Философия Крымской войны
- В.Н.Шульгин
28.11.2006 01:04
Действительно, уроки войны не были вполне уяснены нашей дореволюционной элитой, продолжавшей противоестественное "окультуривание" на русофобском Западе. Сейчас мы все это повторяем, к сожалению. Причем положение даже хуже, чем до революции. Такого массового ухода капиталистых людей из своего отечества Россия никогда не знала. На днях вот наш олигарх-депутат, чемпион по обогащению за прошедший год, попал в аварию на Лазурном берегу, другие скупают дворцы Лондона и т. п. Сравните все это с поведением "Москвы купеческой" в царские времена: небо и земля. Сердце все же было не в горах Калифорнии, как у Познера, а на Родине. А дворян к отечеству притягивали свои "культурные поместья". Хотя, конечно, до революции элита в целом так и не излечилась от ментальной зависимости от либерального Запада. "Идейность" интеллигенции, заквашенная на ее беспочвенности и отщепенстве "помогла", как верно сказал Г.Федотов. Сейчас еще хуже: "Москвы купеческой" почти нет, благородные поместья канули в лету, политический класс выбивается "в князи" на Куршевалях. "Мечты своей родины" (В.В.Розанов) как не было, так и нет. Наша цивилизация, конечно есть в духовности и культуре (Пушкин и Достоевский, Филарет Московский и Иоанн Кронштадтский, Хомяков и Киреевский, Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов, Римский-Корсаков и Свиридов, академики Раушенбах и Шафаревич, ... ...). Что позволяет уповать на ее возможное и необходимое опредмечивание в будущем. Русская мысль впервые это поняла во время Пушкина и Жуковского. Жуковский еще до Крымской войны сказал "главное Россия получила", имея в виду Церковь и Царство, народное смирение и мощь, пространственное величие. Дело лишь в правильном объединении этих эпических элементов, которых ни у кого в мире нет и не будет. Сейчас народ "голосует гробами" и возможность нашего самобытного бытия уменьшается. Политический же класс пока в плену Куршеваля, "саммитов" (даже на брежневское "встреча в верхах" ума не хватает), "профицитов", "стабфонда", "финансовых инструментов", "наших западных партнеров", (которые не лучше Пальмерстона). В общем пока правит "коллективный Познер" с его заветным желанием упокоиться среди красот Калифорнии. Россия поистине уникальная страна: такого противоречия между высотой духа, который стяжали наши мудрейшие мужи, выяснившие особенности Русской Цивилизации, и отсутствием его воплощения в жизни, трудно себе представить. Конечно, есть причины, главная из которых - отщепенчество "полуобразованной" (Пушкин сказал) радикальной интеллигенции и вражда Запада.
Тарасюк точно определил господствующее настроение элиты: глупый идеализм, какие-то фантазии о Западе, о котором еще Пушкин сказал, что человек там "выветрился". Когда наши политики это поймут? В общем пока наш Илья Муромец лежит заколотый дурманом и обмотанный скотчем на печке. За ним наблюдают "наши партнеры" с Запада, с новыми шприцами и инъекциями наперевес (Сорос с компанией продолжают вливать свои помои в молодые души на радость нашей "неправительственной" коннотроянской сети при молчаливом одобрении власти). Наверху нет самостоятельности, дерзновения, жертвенности, а есть лишь "маргарин". Чувства обширного Русского горизонта нет. Какое-то пигмейство при потенциальном земшарном величии Третьего Рима и Удерживающего. А ведь власть все может в России! Стоит только прикрыть дверь в избу, дать Илье протрезветь и порвет он заморский скотч, встанет с печи, распрямит плечи и пойдет свою землицу пахать, да детей рожать. И палица будет всегда при нем наготове. Но когда власть наша поймет, что нельзя "многих пускать в свой дом", самый богатый дом в мире?! Что заморские захожане в него "себе на уме" и сформировали уже Пятую колонну, которая настежь распахнутую дверь в нашу русскую избу уже канатом привязала, чтобы ее поселяне не закрыли и принудительно любовались на западное "открытое общество", которое нас в гробу уже видит. В общем навевает статья раздумья.
Маленькие неточности: 1. Русофобия на Западе началась раньше. Немцы по какому-то странному психологическому закону решили отплатить неблагодарностью Русским за свое освобождение от Наполеона и в массе возненавидели Россию в 20-30-е годы. В начале 30-х гг. молодой Иван Киреевский, еще "европеец", побывал в Германии и вернулся, возненавидев немцев за самодовольство, неблагодарность, высокомерие. Это типичная реакция русского интеллектуала-самобытника (подобное же было у Жуковского, Вяземского, не говоря о русской молодежи). 2. Неверно говорить, что Николаевская Россия была "населена гоголевскими типами". При всей ошибочной ориентации Николая (на Бенкендорфа и Дубельта вместо Пушкина и Вяземского), он желал России добра и допустил сатиру Гоголя ради исправления. Но ведь и Гоголь начертал карикатуру, от которой затем страдал, не умея изобразить действительных порядочных людей, как это получалось у Пушкина и Лескова. Так что кроме "типов Гоголя" были еще и образы Пушкина (Гринев), Лескова (Однодум). Гоголь настолько печалился своим неумением показать истинный облик Русского, что сжег 2-й том "Мертвых душ". Он чувствовал грех своей критической односторонности.
|