Остров покаяния
- Мирослав
11.01.2007 01:58
Это очень хорошая статья на замечательный фильм "Остров". После похабных современных фильмов про расчленёнку, бесконечных "ментов", сильно постаревших и уставших от самих себя; противоестественную любовь педерастов, иных извращенцев, развратных фильмов про "это", фильмов о страданиях еврейского народа и душевных переживаниях олигархов, не знающих куда ловчее пристроить уворованные денежки, "Остров" произвёл на меня и моих близких друзей неизгладимое впечатление. Потрясающее впечатление. Мы, трое православных бородатых мужиков смотрели его вместе и, ужасно стесняясь друг друга, утирали тайком слёзы. Не могу понять, что имел в виду г-н Тарасюк, говоря: "Просто есть приемы, как давить слезу. Вот признак одичания - уже в кино находят способность воздействовать на дух". Как православный человек может не сопереживать главному герою, который постоянно творит Иисусову молитву, бьётся с бесами и выходит (воин Духа) из брани победителем? Я фильм смотрел много, уж и не сосчитать сколько, раз. И каждый раз получал духовную пользу. Нет ощущения что главный герой умер и всё с ним закончилось. Чудесным образом создается впечатление торжества жизни над смертью - где жало этой самой смерти? Многие критики говорят, что молодой моряк в начале фильма допустил предательство и убийство. Я спорил с одним молодым батюшкой, полагая, что когда Иисуса ударили по одной щеке, он, вопреки самому себе не подставил другую щеку, а стал спрашивать: за что бьёшь. Я сказал батюшке своё мнение, что Богочеловек Иисус в тот момент, почувствовав ошеломительную боль от удара, растерялся и произнёс не то, что хотел. Батюшка напористо, приводя цитаты про легионы ангелов, стал доказывать обратное, в том смысле, что так оно всё было задумано. Я лишь спросил, батюшка, а тебя в лицо самого-то били? Он расхорохорился, хотел сказать, что били, но, впрочем, сказал правду - не били. Ну, раз не били, то и не суди тех, кого били и кто знает что это такое. Актёрская роль молодого моряка, на фоне Мамонова прошла не замеченной, но меня эта актёрская работа удивила. В первые разы просмотра я не очень понимал зачем о.Анатолий намазал ручку сажей. Но, прочитав некоторое количество критических разборов этого фильма почувствовал, что критики о.Анатолия и собственно фильма единодушны с о.Иовом, т.к. они вроде бы делают хорошее, правильное дело - указывают на (с их точки зрения) недостатки фильма, как-то: отсутствие исповеди и причастия о.Анатолия, неявность объекта отопления главной сценической площадки - кочегарки, отсутствие петуха, который топтал бы курочку и др. Но по сути дела, критики, "отцы иовы" лезут не в своё дело - не туда, куда нужно; не туда "куда полезно". Именно поэтому о.Анатолий старается, прикрываясь юродством, подсказать о.Иову, а через него - нам, многогрешным, всю тщету и безполезность основных наших интересов и жизненных усилий. Ведь именно поэтому три раза в фильме произносится фраза про Каина и Авеля. И это главная нота фильма - за что Каин убил Авеля. Фильм этот - о том КАК ЖИТЬ. Жертва Богу - дух сокрушен. О.Анатолий угоден Богу, его жертва принята и все без исключения действующие лица фильма признают это. А жертва о.Иова (он сам об этом говорит) не принимается Богом – дым стелется по земле, ест глаза. Вопрос такой - что проще - убить или полюбить Авеля? Вот и получается у наших критиков "о.иовов" - легче убить. Я думаю, что если бы в фильме "Бригада" Дюжев встретился бы с о.Анатолием, то не стал бы с ним обсуждать за что Каин убил Авеля, а просто застрелил бы его из пистолета. Все ругают кочегарку - де, неправильная она, ничего не отапливает, а то, что инок спит на угле в этой кочегарке, это правильно? Как можно заставить себя полюбить такого грязного, гнилозубого, юродствующего человека? Кого интересует (кроме Бога) его покаянное сердце? В понимании критиков такие личности как о.Анатолий, пусть они хоть по водам ходят, порочат церковь. Другое дело - выйдет в телевизоре какой-нибудь архиерей или патриарх - залюбуешься: весь в золоте и алмазам осиянный. А тут такие "неученые простецы", имеют наглость намекать что-то о количестве грехов на голенищах архиерейских сапог. Но инок – он иной, не так живёт как все, работает Господеви, ему многое открыто. Вот прискакал к нему о.Иов доложить волю отца настоятеля - перебраться в тёплые покои с лакированным полом для совместного проживания с о.Филаретом. Сам о.Иов-то готов за такое предложение всю жизнь отдать - вот так-то, подле начальства, греться в настоятельских лучах. Но о.Анатолий поставлен на многотрудную работу не о.Иовом (а, я так думаю, самим Богом) и мы видим её плоды: в конце фильма старец выскребает из последнего, переднего трюма остатки угля и всем своим существом чувствует (и мы это особенно чувствуем, видя скольжением камеры незабитый гвоздь в борту баржи – осталось забить лишь последний гвоздь - как бы говорит нам режиссер), что и его миссия на этом Острове подходит к концу. О.Анатолий милостью Божией прозревает, что настоятельская келья сгорит, а сам настоятель придёт к нему на угольную кучу ночевать. Всё это - суета сует и томление духа. Тут старцу и разговаривать-то не о чем и он, немного юродствуя, чтобы закрыть тему, говорит: "вот ты чёй-то сказал, я не понял". Трудно сравнить духовную высоту о.Анатолия, его близость к Господу с положением о.Иова. А как же образовалась эта высота у старца? Все критики говорят про грех о.Анатолия, имея в виду грех его юности. Но сам старец многажды говорит "грехИ". Я думаю, что если он знаком (ответ адмиралу) с бесом, то у него могли быть грехи и пострашней убийства человека. Может быть, он убивал Бога в душе? Может быть, он хотел покончить жизни самоубийством? Я думаю, что бес его крутил на этом Острове покрепче адмиральской Насти и что уж там происходило в его монашеской жизни - Бог весть. Но разве нужно нам разбирать чужие грехи? Своих не избыть... Наблюдая в прямом эфире как молится о.Анатолий, я понимаю, что это пример сердечного сокрушения для меня, да, наверное, и для каждого христианина. Поэтому я хотел бы завершить свои слова цитатой автора: "Теперь вам, наверное, понятно, почему мне так нравится фильм "Остров"? Его герой оплакивает и мои грехи. И вместе с ним я готов каяться всю оставшуюся жизнь. Кто со мной, ребята?" Я с тобой Михаил Дмитрук, только каяться так, разумеется, мне не под силу. Если посчитаете нужным, напишите мне ответ на: miroslav@newmail.ru
|