Отношение Православной Церкви к самоубийству
- Максим Степаненко
29.01.2007 21:37
Дорогой Игорь! Что Вы хотите для себя? Надежды и веры или самообмана, который бы тешил самолюбие? Последнее слово за Богом и, безусловно, Его любовь к каждому человеку, включая и вашего отца, куда больше, чем ваша личная любовь к своему отцу. Впрочем, и у этой любви есть свои пределы: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Убийство относится к тяжким смертным грехам, и дело принципиально не меняется, если человек убивает сам себя. Допустим, ваш отец покаялся (хотя в чем и как он каялся, Вам вряд ли известно), но как он сможет покаяться за свое самоубийство? Не допустим и некий фарисейский буквализм - вот не исповедовал перед смертью два-три греха, хотя до этого старался жить в вере и благочестиво - и все точно в ад. Важно расположение человека к Богу, его принципиальная устремленность к Нему.
То куда попадет душа после смерти в рай или ад, в первую очередь, мне думается, зависит не Бога - ибо Он по Своей великой любви, если вознаграждает, то вознаграждает с избытком, если наказывает, то наказывает по минимуму. Этот выбор зависит от того, как человеческая душа может принять в себя Бога, быть рядом с Ним. Увы, для кого-то присутствие Божие – нестерпимая боль. Вспомните реакцию бесов на присутствие Господа Иисуса Христа – для них Он, Тот, Который Жизнь, Свет и Любовь – мука! Именно для падших ангелов и уготован был изначально ад – самое дальнее место от Бога. Это же справедливо и для многих грешных людей. Игорь, в Вашем случае решающим моментом является степень богоустремленности души вашего отца. А об этом ни Вам, ни мне не известно. И это придется принять со смирением… К тому же самоубийство является свидетельством маловерия человека, его сомнений в благой промысел Бога о нем, в то, что через эти страдания он может приобрести Царствие Божие – «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Священник, когда-то освящавший дом моей матери, сказал примерно следующее. У каждого человека есть своя чаша горести (можно сказать и крест), которую он должен испить в своей жизни. Кто-то, живя беззаботной жизнью, готовит себя к тому, что эту горькую чащу ему придется выпить сразу к концу жизни. Мы, же христиане, сами себя напояем постепенно горечью – через пост, воздержание, молитву, жертвенность, помощь ближним. И в результате чего эта горечь равномерно и помалу принимаемая, не делает нашу жизнь столь тяжелой. Понемногу в течение всей жизни или сразу в конце жизни, но крест нам нужно вынести, тем более, что Бог не попускает искушений сверх сил человека. Не идеализируйте своего отца…
Отношение Церкви к самоубийству сложилось не самочинно, по прихоти какого-то немилосердного епископа – Церковь живет и вразумляется действием Святого Духа. Опыт Церкви показывает, люди в истинной вере и с чистой душой самоубийством не кончают. Хуже того, к этому греху людей подталкивают множество других совершенных грехов. Увы, так не бывает, во всем искренне покаялся, очистил душу и раз – погубил себя. Это нужно учитывать, видя принципиальную позицию Церкви по этой проблеме. Вы просите веры от надежды у Церкви. А ваш отец в тяжкие моменты просил помощи у Матери Церкви, прибегал ли к ее спасительным Таинствам, молитвам, звал ли на помощь и за советом священника? Мне почему-то кажется, нет. Ибо самоубийство, является следствием того, что человек уповал в жизни, прежде всего, на свои силы, а не Божию помощь и содействие. И когда эти силы кончаются, такие люди впадают в отчаяние… Вы хотите веры и надежды – молитесь, это единственное, что нам остается делать! А также чтение Евангелия во спасение души вашего отца, и логика тут проста – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Кто знает, может слышание слова Божия от вас, и ваши молитвы о нем смогут преобразить его душу. Впрочем, все это рассуждения человеческие. Соборного общецерковного мнения о возможности облегчения участи самоубийц нет. Однако в любом случае ваша любовь к отцу для Господа будет не безразлична.
|