"Проклятые вопросы" Ф.М.Достоевского в философии христианского персонализма (Н.А.Бердяева и Н.О.Лосского)

  • Артур     18.11.2008 09:47

    Цитата:
      Но тут возникают следующие вопросы: А в силу чего человек сожалеет о своих прощенных грехах и тем более чужих? А такое сожаление является грехом? А такой человек спасен? И т.д. и т.п.
    И вот самый главный вопрос: А свобода воли сохраняется после спасения?  


    Полагаю, человек может сожалеть о прощенных в таинстве покаяния грехах по следующим причинам:

    1.Элементарное осознание отвратительности деяния самого по себе, оцениваемого с точки зрения нравственного чувства, актуализируемого переживанием христианских этических максим. Грех-то прощен, но характер деяния-то, даже рассматриваемого отстраненно, прежний.
    2.Сокрушение о последствиях твоего греховного деяния для ближних.

    Думаю, что такое сожаление не является грехом, если только не несет в себе сомнения в Божественном милосердии и действенности таинств.

    Свобода воли для спасенных, конечно, сохраняется, но исключается свободное уклонение ими ко греху. Исключается в силу характера их обновленной природы, более не допускающей подобного выбора. То есть, свой выбор человек уже сделал в своей части пути ко спасению, после чего, как у ангелов, отвергнувших соблазн сатанинского бунта, его природа после спасения (фактически, выбранная свободно на пути ко спасению) более не допускает волевых девиаций ко греху.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика