Вышел в свет восемнадцатый номер журнала "Благодатный Огонь"

  • Сергей Рябуха     25.11.2008 09:37

    О смерти в мире животных: Cвт. Вас. Вел. Беседы на Шестоднев.
    беседа7
    "Пища же различным рыбам определена различная…большая же часть пожирают друг друга, и меньшая из них служит пищею большей. Иногда случается, что овладевшая меньшею себя делается добычею другой, и обе переходят в одно чрево последней…" беседа9 "Если станешь рассматривать и самые члены животных, найдешь, что Творец не прибавил ни одного лишнего и не отнял необходимого. Плотоядным животным придал острые зубы, ибо в таких имели они нужду по роду пищи… У верблюда шея долга, чтобы она..доставала до травы, которою кормится верблюд. Шея коротка и вдалась в плечи у медведя, льва, тигра и прочих того же рода животных, потому что они питаются не травою, и им, как плотоядным и довольствующимся ловлею животных, нет нужды наклоняться к земле". http://www.orthlib.ru/Basil/sixday.html

    От бессмертного Бога - бессмертный человек, а др. твари в продолжение времени изменяются и стареют. О Воскресении (против Оригена) свт. Мефодий Патарский
    Глава 14.
    После того, как Создатель всего Бог прекрасно устроил вселенную, подобно великому городу, и украсил ее, велением своего слова, после того как соразмерно расположил в ней каждую стихию и наполнил все различными животными, дабы мир достиг совершенной красоты, - Он, сотворивши многоразличные виды природы: звезды на небе, пернатых в воздухе, четвероногих на земле и плавающих в воде, после всего ввел в мир человека, точное подобие собственного Его образа, предуготовив для него этот мир, как прекраснейшее жилище, и своими руками образовав его, как бы прекрасное изваяние в великолепном храме. Он знал, что соделанное Его рукою по необходимости будет бессмертно, как произведение бессмертия; ибо от бессмертия бессмертное бывает бессмертным, так же как и от злобы злое бывает злым, от неправды неправедное - неправедным. Неправедное не есть произведение правды, но неправды: равно как соделать тленным свойственно не нетлению, а тлению, и обессмертить не есть дело тления, а нетления, - и кратко сказать: каково производящее, таковым (обыкновенно) по необходимости бывает и происходящее от него. Бог есть и бессмертие, и жизнь, и нетление: а человек - произведение Божие; и так как произведенное бессмертием - бессмертно, то человек бессмертен. Поэтому-то Бог Сам произвел человека, а прочие роды животных повелел произвести воздуху, земле и воде. Человеком в самом истинном смысле относительно природы называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела. Отсюда открывается, что человек создан бессмертным и непричастным никакому тлению и болезням. В этом достаточно можно убедиться и из Писания; ибо о других тварях, которые в продолжении времени изменяются, возрастая и состареваясь, говорится: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И еще: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (Быт.1:20-24). О человеке же не так говорится, как о тех: да произведет земля, или да произведет вода, или: да будут светила; но говорится: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями) и над скотом (ст.26). И создал Господь Бог человека из праха земного (Быт.2:7). http://mystudies.narod.ru/library/m/methodius/resurr.htm

    О том, что происходящее в мире животных не есть зло:
    О свободе воли [ 1] (против Валентиниан)
    "Какое другое злое действие помимо совершающегося между людьми ты можешь указать? А что совершающий (зло) не есть сам зло по своей сущности, но (бывает злым) вследствие самого совершения зла, это уже доказано. Ничто не есть зло по природе, но злое становится злым по употреблению. Что люди сотворены злыми от Бога, этого, мне кажется, сказать нельзя; но я говорю, что первый человек сотворен самовластным, т.е. свободным, от чего и преемники рода наследовали такую же свободу. Итак, я утверждаю, что человек сотворен свободным, а не хочу (назвать) его рабствующим; это, по моему мнению, есть самое лучшее, что даровано ему от Бога. Ибо все прочие (твари) по необходимости повинуются Божественному повелению, и ни которая из них не может делать чего-нибудь другого, кроме того, для чего она сотворена; посему мы и не восхваляем их, повинующихся Господу таким образом, и нет для них никакой высшей надежды, потому что они невольно исполняют повеленное;.."
    Животные названы смертными:
    Блж. Августин
    О граде Божием
    ГЛАВА XXIV "Но в настоящих книгах мы не имеем никакого дела с теми, которые не верят, что божественный ум творит это и печется об этом. Те же, которые верят своему Платону, что не верховным Богом, сотворившим мир, а другими, меньшими, сотворенными Им, созданы с Его соизволения или повеления все смертные животные, среди которых человек занимает главное и ближайшее к богам место..". http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000181/st016.shtml
    Судя по этим высказываниям, можно сказать, что зла и сметри в человеческом смысле не существовало в мире животных. Их умирание, борьба за существование были естественны для них. Для того наверное и насадил Бог сад в Едеме, в кот. не было животных, а только человек, дав ему повеление хранить и возделывать его, чтобы распространить рай на всю землю, по мере размножения и наполнения людьми земли.
    Ознакомившись с нек. материалами с данного Вами сайта, пришёл к выводу, что это протестантские креационные воззрения, кот. несостоятельны для православного богословия, а расчитаны скорее на внешний эффект, чем на вдумчивое осмысление проблемы эволюции-креационизма.
    riabuxa@rambler.ru

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика