"Консервативные представления о переустройстве России"
- Анатолий Степанов
16.01.2007 02:55
Уважаемый Александр Витальевич! Я был уверен, что "Воинство" уже было у Вас под рукой, когда Вы сдавали свою книгу. Простите, что ошибся и ежели обидел Вас.
"Автор повторяет" я имел в виду следующие Ваши слова: "В кризисе консерватизма была виновата и власть, не сумевшая (или скорее не захотевшая) использовать интеллектуальный и политический потенциал своих защитников. На это повлияли и личные качества Николая II, колебавшегося как во внутренних, так и во внешних делах"... и т.д. (с.347). Здесь я вижу, что Вы, будучи очарованным консерваторами, вину за их поражение все-таки возлагаете на Государя. Это – не новая точка зрения. Большая часть эмиграции винила в революции Царя. И это не было проявлением их глупости или неосведомленности. Просто, "сова Минервы вылетает в полночь" или, лучше, "большое видится на расстояньи". Нам сейчас гораздо яснее виден подвиг Государя, нежели его современникам. Поэтому нелепыми выглядят утверждения, что Николай II кого-то умного (Тихомирова, Пасхалова, Столыпина) не послушал, чего-то необходимого не сделал. Он пытался до последней минуты сделать все возможное, чтобы революции не было, он сопротивлялся до последнего. Это, кстати, признавали большевики, сейчас не помню точно название брошюры, кажется 1924 г., предисловие к которой написал М.Кольцов, признававший, что Царь был единственным, кто боролся до конца.
Да, я именно так и считаю, что ВСЕ правые ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО ПОЗИТИВНОГО не предлагали. Конечно, были здравые советы по частным вопросам, полезные рекомендации, но целостной консервативной программы не было (впрочем, ее нет и посейчас). Во-первых, потому что не было единства в консервативном лагере, о чем я уже писал. Во-вторых, потому что ее не могло быть, ибо Россия катилась в бездну. И все рекомендации, даже самые толковые, были практически не выполнимы, слишком далеко зашли процессы духовно-нравственного разложения в элите и в обществе в целом.
Но это вовсе не значит, что идеи консерваторов не надо изучать. Напротив, многие идеи правых актуальны как раз сегодня. А тогда в канун 1917-го они были зачастую нереализуемы. В обществе витал иной дух, дух революции. И это также не значит, что правые виноваты в катастрофе 1917 года. Разве что те из них, кто, как Вы пишете, уходил "в интеллектуальную оппозицию".
|