Отношение Православной Церкви к самоубийству
- Игумен Кирилл (Семёнов)
25.01.2007 15:39
Замечательный образец непогрешимой книжности. Автора никак не упрекнёшь в неосновательности суждений, и цитат из Священного Писания вдоволь, а с этим уже не поспоришь. Всё так, всё правильно. Однако... Можно было бы земно поклониться Максиму Степаненко, если бы он сделал к своему академически безупречному тексту одно лишь маленькое примечание: дескать, я, дорогие братья и сёстры, сам прошёл через бездну отчаяния, через страшные душевные и телесные муки, но я, Максим Степаненко, с помощью Божией преодолел всё это и отверг искушение самоубийством. Вот тогда все правильные слова автора статьи были бы лично выстраданными, написанными, так сказать, собственной кровью, а не одним только хорошо образованным и начитанным в Писании умом. А пока этого примечания нет, не удивляешься тому, например, что проблемы молодёжи, детей, добровольно уходящих из жизни (во множестве! - как показывает страшная статистика), Максиму Степаненко, Руководителю Миссионерского отдела, кажутся "надуманными и смехотворными"... Действительно, мир детей зачастую вообще людям взрослым и основательным представляется чем-то несерьёзным, а то и попросту неразумным. Чтобы судить о том, чтО каждый конкретный человек переживает в момент такого страшного для себя выбора, нужно если не попытаться, грубо говоря, "войти в его шкуру", то хотя бы посочувствовать его несчастью. В статье же, где самоубийство любого человека всего лишь констатируется как грех и результат греха, не слышится, увы, ни сочувствия, ни сострадания. Хорошо ли это для христианина - пусть решает автор. Да, Церковь не велит молиться за самоубийц церковной молитвой, поминать их за литургией, и этого никто оспорить не вправе. Но, вслед за преп.Амвросием Оптинским и многие другие пастыри никогда не возбраняют молиться родным за своего несчастного в своей келейной молитве (с известным рассуждением, разумеется, приводимым Анатолием В.А.). В этом - та христианская милость и любовь, которою нам никто не воспрещал и для нас не отменял. Всё же прочее принадлежит суду Милостивого Бога. Очень понятна боль Игоря К. Но кто из нас мог бы сказать, что это и не наша боль?..
|