Русская линия
<< Полная сводка новостей от 13 января 2001 >>

МИТРОПОЛИТ ПИТИРИМ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Высокопреосвященнейшему митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) орден Святителя Иннокентия Московского за просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения.
Митрополит Питирим относится к числу старейших иерархов Русской Православной Церкви. В последние годы жизни Патриарха Пимена (Извекова) владыка Питирим был одним из самых влиятельных архиереев и представлял Церковь практически на всех официальных мероприятиях. На рубеже 1980−1990 годов митрополит Питирим был непременным гостем разнообразных общественных собраний, почти ежедневно выступал на радио и телевидении, комментировал для средств массовой информации многие вопросы церковной жизни. В те же годы митрополит Питирим вместе с академиком Д.С. Лихачевым и Р.М. Горбачевой активно участвовал в деятельности Советского фонда культуры, курировал некоторые из программ фонда, связанные со взаимодействием с Церковью. В 1989—1991 годах митрополит Питирим был народным депутатом СССР. В то время сам облик митрополита Питирима, библейского благообразного старца, производил ошеломляющее впечатление на полностью расцерковленное общество. А когда оказывалось, что этот человек, будто сошедший со страниц древней священной истории, еще и в курсе всех современных событий, обладает уникальным даром проповедника, знает, как кажется, все на свете, видевшие и слышавшие митрополита Питирима невольно начинали внимательнее приглядываться к тому, что он представлял — к православной церковной традиции.
В церковную элиту митрополит Питирим вошел в начале 1960-х годов, в то же время, когда стал епископом и нынешний Патриарх Алексий II. К тому времени будущий митрополит уже не был новичком в церковной жизни. С 1945 года он, в то время студент Московского института инженеров транспорта (МИИТ), стал старшим иподиаконом Патриарха Алексия I (Симанского) в Богоявленском патриаршем соборе. Уйдя из института, Константин Нечаев (так звали владыку Питирима в миру) перешел на учебу в Московские духовные школы, где в 1951 году защитил кандидатское сочинение по теме: «Значение божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». В том же году он становится преподавателем Московской духовной академии, профессором которой остается до сих пор. В академии он читает лекции по истории западных вероисповеданий и по Священному Писанию Нового Завета. В 1954 году стал священником, а в 1959-м был пострижен в монашество. В мае 1963 года архимандрит Питирим стал епископом Волоколамским, в 1971-м был возведен в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 года — в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского.
На протяжении нескольких десятилетий основным поприщем, на котором трудился митрополит Питирим, была издательская деятельность Русской Православной Церкви. С 1963 по 1994 год он был председателем издательского отдела Московской Патриархии, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Оба издания в советские годы были единственным легальным органом церковной богословской мысли. Владыке Питириму удавалось публиковать на страницах журнала и «Богословских трудов» писания Отцов Церкви, богословские сочинения протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского, В.Н. Лосского — все те классические богословские работы XX века, которые нигде больше ни при каких обстоятельствах не могли быть опубликованы.
В конце 1980-х годов митрополит Питирим стал настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоколамского монастыря, где до сегодняшнего дня часто служит по воскресным и праздничным дням. В Москве кафедра митрополита Питирима пребывает в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке). В этом храме, традиционно привлекавшем людей искусства, писателей, общественных деятелей, митрополит Питирим в последние годы возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры (Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Владислава Листьева).
В 1991 году, после провала попытки государственного переворота, в прессе появилось несколько публикаций бывшего тогда народным депутатом и священником Глеба Якунина, впоследствии лишенного священного сана и отлученного от Церкви, в которых утверждалось, что ему стали известны документы, дающие основания полагать, что митрополит Питирим сотрудничал с КГБ. Обвинения были с восторгом подхвачены журналистами (Татьяной Митковой, Андреем Карауловым и др.) Любопытно, что ныне Глеб Якунин входит в состав клира так называемого «Киевского патриархата», руководимого лжепатриархом Филаретом Денисенко, которого сам же Якунин в 1991 году наиболее яростно обличал в принадлежности к КГБ.
В связи с этим 1992−1993 годах вокруг митрополита Питирима была поднята беспрецедентная шумиха, его имя стало восприниматься как одиозное и скомпрометированное, а послушные СМИ перестали приглашать владыку Питирима на все те мероприятия, где раньше по их настоянию он всегда присутствовал.
На смену такой светской опале вскоре пришла опала церковная. В ноябре — декабре 1994 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, а затем на заседании Священного Синода митрополит Питирим был смещен со всех церковных должностей, а издательский отдел, которым он руководил, был преобразован в издательский совет. В ведении митрополита Питирима были оставлены только Воскресенский храм в Брюсовом переулке и Иосифо-Волоколамский монастырь.
В последние годы митрополит Питирим стал чаще появляться на церковных собраниях высокого уровня. По поручению Священного Синода он возглавлял представительные делегации, посещавшие Армению, Болгарию, Швейцарию в связи с разными событиями церковной жизни. Митрополита Питирима можно теперь часто видеть сослужащим с Патриархом Алексием II в храме Христа Спасителя и в Успенском соборе Кремля. Похоже, с течением времени подлинный масштаб личности митрополита Питирима (Нечаева) как богослова, проповедника, церковного иерарха становится все более очевидным. Случайные черты забываются, все преходящее изглаживается из памяти, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины XX века.
Страна.Ru

ВЫЗОВ ПУТИНА
Как православным христианам относиться к новой власти
Беседа главного редактора «Русской линии» Сергея Григорьева с политическим обозревателем Анатолием Степановым

С.Г.: В последнее время у некоторой части верующих в отношениях с государством возникло определенное напряжение. Я имею ввиду планы государственной власти ввести идентификационные номера налогоплательщика (ИНН). Эта проблема со всею остротою поставила более общий серьезный вопрос: как нам, православным христианам, осознающих себя патриотами России, следует относиться к новой власти.

А.С.: Эту проблему я бы назвал «вызовом Путина». В период правления Ельцина многие православные патриоты находились в оппозиции власти, и это вполне объяснимо. Именно на Ельцине лежит вина за разрушение государства, за многие унижения России на международной арене, за обнищание народа, за разгул русофобии. Быть в оппозиции такой политике было вполне оправданно. Но вот пришел к власти человек, который объявил идеологией своего правления государственничество и патриотизм, начал восстанавливать дееспособную власть. А некоторые продолжают оставаться в оппозиции. Нет ничего удивительного, что антипутинские статьи печатают СМИ Гусинского и Березовского, или какие-нибудь левые радикалы почем зря ругают «преемника Ельцина», но, мягко говоря, очень странно читать у православных публицистов о «виртуальном бонапартизме» Путина, о Путине как потенциальном разрушителе России. Я думаю, что тут мы имеем дело со своего рода болезнью «синдромом оппозиционности». Объяснить эту болезнь можно соблазнами: действительно Путина объявил своим преемником именно Ельцин, его окружают многие члены ельцинской команды. Людям, привыкшим быть в оппозиции, эту «двойственность» Путина никак не осилить. «Вызов Путина» стал для многих камнем преткновения. К сожалению, некоторые православные патриоты до сих пор не сумели сформировать правильного отношения к Путину, не могут понять явление Путина.

С.Г.: Может быть здесь помогут исторические аналогии?

А.С.: Безусловно. Думаю, что понять феномен Путина можно лишь в контексте исторической и политической ситуации. Как можно определить политическую ситуацию последнего десятилетия? Думаю, что самое правильное определение — смутное время. Но Смута на Руси — не новость: и в начале XVII, и в начале ХХ века в России бушевала смута. Поэтому разумно попытаться понять логику развития смуты. Мне представляется, что она описывается вполне определенной формулой, фиксирующей путь от утраты правителями легитимности к обретению новой легитимности. Сначала существует вполне легитимная или законная власть в лице последнего представителя династии Рюриковичей Царя Феодора Иоанновича или в лице последнего представителя династии Романовых Царя-Мученика Николая. Затем страну сотрясает социальный катаклизм. Здесь не место говорить о его причинах, для нашего рассуждения важно зафиксировать результат. А он таков: к власти приходит полузаконный, полулегитимный правитель Борис Годунов, хоть и был избран на царствование Собором, все-таки был царем не вполне законным, потому что народ в глубине души был убежден, что именно он повинен в организации убийства Царевича Димитрия. Временное правительство тоже пришло к власти внешне законным образом — Государь после Манифеста об отречении подписал указ о назначении Львова премьер-министром так называемого «правительства народного доверия». И тут внешне власть была передана законным образом, да и Церковь признала Временное правительство. Тем не менее, в народе Временное правительство воспринималось именно как «временное», как полузаконное. Следующим, вполне логичным, этапом развития смуты, как показывает история, является приход на смену полулегитимной власти полностью нелегитимной в лице самозванца или узурпатора, который попирает старые нормы передачи власти. В первом случае это — Гришка Отрепьев, во втором — Ленин. Вполне естественно, что нелегитимная власть не может существовать долго, смута углубляется, и на смену такой власти приходит эпоха полного безвластия. В годы первой смуты это — пресловутая семибоярщина, а в годы второй смуты это — последние годы жизни Ленина, когда он уже практически нечем управлять не мог, и первые годы после его смерти, когда шла ожесточенная борьба за власть между группировками Сталина и Троцкого. Наконец после времени безвластия наступает эпоха реставрации, эпоха обретения новой легитимности. Таким образом, логика развития смуты может быть описана следующей формулой: легитимная власть — полулегитимная — нелигитимная (самозванец) — безвластие — реставрация.
Эта формула полностью подходит для описания и понимания сегодняшней смуты. Правление кремлевских геронтократов — Брежнева, Андропова и Черненко — это последняя законная власть в рамках советской системы. Горбачев, придя к власти вполне по-советски законно, уже чувствовал свою нелегитимность. Неслучайно он решил подкрепить свою тающую власть генерального секретаря избранием президентом СССР. Но это его не спасло, ему на смену приходит Ельцин. Он — чистый узурпатор, смута углубляется. Как всякого самозванца Ельцина вначале восторженно приветствует обманутый народ (как было и с Отрепьевым и с Лениным). Он, как и прежние самозванцы, много обещает. Период нелегитимной власти (правление самозванца) — это время с 1991 по 1996 год. В 1996 году смертельно больного Ельцина его окружение приводит к власти, затем ему делают операцию. Фактически с 1996 по 2000 год правит страной не Ельцин, а его ближайшее окружение, или как еще называют «Семья». В 1996 году один из самых влиятельных представителей этой «Семьи» Борис Березовский, находившийся тогда на пике своего могущества, дал очень точное определение режиму сформировавшемуся в последние годы правления Ельцина — семибанкирщина. Просто прямая ассоциация с семибоярщиной, т. е. со временем полного безвластия и ожесточенной борьбы за власть между различными группировками.
Следуя такому пониманию логики развития смуты можно говорить, что приход к власти Владимира Путина является знамением наступления эпохи реставрации. Если весной, когда он вступал в должность президента России, еще могли быть какие-то сомнения на сей счет, то теперь можно уверенно утверждать, что смута завершается. И тут дело не в Путине лично. Может Путин и не справится с теми задачами, которые стоят перед страной.

С.Г.: А может и справится! Он же питерский.

А.С.: Я тоже надеюсь на это. Однако следует напомнить, как тяжело выходила Россия из первой смуты. Вначале была неудачная попытка первого ополчения Прокопия Ляпунова, завершившаяся полным провалом и гибелью вождя ополчения. Потребовалось второе ополчение во главе с Мининым и князем Пожарским. Возможно, Путин и не справится со стоящими перед страной задачами завершения смуты, однако очевидно, что он является представителем той политической силы, которая призвана вывести Россию из смуты, направить ее по пути реставрации и восстановления государственности.

С.Г.: Но, согласись, ему гораздо труднее, чем Михаилу Федоровичу и окружавшим его русским патриотам того времени, совершить деяния, предназначенные историей. Михаил Федорович имел не только избрание, но и при вступлении на престол имел клятву всех слоев русского народа в верности ему. Путин вынужден действовать на благо укрепления России в условиях сохраняющегося «смутного сознания» у граждан России, которые за десятилетие полузаконной или незаконной власти привыкли с большим недоверием и более того, с противлением, относиться к верховной власти.

А.С.: Да, конечно, Путину в этом отношении труднее. В умах русских людей ныне господствует гуманизм. А это — полная противоположность религиозно ориентированному сознанию человека XVII века, для которого избрание Царя было знамением милости Божией, и который готов был присягнуть на верность Государю династии Романовых. Путину приходится во многих случаях хитрить, ему приходится лавировать.
Но я хотел бы обратить внимание вот на какой соблазн. Кто-то может с нами согласиться в понимании феномена Путина, а кто-то задаст вопрос: а как же Путин, будучи таким реставратором-государственником, сохраняет в своем окружении и Чубайса, и Немцова, и других лиц, которые приложили немало усилий для разрушения России.

С.Г.: Такая позиция мне кажется неконструктивной. Вряд ли удастся не в придуманном утопическом, а в реальном обществе консолидировать усилия всех слоев, ориентируясь только на «чистых». Общество состоит из тех и других. Вспомним историю. Ведь когда Минин со своими ополченцами подыскивал военачальника, руководителя сил ополчения, то оказался в весьма затруднительном положении. Князь Дмитрий Пожарский был едва ли не единственным военачальником, кто не был запачкан ни в одном из предательств, перелетах из одного лагеря в другой и т. д. И строить Россию надо было не с присланной откуда-то из других стран, идеальной политической элитой, а с той, которая была в наличии. Часть из нее была, кстати, замешана и в грабежах народа в Смутные времена самозванцев и во время правления Василия Шуйского. Нужно было с таким, далеко не идеальным народом, искать возможность возродить и укрепить Россию. Я думаю, что и сейчас в этом плане путь Путина правильный. Он попытается всех, кто готов, привлечь к сотрудничеству. Неготовыми оказались наиболее одиозные фигуры из олигархов — Гусинский и Березовский. Закон их сам ставит на место, остается им неукоснительно руководствоваться. В отношении всех других предлагается выбор: если вы будете лояльны к государству, будете управляемы на своих местах, не будете приносить явный вред российскому государству, то ваши способности, таланты и возможности вполне можно сохранить и использовать для блага России.

А.С.: Я думаю, что в отношении к Путину у некоторых русских православных патриотов проскальзывает некая торопливость, завышенные ожидания. Эдакое свойственное безусой юности требование успеха «здесь и сейчас». Это — признак исторической малограмотности. Надо ведь вспомнить, что при Михаиле Федоровиче, Россия очень долго выходила из смуты. Нельзя себе представлять, что избрали Михаила Федоровича, и все: смута кончилась. Избрание было только моментом перелома негативных тенденций. Фактически все годы правления Михаила Федоровича Россия медленно выходила из смуты. Даже в первые годы Алексея Михайловича, когда в обществе уже наступило успокоение, на западной окраине объявился некий самозванец Тимошка Акиндинов, и это вызвало переполох в Москве. Хотя, казалось бы, уже прошло столько лет.
Во времена Сталина страна тоже долго выходила из смуты, и только во время войны, когда Сталин распустил Коминтерн, когда выпустил из плена Церковь, только тогда можно говорить о том, что наступила некоторая консолидация общества, и страна вышла из смуты в полном смысле этого слова. Так что наивно и безграмотно ожидать, что с избранием Путина президентом смута кончилась. Нет, но это начало ее конца. Перед ним сейчас прежде всего стоит задача удержаться у власти. Если ему удастся ее выполнить, если он ухитрится поддерживать рознь среди своих противников, если он сумеет использовать колоссальное народное доверие и поддержку, словом, если Путин сохранит в своих руках власть, то и тогда пройдет еще не один год, прежде чем общество консолидируется и Россия выйдет из смуты.

С.Г.: Мне кажется, при этом очень важно, какова будет позиция православных патриотов, поднимутся ли они до осознания того факта, что достичь идеального государства все равно не удастся. Царство Небесное идеальное, но на то Оно и небесное, а царство земное всегда будет кому-то чем-то не нравиться. Трудно представить себе правителя государства, который бы удовлетворил всех. Сейчас принято говорить с большим почитанием о том или ином Государе, но при их жизни ведь было немало недовольных. Хорошо еще, что Путин не курит. Представь, что если бы он курил, то наверняка был бы антихристом в чьих-то глазах.
Православные христиане, все последние 10 лет говорившие о любви к Родине, призывавшие к патриотизму, сейчас оказались в весьма странной ситуации. После объявления государством о придании всем налогоплательщикам идентификационных номеров, многие православные христиане своим отказом от принятия ИНН, оказались едва ли не противниками российского государства, отказывают ему в лояльности. Пишутся коллективные письма, в которых призывают власти, а с другой стороны и православных христиан не принимать ИНН и фактически отказывать в повиновении своему государству.
При этом противники ИНН почему-то не желают подумать о трех категориях православных христиан, которые не могут отказаться от принятия ИНН, не изменив своего рода деятельности. Я имею в виду государственных служащих, военных и предпринимателей. Но ведь именно эти три группы среди православных фактически осуществляют связь между государством и православным народом. Если представить, что эти все три категории православных христиан поддадутся на агитацию противников ИНН и уйдут со своих мест присутствия, что ж мы получим? Мы получим дезертиров, ушедших от государственной службы в один из самых тяжелых моментов нашей истории.
Действительно ли государство российское стало врагом спасения православных? Можно припомнить лишь один, пожалуй, случай, когда такое было. Когда в 70 году при приближении войск Тита, православные христиане из Иерусалима (а их было около 10 тысяч) ушли, оставив на погибель под римские мечи 1,5 миллиона иудеев не принявших Христа. Они это сделали, потому что иудейский народ уже не был народом Божьим, и не было никакого спасительного смысла в отдании жизни за это загнивающее, оставленное Богом еврейское теологическое государство. Противники ИНН предлагают нам сделать практически тоже самое — оставить Российское государство. Неужели оно уже стало врагом нашего спасения?

А.С.: Да, действительно, противники ИНН не отдают себе отчета в последствиях осуществления своих призывов о неприятии ИНН. Это приведет к полной маргинализации Русской Православной Церкви, это приведет, действительно, к тому, что православных не будет ни в армии, ни в бизнесе, ни в органах государственного управления. А это значит, что их место займут неправославные. Фактически это бегство от государства, это объявление тотальной войны государству. И это сродни раскольническому сознанию. Агитация противников ИНН сильно напоминает ситуацию конца XVII — XVIII века, когда старообрядцы, объявив государство богопротивным, бежали от него. И что в итоге? Мы можем видеть во что превратились старообрядцы: они не переставая все дробились и раскалывались. А это явный знак богооставленности.

С.Г.: И заметь, что они в своих расколах и толках с тех пор спокойно и безмятежно себе проживают, сняв с себя всякую ответственность за судьбы России и всего мира. А ответственность эта лежит на Российском государстве и Русской Православной Церкви. Так же фактически, поступила и Зарубежная Церковь. Легко со стороны ругать в каких-то неправильностях, когда на тебе не лежит никакой ответственности. С этой точки зрения староверы и зарубежники похожи.

А.С.: И нынешние противники ИНН.

С.Г.: Да, конечно, они как бы говорят: «Мы не отвечаем за действия государства, принимающего ИНН, а значит мы не отвечаем ни за что». Такой дезертирский подход как раз и не спасителен. Вспомним историю. Куда уж богопротивней было государство римских императоров-язычников, которое гнало христиан, но мы не знаем ни одного случая, когда православные христиане отказывали бы в лояльности Риму. Более того, мы знаем множество христианских воинов, честно служивших своему земному Отечеству, даже богопротивному. Вспомним и Великую Отечественную Войну, когда под красными знаменами, знаменами богопротивников, православные христиане, призванные своей родной церковью отдавали жизнь за свое земное Отечество, которое было совсем не ласково к ним. Тем паче нам при нынешней власти, которая проявляет явную лояльность если не сыновнюю любовь к Православной Церкви.

А.С.: Наверное, среди противников ИНН есть и такие, кто не хотел бы становиться в оппозицию и не признает за собой то, что он является противником государственности. Они рассуждают примерно так: надо не вставать в оппозицию государству, а надо заставить государство действовать в интересах православных христиан. То есть применительно к вопросу об ИНН: всем присвоить ИНН, а православным не присваивать.

С.Г.: Но это не реально в отношении хотя бы тех трех категорий, о которых мы говорили, военных, госслужащих и предпринимателей. Работая учителем в средней школе, я призывал своих учеников к любви к Родине, старался научить их патриотизму. Все мальчики, которые были в моем классе, честно впоследствии служили в армии. Некоторые стали офицерами. Теперь же получается, я должен сказать: все изменилось, пора дезертировать, уходить из армии, время другое настало! А в чем же оно изменилось? В чем изменилась Родина? Что, зря выходит, мой ученик, который пролил кровь за Родину, был ранен в Чечне, все это он сделал зря, что из армии уходить надо было?

А.С.: И как ты полагаешь, должен вести себя в этой ситуации с ИНН русский православный христианин, желающий оставаться русским патриотом.

С.Г.: Я думаю, что для того чтобы совесть была спокойна, разумна та формула, которую высказал в отношении прогресса и в частности ИНН, архимандрит Иоанн Крестьянкин. Смысл ее я понял так: сами мы ускорять прогресс не собираемся, найдутся люди и без нас, которые будут это делать. Но отказываться, когда нам присвоят идентификационный номер, мы тоже не станем, останемся с нашим государством, останемся с ним до того самого времени, когда действительно придет антихрист и служить тогда государству станет тоже, что и служить антихристу. Тем более, чтобы бороться эффективно с ИНН и другими подобными шагами глобализации, нужно не выходить из государственных структур, а наоборот, укрепляться в них.

А.С.: Иными словами, задача для православных христиан состоит в том, чтобы в органах государственного управления, в вооруженных силах России было как можно больше православных патриотов. Только таким образом совершится новая христианизация русского народа и государства Российского. Что, в свою очередь, является главным условием чаемого нами восстановления богоугодной православной монархической государственности — Русского Самодержавия.


РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ СОВЕРШЕНА В ИСААКИЕВСКОМ СОБОРЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

Великая вечерня совершена 8 января в одном из крупнейших храмов мира — Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, вмещающем до 10 тыс. молящихся. По традиции, продолжающейся уже 10 лет, в самые большие христианские праздники в некогда главном соборе Российской империи, занимаемом ныне музеем, собираются клирики и миряне Санкт-Петербургской епархии. С праздником и с наступившими святками их поздравил митрополит Владимир. Владыка вручил награды священнослужителям города и области. Златоглавый Исаакиевский собор — известный во всем мире символ Санкт-Петербурга. Святой преподобный Исаакий Далматский, имя которого носит храм, является одним из небесных покровителей северной столицы. В грандиозном храме на праздничных службах в ХIХ веке непременно присутствовали российские государи. Первое послереволюционное богослужение в Исаакиевском соборе совершил в 1990 году Патриарх Алексий.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ

ЗА 6 И 7 ЯНВАРЯ В МОСКВЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО НИ ОДНОГО УБИЙСТВА

6 и 7 января на рождественские богослужения в московские храмы пришли около 700 тысяч человек, сообщили «Интерфаксу» в пресс- службе ГУВД Москвы. Таким образом можно сказать, что по церковному обряду Рождество встретил каждый 12-й житель 8,5-миллионного города. Примерно 300 тысяч из пришедших на службы посетили в церкви и монастыри в рождественскую ночь. В общей сложности торжественные богослужения проходили более чем в 200 храмах Москвы.
Кроме того, в ГУВД Москвы отметили, что за последние двое суток в столице не было зарегистрировано ни одного убийства.
Lenta.ru

ЕПИСКОП САРАНСКИЙ И МОРДОВСКИЙ УДОВЛЕТВОРЕН ОТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ

В 2000 году в республике было открыто 12 новых приходов. Сейчас епархия состоит из 225 приходов, 13 монастырей и 7 монастырских подворий. Всего в Мордовии насчитывается 246 храмов. По словам Владыки Саранского и Мордовского Варсонофия, в год появляется один новый храм. При этом известно, что во времена Советской власти были стерты с лица земли 480 храмов, утрачены 35 тысяч икон, 400 колоколов, 65 тысяч церковных книг. То, что уцелело, постепенно возвращается.
По мнению Варсонофия, при желании и небольших возможностях церковную собственность можно вернуть за 1−2 года. Но даже при условии, что нынешние хозяева церковных строений, захотят отдать Божие достояние, власти не всегда имеют возможность построить новое помещение для переселения. Кроме материальных, существуют также проблемы внутренней жизни церкви. Например, сейчас в республике нет ни одной артели иконописцев и резчиков. Всю работу по внутренней росписи храмов и установке иконостасов выполняют мастера-одиночки. В целом епископ Саранский и Мордовский Варсонофий удовлетворен отношениями, который сложились у него со светской властью. По его мнению, это сотрудничество приносит пользу церкви и людям.
РИА «Столица С»

В МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ СЧИТАЮТ АВАНТЮРОЙ СООБЩЕНИЯ О НАЧАЛЕ РАБОТ ПО КЛОНИРОВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА

Сообщения из США о начале работ по первому клонированию человека — авантюра и реклама секты, финансирующей научную фирму. Такое мнение высказал сотрудник ОВЦС, специалист по биоэтике священник Антоний Ильин. По информации западной прессы, американская компания «Клонэйд» намерена в январе приступить к выполнению заказа одной супружеской пары — клонировать их умершую в 10-месячном возрасте дочь, для чего уже получила 560 тысяч долларов. По словам руководителя проекта, компания уже имеет множество других заявок, в том числе из России. «Клонэйд» спонсирует международная секта «Движение раэлинов», которая видит в клонировании путь человечества к бессмертию.
Как считает о. Антоний «подобным скандальным футуристическим сообщением религиозное движение стремится привлечь к себе интерес с целью получения новых средств, новых адептов».
Реальная проблема, которая должна стать предметом широкой дискуссии, — это так называемое «терапевтическое клонирование». Здесь возникает этическая проблема, связанная с тем, что в экспериментах используются эмбриональные стволовые клетки, которые берутся от абортированных. Таким образом, возникает опасность коммерциализации абортов, то есть поощряется убийство человеческих существ, отметил священник, а Церковь признает человеком эмбрион на любой стадии развития, признает его носителем человеческого достоинства и священного дара жизни. Необходима широкая научно-общественная дискуссия по вопросу «терапевтического клонирования».
ИТАР-ТАСС

ЕПИСКОП САВВА СОВЕРШИЛ ПОЕЗДКУ ПО ВОИНСКИМ ЧАСТЯМ

С 8 по 11 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями епископ Красногорский Савва посетил ряд воинских подразделений Москвы и Московской области, где совершил Божественную литургию и обратился к воинам со словом архипастырского утешения и наставления.
В святые Рождественские дни Владыка Савва посетил военные госпитали Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Военно-Морского Флота, где вручил военнослужащим Рождественские подарки, а также передал инвалидные коляски солдатам и офицерам, проходящим курс лечения и реабилитации.
Эта гуманитарная акция была подготовлена Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями совместно с благотворительными организациями и приурочена к великому празднику Рождества Христова.

21 ЯНВАРЯ ОТКРЫВАЕТСЯ 13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ

Первый концерт пройдет в Государственном кремлевском дворце на торжественном открытии Всеросийских Рождественских образовательных чтений. На фестивале, по словам его руководителя Георгия Поляченко, на этот раз будет представлено не только духовное хоровое пение, но и симфоническая музыка русских композиторов, отражающая христианское мировоззрение. В форуме примут участие монастырские хоры и светские исполнители из России, ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках форума православной музыки, который продлится около полугода пройдут фестивали детских хоров, современной духовной музыки, дьяконского церковно-певческого искусства. Специальные концерты будут посвящены дню тезоименитства Патриарха Алексия Второго и 40-летию его епископского служения. В Андрониковом монастыре 23 и 24 января пройдет научная конференция, посвященная музыкальной культуре православного мира.
Страна.Ru

ЦЕРКОВЬ НЕ ПООЩРЯЕТ ОТКАЗОВ ОТ ИНН

По заявлению пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии Русской православной Церкви в последние месяцы 2000 года на территориях храмов, ряда предприятий и учреждений неизвестными лицами распространяются листовки с текстом «Пример заявления об отказе от ИНН».
Составители названного заявления утверждают: «Принятие идентификационного номера (в переводе на русский — начертание) ИНН — это богоотступничество, это согласие на запечатление вас антихристовой печатью».
По благословению Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, пресс-служба епархии заявляет, что никакого письменного или устного благословения со стороны священноначалия Русской православной церкви на отказ граждан от присвоения ИНН (идентификационного налогового номера) не было. В связи с этим пресс-служба епархии обращается к жителям области с призывом не поддаваться необоснованной панике и никаких «заявлений об отказе от ИНН», предлагаемых неизвестными людьми, во внимание не принимать, а публикацию их в некоторых печатных СМИ считать ошибочной и не согласованной с позицией Священного Синода Русской православной церкви.
REGIONS.RU

В БЕЛОРУССИИ ШИРОКО ОТМЕЧАЮТ СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА

В Белоруссии, где большинство населения составляют православные верующие, широко отмечают светлый праздник Рождество Христово. Как передает ИТАР-ТАСС, в ночь на 7 января в Минском Кафедральном Свято-Духовом соборе, а также во всех других православных храмах страны прошли рождественские богослужения. А в честь начала нового тысячелетия в праздничном перезвоне в полдень с благословения Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета слились звуки колоколов всех белорусских православных храмов.
С Рождеством православных христиан страны поздравил президент Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что Православная церковь, которая на протяжении многих столетий была духовной опорой белорусского народа, гарантом его единства, и в наши дни вносит значительный вклад в возрождение и развитие духовного и культурного наследия Белоруссии.
Страна.Ru

ОСВЯЩЕНИЕ КОЛОКОЛЬНИ

В Рождественский сочельник несколько тысяч одесситов собрались в центре города на Соборной площади, чтобы совместно с Митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом и сонмом местного духовенства вознести молитвы Господу во время освящения построенной колокольни воссоздаваемого Спасо-Преображенского кафедрального собора.
76-метровая высота колокольни и расположение ее в повышенной части города позволяют ей стать доминантой Одессы. Четыре яруса с пилястрами сменяющихся классических ордеров, могучий портик с дорическими колоннами, сверкающий на солнце, крытый медью шатер.
Выступая после освящения колокольни Митрополит Агафангел поблагодарил городские власти за большую работу, связанную с восстановлением главной святыни Одессы и подчеркнул, что возрождение духовности в регионе неразрывно связано с Православием. Мэр Одессы Руслан Боделан заявил, что работы по воссозданию собора будут продолжаться.
С Рождества Христова уже все одесситы могут слышать колокольный звон и бой курантов будущего главного собора города. Примечательно, что греческая фирма «Цитурос», изготовившая колокола для соборной колокольни, дала гарантию их работы на 400 лет.
Пресс-служба Одесской епархии

В КРЫМУ КРЕСТ БУДЕТ СОСЕДСТВОВАТЬ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ

Подразделениям милиции, переброшенным в село Морское Судакского района Крыма из соседних городов, с трудом удалось предотвратить столкновение между местным православным населением и крымскими татарами, исповедующими ислам.
По информации ИТАР-ТАСС, мусульмане из окрестных сел прибыли сюда для того, чтобы воспрепятствовать восстановлению поклонного креста, два месяца назад поваленного татарами. Это святотатство послужило сигналом для свершения подобных актов вандализма в отношении других православных святынь полуострова. В Морском в конце декабря была предпринята попытка сжечь православный храм.
Православные, которым правительство автономии пообещало урегулировать конфликт, «не затрагивая чувств верующих обеих конфессий», не дождавшись официального решения, перед Рождеством приступили к восстановлению символа своей веры. Но осуществить это им не позволили.
Сегодня глава крымского правительства Сергей Куницын провел совещание с представителями обеих конфессий. Достигнута договоренность о восстановлении поклонного креста в Морском и возведении рядом с ним символа ислама. Право устанавливать полумесяцы по соседству с поклонными крестами предоставлено и другим мусульманским общинам.
Страна.Ru

ДОСТАНЕТСЯ ЛИ ДРЕВНИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР ФИЛАРЕТУ ДЕНИСЕНКО?

Глава «Киевский патриархата» Филарет Денисенко направил премьер-министру Виктору Ющенко письмо с просьбой разрешить провести в Софийском соборе Киева совместное богослужение трех украинских православных церквей.
Письмо с аналогичной просьбой передала премьеру группа народных депутатов фракции Украинского Народного Руха. Совместное богослужение планируется провести утром 21 января.
Инициативу проведения совместного богослужения УПЦ (КП), Украинской автокефальной православной церкви и УПЦ (Московского Патриархата) высказал 10 января во время проведения Поместного Собора УПЦ КП от имени фракции Украинского Народного Руха народный депутат, член Высшего церковного совета Василий Червоний.
Собор поддержал предложение и обратился с соответствующим письмом к руководителям братских церквей — Украинской автокефальной православной и УПЦ (МП).
В Киеве уже больше года продолжается спор о праве богослужения в центральном Софийском соборе.
Филарет Денисенко прекрасно знает о том, что он предан анафеме Русской Православной Церковью и глава УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан) никогда не будет иметь с ним ничего общего, тем более совершать совместное богослужение, тем более, что сам митрополит Владимир заявлял об этом в СМИ.
Как заявил в беседе с корреспондентом Страны. Ru, и.о.секретаря по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви ОВЦС протоиерей Николай Балашов: «Бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет Денисенко не только лишен священного сана, но и отлучен от Церкви. О каком совместном богослужении может идти речь?! Это был бы кощунственный поступок со стороны тех православных священнослужителей, которые бы на такое отважились».
На этом фоне заявления Денисенко о предстоящем богослужении глав трех церквей выглядят как не более чем провокация, призванная представить митрополита Владимира (Сабодана) как человека, который выступает против единства православия на Украине и отвергает «братский» призыв филаретовцев послужить в Софийском соборе. Тем самым Денисенко намеревается склонить власти на свою сторону в споре о праве совершать богослужения в Софийском соборе.
Страна.Ru

ПРАВОСЛАВНАЯ ГРУЗИЯ ПРАЗДНУЕТ РОЖДЕСТВО

Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа II совершил в ночь с 6 на 7 января торжественное рождественское богослужение в новом кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси. В соборе присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, а также представители правительства и члены парламента республики.
Богослужение в соборе Святой Троицы стало кульминацией отмечаемых Грузинской Православной Церковью праздничных мероприятий, посвященных 2000-летию Рождества Христова.
НТВ.ru

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВСТРЕТИЛСЯ С ДУХОВНЫМИ ЛИДЕРАМИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Владимир Путин встретился в Баку с лидером азербайджанских мусульман Шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде и руководителями православной и иудейской общин Азербайджана. На этой встрече, как сообщает ИТАР-ТАСС, Президент заявил, что высоко ценит «мудрую, взвешенную позицию религиозных лидеров» Азербайджана и всего Кавказа, благодаря которой «удается избежать перерастания многих региональных конфликтов в межрелигиозные». От Русской Православной Церкви во встрече с Президентом участвовал Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин).
В настоящее время Православная Церковь представлена в Азербайджане всего 5 приходами, хотя много православных проживает в самом Баку. В 1998 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви приходы, расположенные на территории Азербайджана, были выделены из Ставропольской епархии, в которую входили до этого момента, в самостоятельную Бакинскую и Прикаспийскую епархию. Шейх-уль-ислам проявляет внимание к нуждам православных верующих Азербайджана. Никаких конфликтов или даже просто непонимания между православными христианами и мусульманами Азербайджана в последнее время не отмечалось.
Страна.Ru

СТОРОННИКИ ПРЕДАННОГО АНАФЕМЕ РАСКОЛЬНИКА ФИЛАРЕТА ДЕНИСЕНКО ПРОВЕЛИ В КИЕВЕ КИЕВЕ СВОЙ СОБОР

9 января в Киеве состоялся поместный собор так называемой Украинской православной церкви (Киевский Патриархат), которую возглавляет «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Филарет Денисенко. Поместный собор его самозванной церкви призвал руководство Украины «умножить усилия по созданию благоприятных условий для объединения украинского православия, признанию единой поместной Украинской православной церкви уже в 2001 году», как об этом говорится в обращении собора. Участники собора выразили поддержку руководству Украины «в деле укрепления стабильности украинского общества, построения украинского государства, особенно в сфере духовности, укрепления морали людей на евангельско-христианской основе, сохранения и расширения диапазона общения на украинском языке».
Они также поблагодарили руководство государства за поддержку идеи создания единой Поместной Украинской Православной Церкви, а также за приглашение Вселенского Патриарха Варфоломея посетить Украину.
Кроме того, Собор принял обращение к архиереям, духовенству и мирянам Украинской автокефальной православной церкви, а также всем православным людям в Украине, которых призвал к объединению в единую Поместную Украинскую Православную Церковь, которой пока еще не существует.
«Мы рады и полны надежды, что в последний год XX-го столетия наши обоюдные желания об объединении украинского православия в единую Поместную украинскую православную церковь обрело более четкие очертания и конкретный смысл», — подчеркивается в обращении.
В обращении также отмечается, что к делу объединения православия в Украине присоединились Константинопольская Патриархия и лично Вселенский Патриарх Варфоломей. «Приложим больше усилий, чтобы желаемое объединение стало действительностью уже в первом году нового столетия», — говорится в заявлении.
Собор Украинской православной церкви (Киевский патриархат) принял обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею, в котором приглашает его приехать в Киев в конце мая.
«Мы глубоко благодарны Вам за усилия в последнее время, за ваши молитвы о том, чтобы в Украине образовалась единая поместная украинская православная церковь, чтобы наступил конец разъединения украинского православия», — говорится в обращении.
«Основная причина разъединения — слишком печальное и тяжелое наследие чужестранного господства над Украиной, тоталитаризма и безбожия», — подчеркивается в документе.
Особую благодарность участники Собора выражают Константинопольскому Патриархату за то, что он признает присоединение Киевской метрополии к Московскому патриархату в 1686 году «незаконным, совершенным не по православным принципам».
Глава УПЦ (КП) Филарет Денисенко назвал данное обращение Собора «благоприятным и уместным», поскольку Вселенский Патриарх Варфоломей уже получил приглашение посетить Украину от президента Леонида Кучмы, председателя Верховной Рады Ивана Плюща и 240 народных депутатов, а также главы правительства Виктора Ющенко.
В конце мая будет отмечаться день Киева, также в мае будет еще продолжаться праздник Св. Пасхи. В Киеве соберется много гостей и верующих, к которым сможет обратиться с приветствием Вселенский Патриарх Варфоломей, отметил Филарет.
Филарет также напомнил, что в июне в Киев должен прибыть с визитом Папа Римский Иоанн Павел II и желательно, чтобы «Вселенский православный Патриарх прибыл в православное государство» раньше Папы Римского.
Он выразил надежду, что Вселенский Патриарх прибудет не с «пустыми руками», и с его приездом «состоится каноническое вхождение поместной украинской церкви в мировое православие».
Страна.Ru

ЗАВЕРШЕНИЕ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА

Собственноручно закрыв Святые ворота собора Святого Петра в Ватикане, Папа Иоанн Павел II возвестил о завершении празднования 2000-летия христианства. Как передает РИА-Новости, перед тем как совершить этот обряд, Папа, преклонив колени, помолился. Такой же ритуал предшествовал год назад открытию понтификом в католическое Рождество Святых ворот главного католического храма мира.
Остававшиеся открытыми в течение года Святые ворота католических церквей означали единение Бога и человека, а прошедшим через них даровалась индульгенция. 25 млн. паломников побывали за юбилейный год в Ватикане. В пятницу до поздней ночи перед собором Святого Петра стояла очередь желающих в последний день пройти в храм через Святые ворота.
По окончании торжественной церемонии закрытия ворот Папа отслужил на площади перед собором мессу в честь отмечаемого сегодня дня Епифании (означающего для католиков первое явление Христа миру и поклонение Ему волхвов).
День Епифании — один из любимейших праздников в Италии, завершающий рождественские каникулы. Он традиционно сочетает в себе элементы божественного и мирского. В этот день, по аналогии с приносящими дары Христу волхвами, принято дарить подарки детям. Их приносит Епифания или Бефана — старушка, по внешности очень похожая на Бабу Ягу. В пятницу в Ватиканском дворце в присутствии понтифика состоялся грандиозный детский праздник, на который были приглашены 7 тыс. детей со всей планеты.
Благотворительность — тоже одна из примет праздника доброй Бабы Яги. Детские больницы вместе с Бефаной в субботу посетили артисты и клоуны. А в полночь на римской пощади Навонна Бабу Ягу, спустившуюся на метле, радостно встречали толпы зевак.
Страна.Ru

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПАНТИФИКА УХУДШАЕТСЯ

Поляк Кароль Войтыла возглавляет Католическую церковь уже 21 год. За это время он совершил 92 официальных визита в различные страны мира. По сообщению представителей Ватикана, несмотря на болезнь, в этом году Папа собирается поехать на Мальту, Украину и в Сирию. Есть надежда, что ему это не удастся по состоянию здоровья.
Как сообщило в четверг агентство France Press, здоровье понтифика продолжает ухудшаться. Прежде всего, это связано с прогрессирующей болезнью Паркинсона. Болезнь достигла той стадии, когда Папа иногда уже не может ходить. Например, во время последней рождественской мессы он произносил свою речь сидя в кресле. По словам очевидцев, выглядел он уставшим и говорил с трудом.
Напомним, что при болезни Паркинсона у человека разрушается часть мозга, которая называется «черная субстанция». В ней вырабатывается вещество, которое отвечает за передачу импульсов между нервными клетками и в итоге регулирует работу опорно-двигательного аппарата. При болезни Паркинсона течение этого процесса нарушается. Человек не может совершать целенаправленные движения, руки его дрожат, тело постепенно теряет подвижность, и он становится совершенно беспомощным.
Правда, Иоанну Павлу II можно помочь. Дело в том, что ученые уже разработали новые технологии в генной инженерии, с помощью которых можно выращивать нервные клетки для замены пораженных участков мозга. Кроме того, в Великобритании недавно разрешили использовать для этого человеческие эмбрионы. То есть можно взять ДНК понтифика, пересадить в яйцеклетку и вырастить столько нервов, сколько ему нужно. Причем болезнь Паркинсона пока можно вылечить только таким способом. Но препятствие состоит в том, что ни Папа, ни другие представители Католической церкви не приемлют клонирование человека ни в каком виде.
Газета.ру

ПАПА РИМСКИЙ СТАЛ ЗОЛОТЫМ МЕДАЛИСТОМ

Делегация американских конгрессменов вручила Иоанну-Павлу II Золотую медаль конгресса США за его заслуги в деле мира и религиозного взаимопонимания, сообщает Reuters.
80-летний Папа принял награду во время аудиенции, которую он давал 50 американским законодателям.
«Я с радостью принимаю Золотую медаль Конгресса в качестве признания того, что за время моего пастырства по миру прошло слово, к которому не остается равнодушным ни одно сердце, — проникновенно сказал Иоанн-Павел II в ответной речи, — Я принимаю эту награду как знак того, что вы, как законодатели, признаете важность бескомпромиссной защиты человеческого достоинства».
Среди тех, кто ранее удостаивался подобной награды, Уинстон Черчилль, мать Тереза и первый президент США Джордж Вашингтон. По заявлению представителя конгрессменов, Папе Римскому присудили эту медаль из-за его послания мира, «которое отчаянно нуждается в том, чтобы его услышали».
Lenta.ru

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Католической Церкви США в ближайшее десятилетие предстоит столкнуться с проблемой нехватки священников. Чтобы решить эту проблему, 25 американских епархий обратились к помощи Интернета. Они завели собственные сайты, где дают объявления о вакансиях.
В настоящее время все 188 американских католических епархий обеспечены священниками, но число людей, поступающих в духовные семинарии, постоянно падает. По данным Центра прикладных исследований Джорджтаунского университета, в 1964 году в семинарии поступили 8325 человек, а в прошлом году всего 3474. За это же время число католиков в США выросло с 45 до 60 миллионов.
В епархии штата Айова 84 священника обслуживают 100 тысяч местных католиков. По словам священника Джона Экриа, который курирует здесь кадровые вопросы, обращение к Интернету принесло неплохие результаты. На его сайте побывало уже 14 тысяч человек, из них 80 высказали заинтересованность в священнической карьере.
В основном интерес проявили молодые люди. Большинство вопросов касаются стоимости обучения в семинарии, продолжительности учебы и требований, предъявляемых к будущим священникам. Много вопросов поступает от выпускников колледжей, которые обдумывают возможность новой карьеры.
Джон Экриа доволен результатами своей работы, но жалуется, что она отнимает у него слишком много времени. Теперь у него нет никакой возможности оторваться от компьютера.
НТВ.ru

НА РОЖДЕСТВО В ПОРТУГАЛИИ ВПЕРВЫЕ ПРОШЛА ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА ДЛЯ ИММИГРАНТОВ ИЗ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СССР

На Рождество в Португалии впервые прошла церковная служба для рабочих-иммигрантов, прибывших в страну из республик бывшего СССР. Как передает РИА «Новости», служба была проведена в местечке Алканена в 70 км от Лиссабона в католическом храме, но по византийскому обряду специально прибывшим из Рима падре.
На службе, помимо иммигрантов, присутствовали представитель португальских властей, временный поверенный в делах Украины и почетный консул Молдавии. После службы состоялся праздничный обед, устроенный на средства местного центра социальной поддержки.
Страна.Ru

ЛЮТЕРАНСКО-ЕПИСКОПСКАЯ СЛУЖБА ОТКРЫЛА НАЧАЛО ОБЩЕГО ПУТИ

С большой помпой в Вашингтонском Национальном Соборе 6 января прошло совместное богослужение Епископальной (Англиканской) Церкви США и Евангелической Лютеранской Церквив Америке. Совместное служение, состоящее из литургии, длившейся почти три часа, формально ввело в полное «евхаристическое» общение эти две протестантские деноминации. На службе присутствовало 3,5 тыс. верующих из 5-ти миллионной паствы американских лютеран и 2,5-милионной Епископальной Церкви США. Теперь эта многочисленная паства может свободно участвовать в богослужениях обоих церквей, возможны обмены пасторами, передача паствы от одной конфессии к другой по взаимной договоренности на местах.
ENI / Русская линия

АМЕРИКАНСКИЕ ЕРЕТИКИ НАМЕРЕНЫ ЗАПОЛНИТЬ ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ

Возможно, коммунизм и мертв в Восточной Европе, но не в бывшем СССР, считают в США. Американские миссионеры пытаются заполнить духовный вакуум в бывшей коммунистической державе. Билл Белл, вице-президент Института в Вене, возглавляет эту попытку.
Согласно исследованию Университета, около 20 процентов чехов считают себя религиозными, хотя регулярно в церковь ходят только 5 процентов. В Хорватии и Польше 80 процентов жителей считают себя верующими, в то время как служения посещают в Польше 50 процентов, в Хорватии — 20.
Эксклюзивный директор Института Дональд Дуглас отметил, что в этом регионе остро ощущается нехватка духовно зрелых христианских лидеров, которых в СЩА сколько угодно. В скором будущем Институт планирует провести двухдневные семинары на тему «Духовное лидерство». Эти семинары предназначены для христиан-служителей стран восточного блока. Семинары пройдут в церкви в Сиэтле.
Charisma News Service

НА ИНАУГУРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА США ВЫСТУПИТ БИЛЛИ ГРЭМ

Избранный президент США Джордж Буш-младший будет присягать на той же Библии, что и его отец 12 лет назад. На этой же Библии приносили присягу президенты Джордж Вашингтон, Дуайт Эйзенхауэр и Джимми Картер.
На церемонии инаугурации, которая состоится 20 января, выступит знаменитый баптистский проповедник Билли Грэм. Вторым пастором, который примет участие в церемонии, будет Кирбьон Калдуэлл из Объединенной Методистской Церкви, так как новый президент является ее членом.
НТВ.ru

БИЛЛ КЛИНТОН ВЫСТУПИЛ НА СОБРАНИИ МЕТОДИСТСКОЙ ЦЕРКВИ

«Благодарю вас за ваши молитвы во время бурь и в солнечные дни прошедших 8 лет, — сказал бывший президент США Билл Клинтон на воскресном служении Методистской церкви, известной как „церковь президентов“ в Вашингтоне. — Вы не можете себе представить какой мир, какое утешение и какие силы я черпал из каждого воскресного служения, проходившего здесь». Он так же сказал, что каждое посещение Дома Божьего помогало ему нести тот груз ответственности, который лежал на нем как на официальном представителе нации перед мировой общественностью. Дочь Клинтона — Челсия и бывшая Первая Леди во время собрания прочитали отрывки из Старого и Нового Завета.
На церемонии принятия присяги членами сената США, Хиллари Клинтон — новый сенатор от штата Нью-Йорк, присягала на Библии, подаренной ей несколько лет назад Советом Церквей Объединенных Методистов.
Religion Today

ВЛАДЕЛЬЦАМ COCA-COLA УГРОЖАЕТ ВСЕМИРНЫЙ ИСЛАМСКИЙ БОЙКОТ

Последователи Ислама выдвинули ультиматум — они требуют в течение двух месяцев изменить фирменный логотип кампании.
Дело в том, что в зеркальном отображении на арабском языке Кока-Кола читается как «нет Мохаммеда, нет Мекки». Индийские мусульмане расценили это как клевету и богохульство, и угрожают владельцам Кока-Колы бойкотом со стороны всего мусульманского мира
ОРТ

АФГАНИСТАН: ОБРАЩЕНИЕ ОТ ИСЛАМА В ДРУГУЮ РЕЛИГИЮ КАРАЕТСЯ СМЕРТЬЮ

Лидеры движения Талибан, держащие под контролем большую часть страны, заявили, что обращение от ислама в другую религию будет наказуемо смертью. Немусульмане обнаружили также, что обращение других в свою веру также может быть наказуемо согласно новым законам.
О таких нововведениях объявил мулла Мухамед Омар, являющийся верховным лидером группы фундаменталистов. Выступая по радио, он сказал, что последователи других религий, особенно христиане и евреи, стараются выставить мусульманство в плохом свете. «Враги мусульманства стараются уничтожить по всему миру чистую религию ислама «, — сказал он.
Омар добавил, что владельцы магазинов, продающие литературу о других религиях и критику ислама, рискуют получить тюремное заключение сроком до 5 лет.
С тех пор как власть под контролем «Талибан», в стране пропагандируется жесткий ислам. Женщины обязаны носить одежды, покрывающие их с головы до ног, им запрещено работать. Многие формы развлечений были устранены, за исключением телевещания религиозных гимнов.
Charisma News

МАЙКЛ ДЖЕКСОН И АНГЛИЙСКИЙ РАВВИН ОСНОВАЛИ ДЕТСКИЙ ФОНД

Cоздан новый детский благотворительный фонд, председателем которого стал Майкл Джексон, а президентом — его давний друг и наставник, раввин Шмулей Бутех.
В попечительский совет фонда «Излечим детей» (Heal the Kids) вошли также бывший израильский премьер Шимон Перес и киноактриса Элизабет Тейлор.
В официальном заявлении фонда его задачи сформулированы несколько абстрактно: «действовать на благо детей на глобальном и локальном уровне».
Lenta.ru

ОБНАРУЖИЛОСЬ, ЧТО В АГРЕССИИ ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ РАДИОАКТИВНОЕ ОРУЖИЕ

Италия потребовала у НАТО отчет о применении в Югославской войне вооружения, содержащего обедненный уран. Беспокойство вызвано смертью от рака 6 итальянских солдат, выполнявших миротворческую миссию в Югославии. Италия оказалась последней в списке стран, в число которых входят Финляндия, Испания, Португалия и Франция, уже поднимавших вопрос о допустимости использования радиоактивных добавок в снарядах. По заявлению премьер министра Италии Giuliano Amato, руководство НАТО обязано дать отчет о всех характеристиках обедненного урана, использованного в снарядах, и предоставить возможность разобраться в ситуации.
Как сообщает РИА «Новости», девять бельгийских миротворцев, побывавших на Балканах, заболели раком. Пятеро из них умерли. Министр обороны страны Андре Флао, поддержанный своими португальским и итальянским коллегами, настаивает, чтобы «НАТО внесло полную ясность» в проблему, связанную с заболеваниями миротворцев, служивших в Боснии и Косово.
В Великобритании, сообщило ОРТ, мнoгo шума наделала история 41-летнего инженера Кэвина Рудланда. Кэвин Рудланд прослужил в Боснии 6 месяцев. Сейчас, по прошествии пяти дет, он потерял волосы, и по предварительному диагнозу врачей, у него наблюдаются симптомы лейкемии, причиной которой зачастую является радиоактивное облучение. Общественное мнение требует от правительства немедленного обследования военнослужащих, принимавших участие в военных операциях в Боснии и Косово.
Представители НАТО признали, что в Косовском конфликте применялось некоторое количество снарядов с сердечниками из обедненного урана. Очевидно, подобное вооружение применялось и в предыдущем Балканском конфликте в Боснии.
ВВС / Православие.Ru

НОВАЯ «МИРНАЯ ИНИЦИАТИВА» АББАТСТВА ШЕВТОНЬ

В день православного Рождества в бельгийском католическом аббатстве Шевтонь представлен новый компакт-диск «Славянское церковное песнопение», который записан в исполнении хора этой обители в Арденнах, сообщает ИТАР-ТАСС. Около полувека назад бенедиктинец Григорий Бейнбридж основал этот хор и начал кропотливую работу по изучению православной литургической вокальной культуры. Со временем хор стал одним из самых авторитетных религиозных певческих коллективов Бельгии.
Насельники обители сообщили, что тем самым они надеются способствовать сближению католиков и православных, а также распространению на христианском Западе сведений о Православной Церкви.
Монастырь Шевтонь был основан еще до первой мировой войны бенедиктинским монахом отцом Ламбером Бодуином при поддержке большого ревнителя соединения христиан Востока и Запада кардинала Мерсье, архиепископа Малинского. Первоначально монастырь находился в Амэ во Франции, а затем перебрался в Бельгию.
Монастырь Шевтонь (или Шеветонь) в Бельгии, так же как монашеская община Тэзэ во Франции, имеют репутацию наиболее радикальных европейских центров экуменического движения. В обоих монастырях, формально католических, живут и православные и католики, совершаются как католические, так и православные богослужения, на которых присутствуют представители обеих конфессий. Монахи изучают творения византийских и латинских Отцов Церкви, почитают святых католического Запада и православного Востока. Ученые католические монахи серьезно изучают труды православных богословов, в том числе богословов-полемистов, отличавшихся нелестными оценками католической духовности. В храмах Шевтони можно увидеть католические статуи и православные иконы.
Отцы-основатели и нынешние насельники монастыря убеждены в том, что разделение христианского мира на православных и католиков не выдержит испытания временем и противно самому духу христианской веры. Причины, вызвавшие это разделение, здесь считают чисто историческими, преходящими, не имеющими серьезного богословского содержания. Соответственно, шевтонские монахи активно поддерживают все экуменические инициативы, печатают книги, призывающие к примирению католиков и православных. Изданием подготовленной в Шеветони литературы занимается брюссельское издательство «Жизнь с Богом». В свое время это издательство, бессменным руководителем которого много лет была Ирина Поснова, дочь известного церковного историка Михаила Поснова, печатало для России и переправляло туда с дипломатическим багажом Евангелие и молитвословы, жития святых. В издательстве «Жизнь с Богом» были изданы все книги о. Александра Меня. Большинство книг, созданных в Шевтони, правда, оказываются богословски весьма поверхностными и имеющими скорее агитационный, нежели аналитический характер — в отличие от той богословской литературы, которую «Жизнь с Богом» печатала в прежние времена.
С особой радостью шевтонские монахи и монахи из Тэзэ принимают паломников из России. В Москве организацией регулярных паломнических поездок в обе обители активно занимаются в наиболее экуменически настроенных приходах — в храме свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиане в Шубине (настоятель — протоиерей Александр Борисов) и в храме Успения Божией Матери на Успенском вражке (настоятель — священник Владимир Лапшин).
В большинстве православных приходов и других церковных объединений в России деятельность шевтонских экуменистов известна мало, а если известна, то отношение к ней по большей части настороженное или прямо отрицательное. Монахов из Шевтони и Тэзэ упрекают в нечутком отношении к православному церковному Преданию, в недостаточной укорененности в православной традиции, в экуменическом верхоглядстве и стремлении заменить диалог неявным стремлением обеспечить господство Католической Церкви в таком диалоге.
Священноначалие Русской Православной Церкви своего официального взгляда на деятельность монастыря Шевтонь по организации православно-католического диалога прямо не выражало, поскольку значительного повода для этого пока еще не было.
Страна.Ru

ОБЪЕДИНЕНИЕ РАЗНЫХ ДЕНОМИНАЦИЙ В США

В США образовано новое христианское объединение, в состав которого вошли лидеры православного, пятидесятнического и католического направлений. Первое его собрание прошло 5 января в Принстонском Университете. Лидеры заявили о своем намерении провести двухнедельную межденаминационную конференцию в 2004 году.
Это объединение необычно, так как включает в себя представителей католического, евангельского, протестантского, пятидесятнического и православного христианства Северной Америки.
Цель объединения — привнести свежую струю в церкви, и установить связь между ними. Члены объединения стремятся донести до людей необходимость поместить Иисуса в центр внимания церкви и их жизней и восстановить ценность веры.
Перед тем как провести конференцию, во многих церквях и духовных семинариях пройдет детальное изучение библейского взгляда на этот вопрос.
Religion Today

ВЛАСТИ ЮГОСЛАВИИ ПРИЗВАЛИ СВОИХ ГРАЖДАН, ОБВИНЯЕМЫХ В ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СДАТЬСЯ ГААГСКОМУ ТРИБУНАЛУ

Министр юстиции Момчило Грубач заявил, что все подозреваемые лица должны последовать примеру Биляны Плавшич — бывшего президента Республики Сербской (Босния). Югославские власти пока не решили, как быть с бывшим президентом Слободаном Милошевичем. Они предлагают Гаагскому трибуналу открыть представительство в Белграде и провести совместное расследование по делу Милошевича, передает «Радио Свобода».
РБК

<< Полная сводка новостей от 13 января 2001 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика