"Остров" как произведение искусства
- Репьёв
03.01.2007 11:37
"ВЫШЕОЗНАЧЕННАЯ КУРИЦА", или РАЗОБЛАЧЁННЫЙ ОСТРОВ ФАЛЬШИВЫХ СОКРОВИЩ Напрочь отметает г.Семенко притчевый характер фильма "Остров", предлагая нам эксклюзивно подлинный взгляд на искусство вообще, и на данный его продукт в частности. Разумеется, после этого к фильму можно предъявить какие угодно претензии, благо они напрашиваются сами. Если подхватить заданный автором статьи тон, если попытаться взглянуть на "Остров" через его подзорную трубу, то можно кое-что и возразить г.Семенко. Например, об исповеди. Нигде не показано, дескать, что Анатолий исправно посещает таинство исповеди. Да, не показано. Однако почему бы не иметь в виду, что герой фильма живёт в монастыре уже тридцать лет и давным-давно исповедовал свой страшный грех иеромонаху, которого уже нет в монастыре, а нынешний игумен и о.Иов пришли сюда много позже самого Анатолия? Реалистично, не правда ли? Ведь на том основании, что в фильме ни разу не показана братская трапеза, не станем же мы делать смелые выводы, что братия вообще уже не нуждается в земной бренной пище? (Вот ведь и яйца куриные употребляются исключительно в технических целях...). Что же до молодой грешницы, приехавшей за благословением на аборт, то с чего бы это подозревать её в "традиционном сознании" и "православном воспитании"? А почему бы не взглянуть на её приезд на остров так: девка-то совсем ещё юная, несмысленная, да в отчаянии, что "никто замуж не возьмёт". Вот и едет к старцу со своим глупым аргументом, - авось, тот пожалеет да разрешит. Нереалистично? Так ведь она ж в отчаянии, да к тому же воскресную школу (в 1976 г.!) не посещала. И потом, почему непременно "едет на далёкий остров"? А может, она из близлежащей какой-нибудь деревни... Хотя, конечно, если и монастыря такого в то время быть не могло (эврика!), так и вообще говорить не о чем и не о ком. А взять эту тётку несчастную с её парижским мужем... Да ведь история с ней - это испытание жизнью её любви, вот и всё. Старец ли ей это открыл, либо как-то иначе известили бы её об этой нежданной находке - всё одно: ей решать, что со всем этим делать в своей душе. Это, быть может, посложнее будет, чем "корову продать"... Можно, разумеется, судить об "Острове" с каких угодно искусствоведческих и психологических позиций, но есть ещё один ракурс, позволяющий говорить в пользу этого фильма - тот факт, что большинством наших современников он принят благодарным сердцем, а не только холодным умом. Кто-то поспешит назвать чьи-то слёзы, пролитые над этим "пресловутым старцем", неоправданными психологически или как-нибудь ещё сантиментами, но слёзы эти - знак живого сердца и, дай-то Бог, воскрешаемой в ком-то веры. А это, пожалуй, поважней всяких разговоров о "пиарах" и "промоушенах"...
|