Вышел в свет восемнадцатый номер журнала "Благодатный Огонь"

  • Сельскiй бригадиръ     09.11.2008 19:06

    Уважаемый соц.реалист, Рябуха уже в десятый раз твердит одно и то же:

    **публикующийся в "БО" о. Рафаил (Карелин) не знает, или же сознательно вводит читателей в заблуждение (надеясь на некритическое восприятие информации) оправдывая свою теорию о "принадлежности тайных молитв иерархии", что в 137 новелле Юстиниана Великого император повелевает произносить тайные молитвы голосом слышным всему верному народу, а не только священникам в алтаре (как пытается убедить в этом о. архимандрит читателей "БО")**.


    Вступать в еще одну полемику с сим персонажем, абсолютно необразованным в вопросах богословских, ибо он даже НЕ ПОНИМАЕТ, о чём его спрашивают, особого желания не испытываю, тем паче что и вопрос сей (о чтении вслух громко, или тихо про себя тайносовершительных евхаристических молитв) не относится к вероучительным.

    Но если читать сии молитвы негромко в алтаре, то для Рябухи и всех обновленцев спасение во Христе становится очень проблематичным и даже невозможным (иначе Рябуха не задавал бы его уже пятнадцатый раз!). Поэтому выскажу свое мнение на сей счёт, дабы сей одесский муж не отчаивался в своем спасении, если иной батюшка за обедней прочитает тайные молитвы про себя, да еще к тому же по церковнославянски.

    Все дело не в букве написанного, а в духе.
    Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье хотел заострить внимание лишь на том, что обновленцы, как в начале ХХ века, так и нынешние, постоянно стремятся к ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ богослужения.
    В целях, так сказать, «демократизации службы» они выносили престол на середину храма («епископ» Антонин Грановский), чтобы якобы «быть ближе к народу», упраздняли иконостас, так как он «недемократически» отделяет духовенство от основной массы верующих, служили на русском языке, читают тайные молитвы вслух, причем стараясь это делать во весь голос.
    Все эти реформы, по их мнению, соответствуют неутолимой жажде к свободе и демократии, всегда присущей интеллигенции.

    В связи с этим совершенно не принципиально, что именно говорилось в 137-й новелле Юстиниана Великого. Я даже допускаю, не имея возможности это проверить, что в ней не одобрялось чтение тайных молитв тихо. Но это совершенно НЕ ВАЖНО!
    А важно, прознося тайные евхаристические молитвы вслух, не способствовать в НАШЕ время десакрализации богослужения в угоду мiра сего и в угоду той же околоцерковной интеллигенции, постоянно требующей от Церкви: «сделайте нам в вашей церкви комфортно, сделайте нам либерально и демократично! И обязательно на понятном русском языке!».

    На все подобные сетования интеллигенции ответим словами новомученика Российского епископа Пермского Андроника (Никольского): «Переводить богослужебные книги со славянского языка на русский для интеллигенции и вообще народа, не посещающего храмы, нет нужды, ибо они отошли от Церкви. Для интересующихся богослужением необходимо вести беседы, разъясняя непонятное».

    Так что ПО ДУХУ архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье в журнале «Благодатный огонь» № 18 был абсолютно прав!

    И, наконец, приведу высказывание одного современного исследователя древневосточной литургической практики: «читая молитвы вслух, ранние христиане просто следовали обычаям, существовавшим в окружавшей их иудейской и языческой среде, где не только публичные, но и частные молитвы и чтения произносились вслух. Но насколько вслух?
    Можно сильно усомниться, что в огромных базиликах пост-константиновского Востока, не оборудованных современными звукоусилительными системами, многие присутствовавшие в храме могли слышать и понимать анафору, даже если бы предстоятель выкрикивал её слова во всю силу своих лёгких. Более того, уставные рубрики и иконография Византии показывают, что священник читал молитвы преклонясь, каковая поза явно не способствует хорошо различимому чтению.
    Около 600 г. Иоанн Мосх (ок. 540/50—†619) в своём «Луге Духовном» рассказывает о детях, запомнивших слова анафоры от того, что они часто слышали их в храме — но, добавляет он, это было потому, что «в те дни был обычай ставить детей во время богослужения перед святилищем».
    Это оставляет открытым вопрос, насколько была слышна анафора взрослым, стоящим в нефах, приделах и галереях, далеко от детей, собравшихся вблизи алтаря».
    +

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика