Наши разногласия

  • Р.Н. Юрьев     19.12.2006 02:15

    Наконец-то получил доступ к нормальному интернету (не по трубке) и теперь могу ответить на разночтения в посланиях Игнатия Антиохийского. Действительно, поскольку у меня на телефоне всё отражалось одним шрифтом, последнее предложение "Такие люди не имеют признака христиан любви, и не умервщляют своих страстей" оказалось заголовком гл. 5. Однако что это меняет, неясно. Основной смысл изложен ранее, в гл. 4: Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания. Думаю, по поводу этих слов нет сомнения в принадлежности их свт. Игнатию?
    Что касается мнения о том, что "Подчинение Богу и творение Его воли как раз и является достаточным, для того, чтобы быть чадом Божиим" - здесь согласиться не могу. То есть слова-то формально правильные, но надо слышать и то, чего в них нет. И тезис это как раз протестантский, это им свойственны такие выражения - мы верим в Бога, нам не нужны посредники. А между тем подчинение Богу и творение Его воли и проявляется в том числе и через подчинение иерархии. Более того, иерархии не только церковной, но и светской: Бога бойтесь, царя чтите, - царь здесь - император Нерон.

    Что касается соборности, то это вообще сложный вопрос и не такой уж однозначный. Мысли не мои, но повторю их без указания авторства, поскольку автора не помню. Во-первых, за весь синодальный период соборов в Русской Церкви не было вообще. Что же - всё это время Церквовь была не соборная? Во-вторых, слово "соборная" перевод слова "кафолическая", что в общем-то к соборности, по мнению многих, имеет отдалённое отношение, впрочем, это предмет богословских дискуссий. Одно ясно - соборность это вовсе не демократия с голосованиями, это даже не голос большинства (вспомним, сколько ересей было утверждаемо большинством голосов на соборах, в т.ч. и всецерковных в Византии). Правильнее, наверное, это определение так и оставить - апофатическим, потому что что такое "кафолическая" и "соборная", мы не знаем в подлинности.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика