Остров Каина

  • Р.Б.Алексий     27.01.2007 20:03

    Дорогой отец Георгий благословите.
    Прочитал вашу рецензию и все мое негодование по поводу чудовищных несуразностей в фильме пропали. Я видел в фильме хулу на Церковь. Вы правильно сказали, что "В монастырь ПРИХОДЯТ из мира. В монастырь УХОДЯТ из мира". И когда приходят в монастырь дают обеты, в том числе послушания. А здесь главный герой делает что хочет. Где все его обеты? Но после того, как вы тонко отметили, что Анатолий попал в монастырь не по своей воле. А стало быть монастырь стал для него не местом подвига, а безопаснейшим убежищем от суда и казни, и одновременно тюрьмой. Сейчас просто удивляюсь, как мне это в голову не пришло. Просто я сразу воспринял Анатолия как монаха, а в такой ситуации выходит сплошная карикатура и на Церковь и на монастырь.
    Но далее у меня есть некоторые возражения. Вы считаете, что симуляция юродства помогала Анатолию избегать Исповеди и Приобщения Святых Таинств. А с другой по милосердию Божию он получил "дары прозорливости и целительства". И сравниваете эти дары с мирскими талантами Каинова семейства. Но мирские таланты являлись все же не Божиими дарами, а суровой необходимостью. Ибо исполнилось обещание Господа: "когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя". Отсюда и города и ремесла. И искусства были необходимы, ибо муки грехов, терзали это семейство (как и Анатолия). А потому им требовалось постоянное отвлечение от своего внутреннего состояния в виде зрелищ, "где и душа зрителя находится в беспечности и великой рассеянности ... где мелодия песен, выигрываемых на различных инструментах очаровывает и расслабляет силу ума" - писал Св. Иоанн Златоуст. Думаю, что и Анатолий получил свои дары далеко не от Господа. Об этом чуть позже. Но вспомнилось еще одно событие - только получив от Господа гарантию безопасности в виде печати, Каин окончательно "изыде от лица Божия". А для Анатолия такой печатью стал монастырь сам по себе, где ему, как и Каину было дано время на покаяние.

    Вы пишете, что Анатолий и сам искренне удивляется: "Одного не пойму: за что это всё мне? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде бы за мои грехи удавить меня мало, а меня тут чуть ли не святым сделали. А какой я святой? Мира нет в душе"
    Удивление искренне, но ответ на это удивление только один: дары от лукавого. Конечно священноинок N может возразить, что этого не может быть, т.к. "Анатолий постоянно обращён к Господу с молитвой ИисусовойЕ" Но тут надо вспомнить рассказ Святителя Игнатия (Брянчанинова), о том, как он встретил в СПб Афонского иеросхимонаха, который носил вериги, ходил зимой в одной рясе (явное чудо) и просил молиться о нем так как он грешен чревоугодием (много ест) и леностью (много спит). Тогда Св. Игнатий попросил афонца обучить его молитве, на что тот немедленно согласился. "И, о ужас! - пишет Святитель - с величайшим разгорячением начал передавать мне ... способ восторженной, мечтательной молитвы. Вижу: он ... в прелести". Так что в сети лукавого попадают даже те кто САМ пришел в монастырь, и дары от него получают.

    А как же попал в сети советский матросик? Вы батюшка пишете: "В киноповести Анатолий так говорит Тихону: "Про преступление свое никому не говорил, даже духовнику, боялся... что передадут куда надо... с такими грехами неотмоленными и помирать-то страшно". То есть на первых порах духовник у него все же был, и он исповедывался, но грех убийства скрывал. И это вполне понятно. Ведь Анатолий жертва атеистического воспитания, не утверждаю, что состоял в союзе молодого безбожника, но с "мракобесием" тогда боролся весь комсомол. И вот такой безбожник, совершив предательство и убийство по трусости, попадает в монастырь. Естественно главная задача для него, что бы не выгнали, это же так по человечески понятно. Но для этого надо подчиниться общим правилам. И он подчиняется и получает духовника. Того самого, от которого скрывал грех убийства, по ЕГО СОБСТВЕННЫМ словам. А как известно перед исповедью священник предупреждает: "аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши". Так что несчастный воспитанник комсомола свой грех только усугубил. Но духовник, естественно, рано или поздно благословит его причаститься. И что делать малодушному атеисту? Ответ только один? Ведь он пока еще атеист. Но далее, перед причастием Анатолий вслед за священником повторяет слова: "... причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, ... Да не в суд или во осуждение будет мне причащение ...". Таким образом, сокрытый на исповеди грех сделал Анатолия Иудой не только как предателя своего ближнего, но и в духовном смысле. Скорее всего, это происходило несколько раз. Но что могло последовать за этим. Святой Иоанн Кронштадтский пишет: "если изнеможет ... верою причащающийся Святых Таин, то вдруг почувствует он пожирающий огонь в груди своей, скорбь и тесноту в сердце; а если вера превозможет неверие в нечистом сердце, то причащающийся вдруг ощутит легкую, животворящую теплоту с какой-то чудною прохладою и негою, мир, радость и широту сердца". В каком состоянии находится Анатолий? Ответ содержится в словах главного героя: "Грехи жгут! Прямо всю душу сожгли!" От кого же можно получить дары после таких "подвигов", кроме как от лукавого. Думаю, что сам Анатолий, только после получения даров поверил в Бога, и, что те дары от Господа. Но и некоторые экстрасенсы в это верят. Но поведение экстрасенсов и святых существенно различно, и это Вы батюшка совершенно правильно сказали. Об этом и Святитель Игнатий пишет, продолжая рассказ об афонце: "всех учит и обличает с дерзкою наглостью". Об одержимости говорит и последние мгновения "старца". А уже получив "дары" он смог юродствовать и от причастия отлынивать.

    Об этом так же свидетельствуют беседы с отцами. С одной стороны заявление: "Умирать не страшно, - страшно будет перед Богом стоять. Грехи давят". А на предложение отца Филарета постричься перед смертью в схиму: "Да ты что? Всю земную жизнь живот от правосудия спасал, а ТЕПЕРЬ ОТ ВСЕГО ОТРЕЧЬСЯ?" Сам дух гордости вещает эти словеса устами Анатолия. Но вот убитый оказался живым. Радость то какая, а смерть вот она, кого бояться? Не страшно уже КГБ. Но не дает "от всего отречься" тот дух, что живет в "старце". Так и сыграл в ящик "старец" Анатолий. Конечно "может быть у нас и не все так плохо" как "утешал" меня Василий Ч., может быть и меня вылечат, как говорил психиатр Шурику в "Кавказской пленнице". В заключение хотелось бы поблагодарить Вас батюшка Георгий за прекрасный разбор фильма. Лично мне он очень многое дал. Думаю, наши разногласия носят несущественный характер. Единственное добавление: Анатолий это не только Каин но и Иуда (как писал батюшка Владимир Седов) одновременно, но с точки зрения НЕРАСКАЯННОСТИ это не имеет значения.
    С любовью о Господе, и пожеланием успехов в вашем многотрудном пастырском служении. Р.Б. Алексий.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика