Три типа цивилизации - три типа мышления
- Георгий Р
02.10.2008 13:57
К анализу Автор: «Если рационалистическое мышление, рационалистическая наука основаны на отстранении Бога от природы, на стремлении объяснить формирование высших уровней природы из низших, на редуцировании поэтому понятий высшего к низшему, то целостное (холисткое) мышление древне-восточной пантеистической науки основано на растворении Бога в природе, то есть на смешении высшего и низшего. Все уровни мира здесь сводятся на одну горизонтальную плоскость, все связано со всем и эти связи определяют все, а сами связываемые объекты уже ничего не определяют, то есть они (включая и человека) сами по себе уже просто ничто.» Это справедливо с т.з. формального местоположения Бога в мире в рамках названных типов мышления. Однако такое противопоставление рационалистической и холистской науки противоречит приведенному чуть выше самим же автором мнению ученых – представителей современной физики: «... например, Роберт Оппенгеймер, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг в один голос говорят о сближении и даже отождествлении идеологии современной физики с древневосточными философиями.» Почему последнее возможно? Так это или не так? Представляется, что не совсем так. Поскольку на востоке Бог растворен в природе, то с т.з. западного сознания на практике получается атеистическая картина: Бог ни во что не вмешивается, и природа действует сама по себе, – что устраивает запад и приводит к кажущемуся сближению. Однако все же в действительности восточное мышление не атеистично. Ключевой характеристикой холистского мышления (к-рое с т.з. европейской науки наукой не является) является то, что «сами связываемые объекты уже ничего не определяют, то есть они (включая и человека) сами по себе уже просто ничто» (автор). Отсюда понятно, почему восточный человек не приспосабливает мир для себя, а сам приспосабливается к миру, и с Богом не борется. Однако вот этого «человек – ничто» рациональное мышление ни теоретически, ни практически допустить не может. Почему? Рационалистическая мышление не только отстраняет Бога от природы и потому игнорирует, уравнивает иерархию, как на востоке. Оно идет дальше – ставит человека на место Бога, и поэтому невольно получает обратную иерархию. В этой иерархии падшие ангелы и стихии, т.е. низшее, к-рое в восточном мышлении смешано с высшим, в западном мышлении занимает место высшего. Во главе этой иерархии – человек (реально за ним стоит сатана), к-рый претендует на подчинение себе в корыстных целях всего мира – видимого и невидимого. Заинтересованность в обратной иерархии, включающей низший невидимый мир, и объясняет лояльность современной западной науки и общества к востоку, оккультизму и «паранаукам». Для запада в конце концов становится неважно научно или паранаучно, главное – для себя полезно. Мне кажется, что интерес к востоку на западе – это пролог к закономерному финалу развития рационалистической цивилизации, к-рый состоит в неоязычестве («New age»), где наука и паранаука сольются в массовом обслуживании человекобогов. А уж теория для этого найдется. Прошу прощения за сумбурность – такие мысли вслух.
Спаси Бог за труды, надеюсь, плодотворные идеи. Пытался думать в этом направлении.
|