В нем уживались подвиг и блуд…
- Вера.
16.11.2008 18:18
Спасение (греч. сотериа, лат. salus), в религиозном мировоззрении – предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального ("порабощенности греху", – Рим 7:14), так и физического (страдания и самой смерти). Спасение является конечной целью религиозных усилий человека и высшим даром со стороны Бога.
Поскольку спасение целостно и обнимает всё бытие человека, оно не может ограничиться лишь сферой земной жизни, но требует для себя веры в загробную жизнь и воскресение, веры в "будущий мир", где оно завершится.
Ранее Бог подготавливал и через пророков возвещал, теперь же совершил спасительное для всех воплощение Своего Сына ("Она родит Сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов", – Мф 1:21). Неудивительно, что синонимом Его личного имени Иисус (греческая передача евр. Йешуа – "Бог спасает") и как бы вторым именем становится слово Спаситель (греч. Сотэр, слав. Спасъ). Своими собственными силами человек не мог преодолеть глубочайшее отчуждение от Бога, ибо страшный удар (грехопадение) расколол его естество сверху донизу – от высшего сознания до телесной природы. Сохранив в себе, как основу своего существа, образ Божий, человек утратил способность осуществить в себе подобие Божие.
Радикальной противоположностью библейской идеи спасения выступает в новоевропейскую эпоху социальная и техническая утопия, ставящая на место даруемого Богом потустороннего мира посюстороннее "светлое будущее", именно поэтому планируемое в кратчайшие сроки. При этом перенимается и имитируется культовая символика, в которой традиционно воплощается религиозная идея спасения. В первую очередь это относится к кровавым тоталитарным утопиям XX в., в центре которых стоит образ "вождя", окруженного псевдомистическим ореолом носителя "спасения" (маниакальное притязание на "единственно верное" учение, "чудесные" способности во всех областях человеческого знания). Попытки их практического осуществления сопровождались небывалыми в мировой истории жертвами и культурными утратами, а также закономерным стремлением уничтожить (вместе с ее носителями) саму идею религиозного спасения, перед лицом которого утопические планы "спасения" ясно обнаруживают свою глубинную пародийность и трагикомическую сущность.
Источник: http://www.azbyka.ru/
|