Остров Каина
- протоиерей Георгий Бирюков
26.01.2007 01:18
Василию Ч. Фильм "Мастер и Маргарита" умудрился сам не посмотреть. Доверился отзывам о нём знакомых священнослужителй. Впрочем, те были разочарованы контрастом с "Идиотом" того-же режиссёра. Сам роман прочитал во время оно, получив на ночь. Утро встретил с убеждением, что Христос реально существовал (впрочем, убеждение-то было раньше, но книга несколько способствовала его углублению). Но возник мучительный вопрос: а кем Он был: Богом, или человеком. Этот вопрос пришлось решать уже не чтением книг, а опытом своей духовной жизни. В "Мастере и Маргарите" Иешуа изображён каким-то неудачливым экстрасенсом. К слову: у знакомых моих того времени, прочитавших Булгакова, не возникло ни убеждения, ни вопроса. "Так, глупость какая-то". Про то, что никто, кроме меня эту главную идею не увидел? Я вот скажу, что у меня в жизни бывало несколько раз такое: никто не видит, а я вижу. Ну, и за кого Вы меня после этого считать будете? Но в данном случае подобные мысли уже встретил. Один возмущается вопиющей несправедливостью сюжета: что это за Бог такой? Убийца и дизертир у Него святой, а у героя-адмирала в дочь бес вселился? Как Бог такое допустил? Если полазить по Интернету, многое и иное найдётся. Я не только признаю, я утверждаю, что фильм даёт пищу для размышлений, для споров и диспутов, для того, чтобы определиться с тем, в Кого же мы верим? каков Бог? что Он хочет в действительности от нас? каковы отношения человека с Богом? как человек спасается? Необходимость в этом сегодня есть. По опыту своему знаю, что большинство наших православных даже не знает заповедей Христовых! Они знают, что они от Бога хотят, но что Бог от них хочет, знать не желают. Спросишь перед крещением детей их крестных родителей, они выдавят из себя: "Не убий!" да "Не укради!" Да в нашей реальной жизни - это заповеди не Христа, а участкового милиционера, который ходит по посёлку и учит: не воруйте и не убивайте, а то в тюрьму попадёте. Один из десяти выдавит слышанное где-то "Возлюби ближнего". А ближних-то, знаете-ли, и братва любит. И у Гитлера любовница была. Напомнишь им застольную песню про Стеньку Разина, который "обнявшись сидит с княжной, свадьбу новую справляет, сам весёлый и хмельной" А где его ближние? На вёслах сидят и ропщут: "Нас на бабу променял" И атаман, чтобы показать любовь к ближним, эту бабу тут же топит. Что она ему? Другую найдёт. А с ближними, казаками-разбойниками, ему и дальше куролесить надо, грабить Астрахань и прочие поволжские города. Вот так любовь к ближним сочетается и с убийством, и с грабежом, и с прелюбодейством. Православный народ в своём подавляющем большинстве сегодня в вопросах веры запутан до крайности. А у фильма есть ещё положительный эффект. "Остров", при всех своих недостатках, показал, что православные художественные фильмы востребованы, что они экономически выгодны, своим создателям принесут доход, славу, почёт, уважение и награды. Что режиссёрам можно засучивать рукава и приниматься за работу! Но фильмы, естественно, снимать покачественнее.
|