста свойственно использование непрямого слова. Другими словами, автор высказывается, выражает идею не при помощи реплик персонажей, а посредством образа и архитектоники. Когда я говорил о покаянии героя поэмы, то менее всего имел в виду "исповедь" Мцыри. Сам герой заявляет старцу, что не видит в своих поступках греха. В чем же покаяние? Ответ на вопрос дает решение проблемы автора-повествователя. Для понимания художественного произведения последних веков данная проблема - одна из важнейших для анализа. Дело в том, что по преимуществу в лирике автор пишет от своего лица. В такой же эпической форме, каковой является поэма, автор-повествователь - вымышленный образ, не совпадающий с реальным автором произведения. Так обстоит дело и с "Мцыри". Кто же автор-повествователь, кто же рассказывает о Мцыри? Сам Мцыри. Лермонтов оставил только один намек на авторство героя (в черновиках было больше): об исповеди могли знать только двое (священник и исповедник), а рассказать об исповеди мог только один - сам исповедник. В начале произведения мы знакомимся со стариком, который живет на развалинах монастыря и хранит верность его преданию. Можно думать, что это и есть Мцыри. Таким образом, повторюсь, автор-повестватель - Мцыри. Покаяние же сказывается не в прямых выражениях, а в слоге, в образах, в логике соединения образов.
    Материал о поэме Лермонтова я брал у А. В. Моторина.
    О вере Лермонтова в предопределение... Да, молодой поэт верил в жребий, рок, предопределение. Но в этом не было ничего специально протестантского. Дело в том, что вера в предопределение свойственна гуманистическому сознанию вообще. Причина того видится в том, что человек ушел из Церкви, закрылся от незримого мира, но понятнее мир оттого не стал, наоборот. Все непонятное рассудку человек, начиная с эпохи Возрождения, и стал именовать роком и т. д. Так что протестанство, скорее, частность этой всеобщей европейской апостасии. В общем, так возвращалось язычество. Для большинства русских писателй 19 века был свойственен путь от гуманизма-язычества к православию. Молодой Лермонтов верил в предопределение, а зрелый уже эту веру художественно изображал (образ Печорина) и показывал гибельность подобного заблуждения для души.
    В заключение хочу поблагодарить Вас за интересный и полезный для меня, надеюсь, что не вовсе бесполезный и для Вас, диалог. Спасибо Вам за интересную статью. Надеюсь также, что у нас будет возможность встретиться на форуме по поводу других статей.
    С уважением, С. Ш.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика