Вышел в свет восемнадцатый номер журнала "Благодатный Огонь"

  • соц.реалист     31.10.2008 00:22

    Цитата:
      пост от 25.09: В "Церкви будущего", насколько я понимаю, всё должно быть подчинено миссионерской целесообразности и понятности: богослужения на русском, без иконостасов, при минимуме икон, пресвитеры – в светской одежде, преподание Святых Таин – прямо в руки причастникам, как это было до Златоуста, вместо свечей – электрические лампочки, вместо малопонятных греческих словосочетаний патриарх, митрополит, епископ, архимандрит, игумен, пресвитер, диакон – их русские эквиваленты, поминовение за богослужением римского папы, упразднение большей части праздников Богородичных и святых (реформа месяцеслова), самое широкое литургическое творчество (помимо традиционных литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова – сочинение других литургий и церковных последований), служба по григорианскому календарю, реформа традиционной церковной архитектуры, радикальная реформа иконописных канонов и отмена иконопочитания…"  


    Уместно здесь привести фрагмент статьи «ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ»:

    «У каждого человека есть свои, характерные для него искушения. И у каждой эпохи, каждого народа и культуры есть свойственные именно им поводы ко греху. Кажется, и для каждой христианской конфессии есть характерные искушения. Искушение Православия - это искушение сложностью и богатством церковной Традиции, искушение Историей.
    Из всех форм Богослужения Православие выбрало и оставило самую прекрасную и сложную - но только ее. Можно восхищаться красотой и глубиной Всенощной или Литургии - но это доступно лишь для тех, кто уже довольно всерьез вошел в мир православной молитвы. Наше Богослужение пришло из эпохи, когда религиозность была органичной, и Литургия не противоречила укладу остальных дней недели, а венчала его. Сегодня уже иначе, и за порогом храма - мир иной и, в общем-то, враждебный Литургии. Поэтому сегодня людям хочется больше разъяснений, для которых наше обычное Богослужение не оставляет места. Конечно, за этим желанием стоит и столь характерная для нашего времени страсть к интеллектуализированию, тяготение к подмене работы души работой мысли. Но разъяснение того, какой смысл стоит за каждым шагом веры и молитвы, за литургическим действием и за формулой догмата - сегодня необходимо; еще же более необходимо понимание простой вещи: все, что есть в традиции Церкви - это помощь в шествии души ко Христу. Не меньше - но и не больше.

    Да, в православном Богослужении есть то драгоценное, нерукотворное, без чего самые современные и агитационно-эффективные собрания протестантов лишаются религиозной Вертикали: есть Таинство. Но все же православное Богослужение слишком замкнуто: оно строится (по очень сложным, симфоническим принципам) как бы само по себе - не учитывая, какой человек зашел сейчас в храм. Кажется, эта Мистерия может свершаться вообще без человека. Здесь тройная сложность - сложность литургической архитектоники; сложность церковно-славянского языка и сложность музыки. Первая сложность связана с тем, что богослужебный устав православной Церкви - это устав монастырский, приходского же устава нет, и священник, неизбежно вынужденный сокращать службы, обрекается делать это с угрызениями пастырской совести. Само же Богослужение строится по законам византийской поэтики, а ведь то, что впечатляло и пробуждало эстетическое и религиозное чувство византийца, совсем не обязательно способно так же действовать на современного россиянина...»

    Источник: http://waytohome.narod.ru/texts/polemika/PROTESTM.htm

    Высказанную позицию развивает протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого округа (сборник ответов православных священников и мирян на вопрос «Что такое православная духовность?»http://www.rusk.ru/st.php?idar=112455):
    «В современном мире этот скромный, смиренный облик православной духовности, к великому сожалению, находит все меньше ценителей и тем более последователей, так как наши современники настойчиво ищут максимально острых ощущений и впечатлений, ярких образов во всех без исключения областях жизни, не исключая религиозную сферу, находясь под влиянием новой культуры, ориентирующей человека на всецелую концентрацию на внешнем, плотском, чувственном аспекте бытия, и люди неизбежно заражаются этим менталитетом, этим настроением, этим губительным духом. Вообще наблюдая духовные процессы в современном мире, невольно вспоминаешь гениальный образ двух градов блаж. Августина, града Божия и града земного – двух цивилизационных проектов, борющихся в человеческом сообществе с самого начала исторического пути мира. Обитателей одного из них – Божиего, отличает, согласно Августину, любовь к Богу до ненависти к себе, а другого – земного – любовь к себе до ненависти к Богу.

    И как раз в утрате ощущения неотмирности христианского пути, принадлежности всего христианства к другому гражданству – небесному, его устремленности к горнему Иерусалиму заключается внутренняя причина, препятствующая нашим современникам вернуться на путь подлинного постижения духа и опыта православных святых…

    Важно еще и то, что говорить о православной духовности можно по-настоящему в том только случае, если мы будем иметь в виду опыт истинных носителей Св. Духа, что только и позволяет нам говорить о духовности, как области действий-энергий Святого Духа, «Иже везде Сый и вся исполняяй», вводящего человека в таинство иного, духовного мира, в начало того состояния обожения, которое уготовано всем спасенным...

    К сожалению, большинство из нас разучились быть как учениками, так и учителями в духовной жизни, и стали не способны поддерживать тот уровень духовных отношений, необходимый для того, чтобы эти отношения были обоюдно спасительны и плодоносны.

    К этому мне хотелось бы добавить еще одно, думаю, важное соображение. Если православный человек придет к внутренней необходимости не довольствоваться простым исполнением формальных правил православной церковной жизни, то он столкнется с насущной потребностью личного внутреннего подвига, без которого в современном мире остаться христианином не по названию, а по содержанию, практически невозможно. И тогда он ему придется знакомиться с основами православной духовности, которая начинается с покаянной борьбы со страстями, а завершается, по выражению преп. Иустина Поповича, «охристосовлением» человека. И этот путь и есть православная духовность, которая есть «свет миру» (Мф.5:14).

    Все вышесказанное не должно пониматься таким образом, что путь духовной жизни для нас практически закрыт. Это, конечно, не так. Весь духовный опыт Церкви говорит о том, что всем верующим во спасительное имя Иисуса Христа и желающим наследовать спасение предлежит величайший жизненный подвиг, и мы призваны этот путь пройти до конца, а лучше сказать, до начала той жизни, которая никогда не кончается и не умаляется. Но надо иметь и твердую решимость, и дерзновение веры, чтобы на этот путь вступить».


    К сожалению, вступить на столь тернистый путь, описанный выше, не каждому дано. И тогда такие люди ищут облегчённый вариант, становясь, порой сами того не замечая, пресловутыми либеральными маргиналами, а по сути – разрушителями Церкви. Если бы они знали, какой благодати они лишаются, если бы хоть кто-нибудь смог им в ярких деталях объяснить хотя бы часть из того, о чём рассуждают на подобных форумах, уверен, многие бы пришли в Церковь, ища истинного Спасения. В этом и состоит задача современных православных миссионеров.

    Однако, в силу каких-то определённых причин, их весть о Православии несёт в себе нынче всё чаще фальшивый смысл с искусно вкраплёнными туда элементами всё того же протестантизма и местами католицизма, то есть по православному вероучению – ересей. Хотя некоторые участники форума пытаются повернуть всё в несколько ином ключе. Но это уже пусть останется на их совести. Истина в любом случае только одна – двух мнений здесь быть не может.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика