"Не надо ставить свою сомнительную любовь выше любви Божией..."
- Прот.Георгий Городенцев
25.10.2008 15:27
Ваше замечание очень кстати. Действительно, кто-то может мне сказать и отчасти сказал уже romanos, что это Вы, о.Георгий, говоря об особенностях нашего времени, увлеклись обличением делающих аборты. А о тех, у кого бывают выкидыши, в том числе и у нынешних христианских матерей, забыли? Ведь эти матери также страдают, зачем же им еще и говорить, что души их детей идут в ад? Действительно, справедливое замечание. Но следует вспомнить, что в древности, в связи со слабым развитием медицины, выкидыши бывали часто и были делом достаточно обычным, а вот убийство детей во чреве было делом редким, особенно в христианском обществе. Отсюда, как я уже говорил, и осторожность святых отцов, когда они говорят об участи некрещеных младенцев. В наше время, наоборот, медицина стоит куда выше, чем в древности, и выкидыши бывают гораздо реже, а вот аборт стал делом совершенно обычным, заурядным, их сейчас тьма тьмущая. Поэтому нам, современным священникам надо говорить иначе, говорить всю правду и со строгостью. Но как же быть с матерями, особенно христианскими, которые потеряли своих младенцев некрещеными не по своей вине? Вот тут, конечно, правы мои обличители, священник должен говорить им эту строгую правду, растворяя ее любовью. Ибо строгость и правда без любви - это жестокость; но и любовь без правды - беззаконие. И вот в этом деле любви может помочь учение о полезности молитвы матери за душу своего даже некрещеного младенца, дающее отраду молящейся. Такая молитва, на мой взгляд, всегда полезна, но насколько, не знаю. Об этом может судить, как я и писал, только Церковь своим соборным разумом. Я ранее привел некоторые основания для обоснования мнения, что такая молитва может даже спасти ребенка. Хотя такое мнение может быть и ошибочным, но для его опровержения необходимо привести достаточные аргументы. Попытку опровержения этого М.Яблоковым я, однако, считаю неточной. Вы говорите: «Примеры святых людей, спасшихся без водного крещения, мне кажется, не вполне относятся ко всем убиенным (или погибшим) некрещёным младенцам. У первых была совершенно чёткая мотивация - СМЕРТЬ ЗА ХРИСТА, которой отнюдь нет у последних». Но дело в том, что в ряде этих примеров спасались некрещеные люди, которые не приняли смерть за Христа, и вообще не были святыми. Как, например, благоразумный разбойник или лица, не принадлежавшие к израильскому народу и даже не обрезанные, но слышавшие Его проповедь в аду и поверившие ей. Они также совершили нравственное усилие, благодарю которому и спаслись, но это усилие намного меньше, чем мученическая смерть. Поэтому я и думаю, что такое же, пусть и небольшое по сравнению с мученичеством нравственное усилие матери может помочь ее младенцу в той жизни. В пункте б) я даю обоснование, что это не отрицает общее догматическое учение православия по этому вопросу, так что оно вопреки Вашему мнению, Михаил, не ставится в зависимость от нравственности. Хотя, надо сказать, что то и другое - догмат и нравственность всегда взаимосвязаны. К тому же, Православная Церковь вообще учит, что молитва за усопшего может изменить его участь, прекрасный пример чему мы имеем одной из статей на «Русской линии» за 24 октября под названием «Умученные монахини». Там речь идет о двух мученически убиенных в 1983 г. в Горненской обители Иерусалима монахинь Варвары и Вероники, матери и дочери. Там говорится: «Варвара умерла сразу, а Вероника мучилась, на её теле нашли девять ножевых ран. Спустя время, когда уже отпели мучениц и похоронили, увидели сёстры в сонном видении Варвару на вершине высокой горы в сияющих белых одеждах, а Вероника карабкалась по отвесному склону, срывалась и никак не могла до вершины добраться. И открыто было сестрам, что это оттого, что Варвара сразу и безропотно приняла смерть, а Вероника, зная немного иврит, цеплялась за жизнь, просила её пощадить, и оттого сейчас там так тяжело ей взойти на вершину. День и ночь молились сестры за бедную мученицу, и на сороковой день было одной из них открыто, что Вероника отмолена и вместе со своей святой матерью пребывает ныне в сиянии небесной славы. Теперь мученицы молятся за оставшихся здесь, на земле, и от святых могил происходят безчисленные чудеса и исцеления». Кстати, отвечаю на последнюю, третью часть вопроса Димитрия. О том, что Христос проповедовал в аду всем писал в Св.Писании такой святой отец, как апостол Петр: «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя» (1 Пет.3,18-20). А то, что лишь часть их поверила этой проповеди, об этом определенно учит Церковь. Вас удивляет, что не все вышли? А не удивительно ли то, что многие слышали проповедь Спасителя на земле и видели Его чудеса, но лишь малое стадо поверило ей и пошло за Ним? И Вы думаете, что если человек страдает в аду, то он обязательно использует любую возможность покинуть его? Однако, когда богач, «в аде, будучи в муках... поднял глаза свои, увидел вдали Авраама» (Лк.16, 23), потомком которого по плоти он был, то просит его о чем угодно, но не о собственном спасении (ср.Лк.16, 24-30). Так что все не так просто. Но это уже другая тема, и если мы подробно начнем говорит о вечных муках, то времени и места нам явно не хватит. Теперь по первой части Вашего вопроса, Димитрий. Молиться необходимо, конечно, обоим супругам, главное, чтобы это было с сердечным сокрушением. Что касается обрезания, то оно в Ветхом Завете действительно было прообразом новозаветного крещения. Но прообраз отличается от первообраза как тень от самой вещи, поэтому, думаю, конкретно, для наших рассуждений это имеет малое значение. Тем более что, как уже было показано выше, спаслись из ада и необрезанные, но поверившие проповеди Спасителя.
|