Вышел в свет восемнадцатый номер журнала "Благодатный Огонь"
- Homo Sapiens
02.11.2008 01:16
Фрагмент одного примечательного аналитического текста:
"Один из главных мировых русофобов Джеймс Биллингтон (директор Библиотеки конгресса США, автор скандальной книги «Икона и топор») в своей статье «Православие и Демократия» выделяет наиболее проамериканскую группу российского духовенства:
"В наиболее удачном из известных мне описаний различных течений в Православной церкви, сделанном Ральфом Дела Кавой, церковь разделяется на четыре группы.
Первая группа состоит из ультра-националистов. К ним относятся митрополит Иоанн Санкт-Петербургский, самый видный из них, умерший в ноябре 1995, и члены немногочисленной группы «Радонеж», которые стремятся вернуться к авторитарному прошлому и пользуются поддержкой официальной церкви. Вторая группа состоит из реформистов. Это, главным образом, высокообразованные православные верующие в Москве и Петербурге, которые хотят модернизации Православной церкви в духе II Ватиканского собора. Они достойны восхищения, их устремления связаны с пробуждением совести и, в конечном счете, с поиском правды и примирения. Но их немного.
В третью группу входят те, кого Ральф Дела Кава […] называет институционалистами. Это преобладающая группа в Церкви, она считает, что при наличии множества проблем следует сосредоточиться на восстановлении основ традиции и на реставрации церквей. У институционалистов, однако, слабо разработаны программы работы с мирянами и молодежью, мыслят они скорее консервативно, все больше в терминах литургической Церкви.
Четвертая группа, на которую Дела Кава и возлагает свои надежды, включает, как он их называет, пасторалистов, тех, кто сосредоточен на развитии приходской жизни. Модель их пастырской деятельности во многом напоминает в сегодняшней России деятельность ранних лютеран в Америке на северо-западе за Миссисипи и методистов на юго-западе за Аллеганскими горами. Как и протестанты в пограничных зонах, православные пасторалисты – священники с семьями – […] интересуются местными проблемами и организуют приходы, открывая для местного населения социальные и учебные центры, приюты для брошенных детей и бездомных, выполняя те обязанности, которые советская система, обслуживающая верхушку и не доходившая до простого люда, выполняла в минимальной степени и недоброкачественно. Пасторалисты могли бы начать общий процесс построения демократии снизу, что в свое время казалось Алексису де Токвиллю столь важным для строительства демократии по всей Америке" (пер. на русск. яз. Keston Institute - Russian Review: http://www.keston.org.uk/russia/articles/rr26/01Billington.html) .
Группа прот. А. Сорокина является именно такими пасторалистами (с элементами реформизма и институционализма), чрезвычайно опасными для Российского государства."
|