Остров Каина

  • протоиерей Георгий Бирюков     26.01.2007 13:57

    священноиноку N (пост от 22.01)
    Молитва Иисусова и 50-й псалом - отдельная, необъятная тема. Вы, как священноинок, лучше меня знаете о таком явлении, как прелесть. Иисусовой молитве посвящёна известная работа профессора Осипова Алексея Ильича, в которой разбирается состояние прелести литературного героя из "Откровенных рассказов странника своему духовному отцу". Можно найти её в Интернете. Для находящихся в состоянии прелести чтение Иисусовой молитвы не спасительно. Это мое утверждение не связывайте лично с Анатолием или игравшим его роль Мамоновым. Анатолий - литературный герой, покорный воле своих создателей, а Мамонов - это Мамонов. Просто довод о том, что Анатолий в фильме читал молитвы, ещё мало о чем говорит.
    Вспомните, что 90-й псалом цитировал даже дьявол (Матф. 4,6); со своеобразными молитвами к Иисусу обращались даже бесы: "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучать нас" (Матф.8,29), и далее "И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней" (Матф.8,31).
    Если вернуться к людям, то существует много сект, вполне погибельных для их членов, где молитвы и псалмы читаются и даже поются с вдохновением. Можно вспомнить и древних еретиков, и российских хлыстов, и харизматов-пятидесятников, и отпочковавшиеся в последние десятилетия от Православия Богородичные центры и т.д. Так что сам по себе факт чтения 50-го псалма и иных молитв Анатолием не может считаться решающим.
    Да, нужно вспоминать время от времени, что перед нами всё-таки литературный герой, который по воле сценариста и режиссёра может говорить и делать что угодно, хоть по водам ходить, аки по суху. и может сочетать в себе несочетаемые в реальной жизни черты.
    Малодушие и трусость апостола петра и других учеников Христа (за исключением Иуды Искариота) всё же отличается от малодушия и трусости Анатолия, булгаковского Пилата, Каина, того же Иуды. Эти все боялись более не суда Божия, а осуждения человеческого. Каин боялся суда родителей, потому и бежал, куда глаза глядят. Для Иуды оказалось самым главным не прощение Божие, не покаяние, а сочувствие синедриона (человеков), куда он понёс возвращать "честно" заработанные сребренники. Не Богу, а иудейским первосвященникам и старейшинам он сказал: "Согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам".(Матф. 27.4). Ну а сам он повесился. Людей, а не Бога. боялись Каин и Иуда, и у людей, а не Бога, хотели бы получить прощение. Так же и Анатолий, прежде всего боялся наказания советской власти и хотел получить прощение от человека.
    Что в фильме хорошо: вольно невольно показывает необходимость именно церковной исповеди, когда человек кается перед Богом, и в разрешительной молитве священника получает прощение грехов от Бога. Если же её, церковной исповеди, нет, то и мучается бедалага 33 года.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика