Питательная масса для пираний
- Лехнов Э.Г.
03.12.2006 20:41
Евгении > с точки зрения "ортодоксального православного" вы правы - для спасения души человеку не нужны все эти "игрушки падшего мiра", однако не для православных они и создаются. Основные боевые действия сейчас разворачиваются за сердца и души "творческой интеллигенции", которая задавала тон духовности нации во все время своего существования и тут все средства идут в ход. Особенно сильно влияние на умы наших эстетствующих интеллектуалов так называемого "высокого искусства", по другому их не проймешь, эта публика разговаривает на другом языке, цитировать Святых Отцов и Священное Писание им бесполезно ибо "бесконечно далеки они от народа".
Хотя тема посвящена была не "Острову", но так уж получилось, что разговор пошел именно об этом фильме, как самом заметном событии в культурной жизни страны в этом году. Фильм "Охота на пиранью", по верному выражению автора статьи показал отношение московской публики к русскости, вернее то, как она себе ее представляет, но прошел этот фильм очень незаметно и не вызвал такого резонанса, как "Остров", который буквально разрывает традиционные представления об эстетике. Все аргументы как "За", так и "Против", прозвучавшие в обсуждении вполне обоснованы - это и является критерием серьезного кино, неоднозначность восприятия, но я хочу отметить то, что является абсолютным позитивом этого фильма - сцену смерти монаха. Уверен, что ни когда раньше ТАК смерть не показывали. Умирали героически, глупо, подло, мучительно и так далее.. но ПО ХРИСТИАНСКИ -ни разу. Почему то так сложилось, что наша интеллигенция безоговорочно присудила все права на "высокую духовность" восточным религиям и культам, только буддисты, как правило "не боятся смерти", так как верят в реинкарнацию и это считается вполне правильным и принимается, как факт, максимум же, что нам славянам дозволяется, это умереть "героически" с папироской в зубах! Лунгин же показал, что православное восприятие смерти на порядок выше буддисткой чепухи. Нынешнего избалованного зрителя можно "пробить" лишь альтернативной эстетикой, именно по этому режиссер выбрал именно такое цветовое художественное решение видеоряда - очень удачно, ни что не отвлекает от Главного, все внешнее отступает на задний план и проходит не заметно и "Православный Happy End", который буквально шокирует непривычного эстета, как самая сильная сцена фильма. Один мой друг, сторонник знаменного пения, в споре с сторонником партесного пения как то сказал - "В мiру и так достаточно концертов и различной "красоты" и поэтому, когда новый человек заходит в Храм и встречает там то же самое что и в миру, только на несколько уровней менее профессионально исполненное, то разворачивается и уходит разочарованным, современного человека, что бы разбудить нужно бить гробом по башке! Вот тогда он может и задумается."Сказано грубо, но верно. Лунгин "ударил гробом по башке" спящую богему и, может быть, кто то задумается над ценностью всего того, что принято считать "святым". Именно СМЕРТЬ показывает со всей очевидностью превосходство Христианства над "общечеловеческими ценностями"- мiр так и не смог победить Страх Смерти, мiр прячется от нее, выводит за скобки, или допускает Ее, как средство наказания, или же универсального пугала. Перед людьми нужно почаще ставить зеркало, дабы они не обольщались своим "совершенством" и "всемогуществом" и поэтому именно Православный взгляд может служить этой задаче - Пробудить человечество ото сна, по крайней мере тех, кого еще можно спасти!
В заключение повторю - "Остров" снят не для "профессиональных православных", каковой, судя по всему является Евгения и даже не для неофитов, он снят для тех, кто СПИТ, показывая им, что по настоящему ценен лишь Мир душевный, примирение души человека с Богом через покаяние! - это и есть та духовная альтернатива, которую может дать Православие заблудившемуся человечеству.
|