Вышел в свет восемнадцатый номер журнала "Благодатный Огонь"
- Сергей Рябуха
07.10.2008 22:28
В 18 номере "Благодатного Огня", в статье о. Андрея Правдолюбова, автор разобравшись в канонических правилах, приходит к выводу, что в древности практика частого причащения, как утверждают некоторые, была не всеобщей. Но авторы "Душеполезнейшей книги о Причащении" свв. Никодим и Макарий, приходят к другому выводу, что кроме всего прочего:"Повелевается всем православным христианам причащаться часто. Правилами святых Апостолов и священных Соборов". Наз. частое и всеобщее причащение преданием самого Господа. И чтобы оно не забылось, апостолы записали об этом в 8-м и 9-м Правилах чтобы не остался никто без причастия Божественных Тайн, когда совершается святая Литургия (Апостольские Правила). О. Андрей далее пишет, что при частом Причащении теряется благоговение и усердие в подготовке. Но если жизнь христианина строится вокруг Причастия Христу, то не о какой потере благоговения и усердия речи идти не может. Привыкнуть к участию в Трапезе Господней в Его будущем Небесном Царстве, в которое мы входим во время Литургии, невозможно. Далее автор пишет, что страшная беда – привычка к святыне, и что зная это, Церковь свои молитвенные тексты старается сохранить от обыденности, приводя в пример запрещение молитвы "Царю Небесный" к употреблению от Пасхи до Троицы, относя тот же запрет и к пасхальным песнопениям, которые позволено петь только сорок дней в году. Шаткий и слабый аргумент. Автор разве не знает, что такие молитвы как "Отче наш", "Трисвятое", "Пресвятая Троице" и пасхальные песнопения "Воскресение Христово видевше", "Воскрес Иисус от гроба" употребляются постоянно? Почему же эти молитвы Церковь не старается "сохранить от обыденности", не запрещая их употребление никогда, или, они не нуждаются в этом "в сохранении"? Автор напоминает, что "в Синодальный период была четкая норма частоты причащения: оптимальная – каждый пост, минимальная – раз в год, максимальная – раз в месяц; и устойчивая практика подготовки, которую описывает свт. Феофан Затворник в книге "Что есть духовная жизнь...". Что касается норм, то норма - это Причащение за каждой Литургией. Другой нормы, отражённой в текстах Литургии и Правилах нет. И нужно призывать людей следовать этой норме, а не занижать "от раза в месяц, до раза в год", как пишет автор, для которого "шестнадцать раз в год - довольно много". И подготовка должна быть не "от раза в месяц, до раза в год", а каждую неделю, всю жизнь, которая не должна отделяться от подготовки к Причащению. А то, что предлагает автор статьи отделяет жизнь христианина от подготовки. Как пишут свв. Никодим и Макарий мы должны: "подготавливаясь необходимой подготовкой, часто причащаться Тела и Крови Господа...чтобы укрепляться в благодати Божией, благодаря Божественному Приобщению". В заключении автор пишет, что: «главной заботой должно быть сохранение и восстановление норм церковной жизни». Вот давайте и будем "сохранять и восстанавливать нормы", т.е. "всем православным христианам причащаться часто", которые повелеваются, как пишут свв. Никодим и Макарий, "Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа...Деяниями и Правилами святых Апостолов и ...Соборов...свидетельствами божественных отцов...самими словами, чином и священнодействием святой Литургии...самим Святым Причащением". Автор ещё пишет что: "тот, кто желает разрушить традицию, редкого причащения обязательно должен опорочить...Синодальный период", точно так можно сказать, что те, кто хотят не допустить практики частого причащения должны опорочить свв. Никодима Святогорца и Макария Коринфского, что и сделали печатающиеся в "Благодатном Огне" священник Игорь Белов, Николай Каверин обвинив вышеназванных святых в заимствовании идей у латинян и в возмущения "традиционного" спокойствия на Афоне и по всей Греции. Автор второй статьи на ту же тему "Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой Литургии?" Алексей Горожанин пишет, что некоторыми священниками даются произвольные толкования 9-го Апостольского правила в смысле якобы наложенной им на мирян обязанности причащаться за каждой Литургией. Рассмотрев толкования он констатирует, что в толкованиях 9-го Апостольского правила и производных от него ему не удалось найти следов принудительной обязанности мирян приступать к таинству Святой Евхаристии на каждой Литургии. Возможно, что в некоторых толкования нельзя найти таких следов т.к. толкования обычно могут смягчать смысл. Но самим текстом правил, под угрозой отлучения от Церкви, предписывается Причащаться при каждом совершении Литургии:"Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнаго списка при совершении приношения не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен..."( 8 Ап.). "Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца...отлучати подобает..." ( 9 Ап.). "Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но по некоему уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены..." ( 2 Ант. Собора). Свв. Никодим и Макарий комментируя их пишут о 8 Ап.:"...если кто-нибудь не причастится, когда совершается…Литургия, пусть скажет причину...и если она уважительна, пусть его простят, если же он этого не говорит, тогда должен быть отлучён". Так же свв. Никодим и Макарий приводят слова толкователя Правил Вальсамона, который говорит: "Определение этого правила очень суровое, ибо оно отлучает приходящих в церковь...и непричащающихся" и сами добавляют, что: "...и другие каноны подобным образом повелевают, чтобы все были готовы и достойны Причащения". О 9 Ап.:"...все те, которые входят в церковь и слушают священные писания, но не молятся вместе с остальным народом или отказываются от Божественного Причащения, должны отлучаться...". О 2 Ант.:"...все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться...". Характерно, что уклонение от Причастия в Правилах наз. " уклонением от порядка" и "произведением безчиния". Автор третьей статьи "Несколько слов о "евхаристическом возрождении"" священник Дмитрий Выдумкин приводит слова Святейшего на Епархиальном собрании г. Москвы в 2005 году: "…от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин…священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий перед святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным, будничным". В устах прихожан слова о «сложности еженедельной достойной подготовки», звучат как о «трудности вычитывания положенного». То, что некоторые священнки «ответственность за невычитывание» берут на себя, конечно же не правильно, хотя их "взятие ответственности на себя" можно истолковать как помочь людям избавиться от страха перед частым Причастием (а не вообще от страха Божия и блогоговения перед Причастием). Можно молитвы Правила и Последования разделить на всю неделю и, читая каждый день по-немногу, таким образом всю неделю проводить в подготовке. Это довольно легко решаемая техническая проблема. Тем более, что есть слова о. Иоанна Кронштадского о некоторых, которые «поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое, например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн.Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв». Далее автор пишет, что уже в древности "Церковь признала, что…не каждому полезно причащаться…ежелитургийно…и еженедельно…что для многих полезно довольно длительный срок оставаться вовсе без причастия…". С этим можно согласиться, но только отчасти, т.к. Церковь действительно отлучала от Причастия на длительные сроки тяжко согрешивших и не желающих оставить греховную жизнь. И делала это, как правильно пишет автор "руководствуясь исключительно целями спасения человека», что бы чел. или быстрее восстал от падения, или оставил свою греховную жизнь и покаялся. Но считать, что такая практика должна распространяться на всех христиан, которых никто и ни за что не отлучал, довольно поспешно. Тем более ни из чего не следует, что «Церковь признала, не полезным причащаться ежелитургийно и ежевоскресно». Сам автор приводит 66 правило VI Вселенского Собора о каждодневном Причащении в Светлую Седмицу. Автор, говоря о практике редкого причащения синодального периода приводит в защиту синодальной практики катехизис свт. Филарета (Дроздова), в сочинения святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника и спрашивает: "почему была принята столь малая норма?" Но рассмотрев некоторые сочинения вышеприведённых святителей мы не найдём запрета причащаться чаще чем «раз в месяц». Напр.:свт. Филарет пишет что: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться тела и крови Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год». Из его слов ясно, что есть всё же "немногие ведущие чистую жизнь чтобы быть всегда готовыми еженедельно причащаться". Что же мешает современным христианам стараться так вести жизнь, что бы всегда быть готовыми? У свт. Димитрия в его «Житиях» мы находим множество примеров того, как монахи и миряне причащались то вообще каждый день, то каждый Воскресный день. А свт. Игнатий будучи мирянином и учась в училище причащался каждое Воскресение. И в своём «Отечнике» пишет об авве, который говорил о возможности для монахов причащаться каждый день. У свт. Феофана, наряду с предостережением от оравнодушничания к Причастию, сказано, что против частого причастия ничего нельзя сказать неодобрительного. А так же личный совет возможно чаще причащаться, чтобы увидеть утешительные плоды от Причастия. Автор ещё пишет о правильной расстановке акцентов, т.е. что "спасительно не столько более частое приобщение…сколько более тщательная подготовка и следующее затем причащение..." На это хочется добавить, что важна не только достойная подготовка, но и достоянная жизнь, проводимая в молитве и трезвении после Причастия, как условие достойного Приобщения. Далее в словах автора: «вопрос о том, как часто можно причащаться…должен решаться исходя из возможности человека должно подготовиться к причащению. И духовник, к которому обращается человек …должен подсказать ему ту меру причащения, которая будет зависеть от обстоятельств его жизни" – можно увидеть как жизнь в Церкви подстраивается под обстоятельства жизни современного человека, а не наоборот. Не жизнь в Церкви ставится на первый план, а жизнь человека с его возможностями «должной подготовки», т.е. «возможности успеть всё вычитать». Не изменение жизни человека, напр. отказ от греховных действий и мыслей и желание жить в чистоте и святости, чтобы быть всегда достойным, а нормированное участие в этой жизни. Искать нужно прежде всего Царства Небесного и праведности его, а не того как это Царство и его праведность приспособить к «обстоятельствам жизни». Журнал "Благодатный Огонь" не смотря на претензии о внутренней миссии, на самом деле занимается охранением существующих воззрений и оправдыванием установившихся порядков, не обращая внимания на то, соответствуют эти порядки и воззрения Преданию Церкви.
|