Итоги "Русского марша" 4 ноября 2006г.

  • Самарский     18.01.2007 01:24

    О суперправославных и неправославных
    Субъективные заметки после «круглого стола»

    19 декабря побывал в Фонде славянской письменности и культуры. Там проходил «круглый стол», посвященный расколу на Русском марше. Посмотрел на нашу православно-патриотическую общественность, послушал. Было такое впечатление, будто окунулся в разномастную митинговую толпу начала 90-х. Только тогда выясняли, кто больший демократ, а сейчас – кто больший православный.
    Выступлений конструктивных, посвященных собственно заявленной теме – преодолению раскола на «православных» и «националистов» было немного. Собственно говоря, после первых двух выступлений основных докладчиков (член президиума ЦК «Родина. КРО» Андрей Савельев и лидер Союза хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич) можно было бы поставить точку. Андрей Савельев обрисовал видение ситуации изнутри оргкомитета. Посетовал на то, что в интернетовских сайтах вокруг ситуации с расколом было много передергиваний, вранья и откровенного хамства. Господин Симонович, представитель тех православных организаций, которые покинули Русский марш и организовали свое молитвенное стояние (или Правый марш), на удивление оказался весьма адекватным человеком. Он не стал оправдываться или накидываться на оппонента с обвинениями (снимаю перед ним шляпу – прим. авт.), а сделал конкретное предложение: развести будущий Русский марш-2007 на два мероприятия: собственно марш, который будет проходить, скажем, с 10 часов утра, и крестный ход, которым пройдут в 2 часа дня. Тогда митинговые страсти не будут перебивать молитвенный настрой, а участвующие в марше православные смогут затем присоединиться к крестному ходу.
    На Русском марше-2006 мне побывать не пришлось. Был в это время в командировке в дальнем сельском приходе на праздновании дня Казанской иконы Божьей Матери. Так что в Москву мог возвратиться только к вечеру. Но если бы я с утра был в столице, то после литургии, без сомнения, пошел бы на Русский марш, присоединился к «националистам», а не «православным». Почему? Начну с того, что само это разделение (недаром пишу в кавычках) - искусственное. Ведь и среди рядовых участников Русского марша, не говоря уже о членах оргкомитета (тот же Андрей Савельев), православных было большинство. Другое дело, что отколовшиеся хотели все представить в ином свете: дескать, православные, или истинные православные с брезгливостью оставили сборище нехристей.
    Но основная причина того, почему бы я пошел именно на Русский марш в другом: не люблю предательства. Оговорюсь: не называю предателями всех, кто вышел из оргкомитета. В конце концов, насильно мил не будешь, это их личное дело, с кем идти плечо к плечу, с кем проводить мероприятия и вообще общаться. Но как иначе назвать тех, кто подписался под тем открытым письмом от имени отколовшихся организаций, обвиняя организаторов Русского марша чуть ли не во всех мыслимых грехах?
    Я вырос на рабочей окраине города Тольятти. Драки «улица на улицу» и «двор на двор» были обычным явлением. Последней подлостью считалось – не помочь своему, когда его избивают несколько чужаков. И уж совсем немыслима ситуация, когда бьют в спину, по-шакальи пинают поверженного на землю товарища. Так почему же наши «православные» не считают для себя зазорным совершать такие поступки, которые даже в полукриминальной среде считаются низостью?
    И ведь такое не в первый раз. Помнится, подобное было и после обращения в Генпрокуратуру группы депутатов Госдумы по поводу преподавания свода еврейских законов «Шулхан Арух». Вся мощь российских и западных СМИ обрушилась тогда на головы бедных подписантов. В этой ситуации, даже если не согласен с авторами письма, куда благороднее было бы промолчать, нежели подвывать в одном русофобском хоре. Но наши крутые правые аналитики тогда, пожалуй, впервые солидаризировавшись с «дьяконом всея Руси» объявили провокаторами депутатов Крутова, Леонова, Савельева, а иже с ними подписантов «письма 500» Шафаревича, Клыкова, Ивашова… Забавно было потом видеть, как некоторые из этих обвинителей, при встрече с Александром Крутовым, радушно расцеловывались с ним троекратно, по-православному. Евангельские аналогии так и напрашиваются.
    Вообще, обвинения в провокации, национал-оранжизме, призывы к чистке рядов, да и просто откровенное хамство – стали коньком для многих интернетовских «православных аналитиков». Застрельщиком этой тенденции, по справедливому замечанию Андрея Савельева, стал Интернет-портал «Правая.ру». Недавно прочитал перепечатанную (увы!) «Русской линией» с «Правой.ру» статью В. Можегова «Поткин вместо Путина или Почему оранжевый сценарий для России провалился». Было такое впечатление, что материал писал отмороженный черный пиарщик, при этом для пущей убедительности вставляя в текст святые для каждого православного человека имена и понятия. Так, рядом разнузданной пошловато-аншлаговской фразой «Дмитрий Олегович стал влажно поглядывать в сторону Поткина» стоит «Божья Матерь не допустила…» (То есть, не допустила Русский марш – прим. авт.). Комментарии, как говорится, излишни.
    Выступать в роли прокурора-обвинителя в Интернете, конечно, легче, нежели наяву. Хамить в глаза труднее. Может быть, в этом – единственная польза от таких «круглых столов». В какой-то мере надежда на то, что «настоящих, буйных мало» у организаторов данного мероприятия оправдалась. Но это не значит, что их не было.
    Отталкивающее впечатление даже по своей форме (не говоря уже о содержании) произвело выступление представителя организации «Народный собор» господина В. Хомякова, занявшего непримиримую позицию по отношению к своим недостаточно православным оппонентам, обвиняя их во всевозможных грехах. По ходу его речи даже интеллигентнейший Андрей Савельев не выдержал: «Не надо лгать! Вы снова повторяете свои бредни! Мне очень жаль».
    Диковато наблюдать, как некоторые суперправославные начинают бить себя кулаком в грудь и попрекать других в неправославности. Как будто православность – это их личное достижение, повод для самовозвеличивания. И в этом контексте я поймал себя на парадоксальной мысли: выступление на «круглом столе» неправославных (как они сами сказали) публицистов Константина Крылова и Натальи Холмогоровой были более православными – и по форме, и по сути – чем у их суперправославных оппонентов. По форме – у них отсутствовала гордыня, нетерпимость. Они были доброжелательны, искали точки соприкосковения, не отвечали агрессивностью на агрессивность. По сути, - Холмогорова сразу поставила все точки над «i» - это не правда, что они против Православия, Россия была и останется православной страной. Просто надо признать, что сегодня все мы разные. Но у нас есть общая цель – сохранение русского народа, оказавшегося на грани вымирания.
    И действительно, православность – она в декларации или в делах? «Вера без дел мертва». «По делам их судите их». Лидеру ДПНИ Александру Белову (Поткину), который отсутствовал на «круглом столе», тоже досталось от суперправославных. Дескать, «провокатор».
    Ребята, свидетельствую: я стоял рядом с Беловым на съезде КРО и видел, как во время молитвы священника он крестился, и слышал, как он пел «Царю Небесный». Есть фото, как он склонился под благословение.
    Но лично для меня подтверждение его православности в другом. В делах. Кто из вас, записных разоблачителей «национал-оранжистов», ездит по стране и впрягается за русских людей, обижаемых новыми монголо-татарами, рискуя при этом получить от абреков лезвие под ребра или пулю в лоб? Ладно, вы скажете, у вас в отличие от Поткина нет денег и времени на разъезды. А в Москве проблем с мигрантами и этнической преступностью нет? Ладно, вы скажете, что это не ваша работа, что вы – журналисты, аналитики, публицисты. В таком случае, где ваши, полные негодования, статьи с указанием конкретных имен, фамилий, явок и деяний кавказского преступного сообщества? О том, например, что высокопоставленный сотрудник РОВД Долгопрудного Низами Оглы Рашидов стал «крышей» долгопрудненской наркомафии. Или о том, как лидер азербайджанского криминалитета Али Баба и его сорок тысяч разбойников контролируют те или иные виды криминального бизнеса. Или заступитесь за честь русской женщины, которую пытался изнасиловать кавказский ублюдок. Нет, вам сподручнее оскорблять русских националистов, обвиняя их в неправославности, провокациях, фашизме, оранжизме, развале государства и прочей ерунде. Легче писать о «нелинейной конспирологии» и прочей мути, надмеваясь собственным высокоумием. Так безопаснее. Зачем рисковать здоровьем (чего доброго еще ножом пырнут) или судебным преследованием со стороны «гордых сынов гор». Легче оскорблять русского человека – он не злопамятный.
