"Проклятые вопросы" Ф.М.Достоевского в философии христианского персонализма (Н.А.Бердяева и Н.О.Лосского)
- Артур
12.11.2008 11:47
Мне кажется, основная проблема сторонников апокатастасиса в том, что, справедливо считая свободную волю твари главным фактором ее обращения к Боги или же отвержения Бога, они не принимают во внимание того обстоятельства, что свобода эта (укорененная в природе, как говорит Бердяев) в каждой твари укоренена не в природе вообще, которая не существует вне ипостаси, как некая чистая природа, а в природе конкретного вида твари. И даже более того – конкретного экземпляра твари. Иначе зачем был бы необходим подвиг Христа, устранившего именно природное препятствие на пути блудного сына (человечества) к Отцу и Святое Причастие, в котором мы (уже каждый конкретно) реализуем причастность Природе Христа?
То есть, как не существует чистой природы, так и не существует чистой свободы, которая непременно обусловлена природой, воипостазированной в конкретном ее носителе. И если природа падшего ангела исключает какую-либо его амбивалентность в отношении Бога, то это ничуть не нарушает фундаментального понятия о Творении как о благе.
Что касается вопроса о сострадании насельников рая к тем, кто страдает от адских мук, то можно сделать следующее предположение (уж не знаю, насколько православным оно покажется). Обращение к Богу или отпадение от Него определяется свободным выбором каждой твари. Таким образом, для Бога – это либо реализованная, либо нереализованная вероятность, и весь процесс имеет вероятностный характер. Бог может сделать бывшее небывшим. Возможно, по мере исполнения Замысла, когда окончательно определится число спасенных, Бог, для которого времени нет, обернет дело так, что для спасенных будет существовать только реализованная вероятность, а о нереализованной и знать никто не будет. Ее как бы и не было. Возможно, именно в этом глубинный смысл выражения «тьма внешняя». То есть та, условно говоря, «область», в которой останутся бесы и не принявшие Царствия грешники, не будет существовать наряду (хоть и изолированно) с «областью» для спасенных, а останется как бы вне Творения вообще. Для всякой твари их не то что не стало, а как бы и не было вовсе.
|