"Остров" как произведение искусства
- Владимир Фотиадис
03.01.2007 06:12
Я живу в Греции, сюжет фильма "Остров" мне в целом понравился и местным грекам тоже. Стоит отметить что между разными православными национальностями есть разницы в православном мышлении даже и в воспринятии событий. Это связанно естественно с разницами в истории и традициях той или иной нации. Поэтому бывает что греки и русские воспринимают одно и то же православное событие по разному. К чему я это говорю.... Считаю что с точки зрения православной критики вы судите слишком строго, тогда как с художественной точки зрения в фильме действительно есть много ошибок, нелепостей и неточностей. С этим я пожалуй согласен. Такие нелепости фильма как прошение девушки благословления на аборт в 70-е годы, как посылать вдову во Франицю, как кочегарка которая ничего не топит и многие такие прочие детали, авторы могли бы избежать. В лучшем случае изменить на более удачные примеры. Что касается критики с точки зрения церкви, мне кажется что вы немного преувеличиваете всетаки и смысл кое-каких моментов возможно не воспринимаете адекватно. Во первых я не вижу в фильме никакого антиклерикализма. Смысл грехов на архиерейских сапогах вы не так расценили, мне кажется. Смысл там не в том что у архиереев много грехов, а в том что дорогие сапоги - предмет роскоши для подвижника может явится причиной многих грехов. Сама фраза была таковой: "...архиерейские сапоги вмещают больше всего грехов". Тут намека вовсе нет никакого на греховность архиеерев. Вы наверное читали "Отечники" египетских и сирийских отцов - отшельников. В них содержится очень много подобных историй и рассказов. Многим старцам дарили миряне дорогие вещи, но они тут-же их отдавали нищим, так как считали грехом носить их строгому подвижнику. Далее, я наоборот считаю удачным моментом фильма тот факт что фильм показывает что в монастырях далеко не все святые и не все идеально и что существуют и такие монахи как о. Иов и что цель праведника найти общий язык со всей братией. Кроме того всякого рода испытания монахов друг другом часто встречаются в отечниках и в рассказах о монашестве в Византии, в Сирии и в Египте. Часто бывало что братия нарочно придумывала что-нибудь чтоб испытать реакцию и терпимость того или иного монаха или старца. Примеров и ссылок могу привести несколько. То же самое делает и отец Анатолий, пачкая ручку двери в золе, как бы исптытывая терпимость о. Иова. В этом нет никакого антиклерикализма. В конце концов Анатолий вовсе не пренебрегает церковными таинствами, а наоборот никого не выпускает из острова без причастия и исповеди. А таинства демонстрировать в фильме не обязательно. Есть даже мнение что это косщунственно по отношению к причастию. На это уже пусть ответят богословы. Критика насчет того что о. Анатолий не исповедовался и не причастился перед смертью, тоже нелепая. Откуда вы знаете? Может просто не показали. Может на утренней службе и причастился и исповедовался, так как игумен уже поверил его предсказанию что он умрет в среду и даже заказал гроб ему. Кроме этого, из жития египетских старцев и из отечников можно найти много примеров тому что монахи совершающие подобные грехи, несмотря на то что исповедовались, всю жизнь исполняли какую-нибудь эпитимию, считая что прощены не до конца и что надо понести им наказание,кроме исповеди, чтобы душа их успокоилась от греха. То же самый пример отец Анатолий. Не мог он советовать другим исповедоваться, неисповедовавшись самому, просто он считал что, чтобы утешиться от такого греха не хватает исповеди. Не буду больше многословить и напоследок хочу заметить еще один удачный сюжет фильма, в противовес тому что вы пишите. Он заключается в том что Господь нарочно и премудро не открывал Анатолию то что его товарищ жив и тем самым как бы привел его к спасению. Прозорливый не значит всеведающий. Поэтому ему были откровения другие, касающиеся других людей, а самому открыл в последний момент. В этом и вся суть фильма. В целом же фильм, несмотря на ошибки постановщиков, производит очень положитеьные и приятные впечатления, пробуждает эмоции и я лично получил от него удовольствие. Может быть его миссионерский характер заключается в том он способен ублажить сердце атеиста или просто безразличного к религии человека и заставить его задуматься что существует и другая жизнь, не мирская.
С уважением - ваш регулярный читатель - Владимир. Греция, Салоники.
|