    В 90-х годах как журналист я специализировался на статьях, разоблачающих тоталитарные секты. Сектантов почти ненавидел, как врагов России. Однажды, когда писал о секте Виссариона, услышал от отца Анатолия Берестова (который вытащил из этой секты немало ребят) парадоксальную фразу: «в секту уходят лучшие представители нашей молодежи». Сначала она вызвала у меня неприятие, но потом понял: батюшка имел в виду то, что в сектантские сети попадаются именно те юноши и девушки (в основном из студенческой среды), которые ищут смысл жизни не в материальных благах. И не их вина в том, что во время поиска им не попался православный миссионер.
    В моей журналистской практике мне не раз приходилось встречаться с людьми, которые из самых отъявленных христоборцев становились глубоко верующими, и даже священниками, монахами. Одни приходили к вере через несчастья, потрясения, болезни, другие – через хороших православных людей. Ни на ком нельзя ставить крест, в том числе и на Крылове…
    Вскоре после этого случая произошла еще одна встреча, отрезвляющая меня. Я познакомился с отцом Олегом Стеняевым, который так же, как и отец Анатолий, привел многих сектантов в лоно Церкви, а также с его первейшим помощником, молодым парнем. Помощник, оказавшийся бывшим сектантом, поведал мне свою историю. После того, как он случайно прибился к одной из тоталитарных сект, у него произошла встреча со священником. Юноша колебался в своем выборе, не был уверен, и хотел посоветоваться. Что же сделал священник? Он с гневом накинулся на парня, обвинив его, что он предатель веры предков и России. Это настолько оттолкнуло юношу от Церкви, что он на несколько лет прочно засел в секте, пока не встретил на своем пути отца Олега Стеняева. «Мы, православные священники, сами порой виноваты в том, что молодежь идет не к нам», - резюмировал тогда отец Олег, сравнив «миссионерство» того батюшки с поведением слона в посудной лавке.
    Не это ли происходит сейчас на поле национально-патриотических движений, когда молодых ребят, по своей глупости называющих себя язычниками или которые еще не определились с выбором веры, - отталкивают и шельмуют. Заставляют замыкаться во внутренние секты, теряя при этом возможность миссионерства. Забывая при этом, что и апостолы проповедовали среди язычников, и миссионеры шли в Сибирь отнюдь не к христианским народам. Перефразируя парадоксальную фразу отца Анатолия о том, что «в сектанты идут лучшие представители молодежи», можно сказать, - в уличные националистические группировки идут лучшие представители молодежи, неравнодушные к судьбе своего народа, протестующие против национального унижения русских.
    Да, на Куликовом поле в русском стане неправославных не было. Но тогда на дворе время стояло другое, была Святая Русь. Сейчас же, по меткому выражению одного современного пастыря, необходимо заново крестить Русь. Это процесс долгий. Одними окриками и призывами его не ускоришь. А уж обвинениями – тем более. Пока телевидение и образование (а по большому счету – власть) находятся в руках русофобов, рассчитывать на это и вовсе не приходится.
    Значит ли это, что мы должны спокойно смотреть на то, как в России происходит замещение одного народа на другой? Не объединяться с теми, кого считаем недостойными, лишь бы остаться чистенькими?
    Недавно мой друг попал в заварушку. Он шел по вечерней улице, когда на него набросились и принялись избивать четверо кавказцев. Из прохожих на выручку пришел только один парень, как потом выяснилось, ветеран чеченской войны. Так, стоя спиной к спине, они вдвоем отбивались от «гордых сынов гор». Отбились без особых потерь, если не считать расквашенного носа. При этом у моего друга, глубоко православного воцерковленного человека, почему-то не возникло и мысли, спросить у своего спасителя, насколько он православен.

    Газета «Можайское обозрение»

    23.12.2006 Андрей Полынский
    http://zvezda.ru/politics/2006/12/23/raskol.htm

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика