О социально-историческом смысле раскола Русской Церкви в ХХ веке и необходимости его преодоления
- Ingvarnep
11.04.2006 11:53
Православие должно, обязано свидетельствовать себя миру в любой ситуации, тем более, что для него, в отличие от западного христианства, как раз характерна “неотмирность”, что, конечно, не должно пониматься как беспомощность. Православие должно стремиться не к приспособлению к миру, а к преображению его из того состояния, в каком он существует в конкретные момент. То есть желательные государственные преобразования не должны выставляться здесь в качестве предварительного условия для внутреннего преображения человека, а, наоборот, рассматриваться как желательный результат, как следствие этого внутреннего преображения. Здесь уместно будет процитировать прот. Василия Зеньковского: “Ни теократия, ни религиозная нейтральность государства не влекут к себе Православие: ему чужд и один и другой путь. Не входя ближе в анализ этого тонкого и трудного вопроса, скажу еще несколько слов об отношении Православия к самодержавию, идеал которого (говорю об идеале, а не об исторической действительности самодержавия) был создан при глубоком влиянии церковных настроений. Скажем прямо: пока эти церковные настроения сильны, они неизбежно увлекают церковно-политическую мысль в ее исканиях на тот же путь, хотя никакой принципиальной связи между Православием и самодержавием (как это настойчиво утверждал Д. С. Мережковский) вовсе не существует… Церковь не стремится завладеть властью и не может навязывать жизни ничего своего, но срастается со всякой политической формой. Были православные республики, были и православные монархии, и везде Церковь искала и будет искать, — через совесть личности, — преображения натурального исторического бытия... Вот почему идеал самодержавия, дающий наибольшую свободу личности главы государства, в этом смысле наиболее могущего воспринимать, через личность царя, через его совесть, влияние Церкви, казался ей наиболее подходящим в целях грядущей христианизации всей жизни. Но если самодержавие сбрасывается ходом жизни, логикой исторического процесса, — Церковь примет новый порядок для той же неустанной работы над преображением натурального порядка в благодатный … Для Православия во всяком случае существенным является одно: не стремясь к захвату власти, Православие и не отгораживается от власти, но ищет ее одухотворения и преображения ее. Напряженно и глубоко живя идеалом оцерковления всей жизни, Восток не гнушался натуральным историческим движением, исторической плотью, не стремился внешне подчинить себе ее, но искал путей внутреннего ее преображения” (Прот. Василий Зеньковский “Идея православной культуры”, “Альфа и Омега”, № 3 (14), 1997.
Поэтому всякие обвинения в "сергианстве" не отвечают духу Православия. Но с другой стороны, надо давть себе отчет в том, что в годы коммунистического режима РПЦ удалось сохранить только Литургию. Все остальное надо восстанавливать. На это надо десятилетия. И спешка здесь означает отказ от восстановления всей полноты Православия.
|