В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ ЭТА ВЕЛИКАЯ СВЯТЫНЯ БЫЛА ПЕРЕНЕСЕНА НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ В ХРАМ НИКОЛЫ В ТОЛМАЧАХ
Одна из главных православных святынь — Владимирская икона Пресвятой Богородицы возвращена из музея в храм. В праздник Сретения чудотворного образа он был перенесен из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи во входящий в музейный комплекс храм Святителя Николая в Толмачах, где отныне будет находиться постоянно. Божественную Литургию в день праздника возглавил митрополит Солнечногорский Сергий. Множество православных людей в этот день пришли с особой радостью поклониться святыне. Во второй половине дня перед иконой совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Установленная на высоком постаменте, в обрамлении белоснежных роз и лилий, предстала святыня, по преданию, трижды спасавшая Москву от врагов. Для большей предосторожности музейщики поместили ее в специальную капсулу-киот с определенным температурно-влажностным режимом.
Завершением этапа «пленения» святыни Земли Русской, находившейся многие годы в выставочном зале галереи, назвал нынешнее событие Предстоятель Церкви. Решение это, по его словам, «было принято при взаимопонимании и доброй воле сторон». Но путь к этому был, по его мнению, непростым. Напомним, что за эти годы Патриарх не раз обращался к руководству ГТГ с просьбой решить судьбу иконы так, чтобы она была доступна верующим для молитвенного почитания, что можно сделать только в храме. Обсуждалось, кстати, и предложение о том, что святыня должна быть возвращена в Успенский собор Кремля, на свое законное место.
«И все же нынешнее решение о передаче иконы в действующий приходской храм я считаю самым мудрым», — сказал Патриарх Алексий. Двойной статус храма-музея, где постоянно поддерживается особый климат, необходимый для сохранности старинных икон, а также предусмотрена система охранно-пожарной безопасности, позволит, по словам Предстоятеля, «верующим молиться перед святыней, а ценителям искусства беспрепятственно созерцать древнюю иконопись».
Справка. Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в XVII веке, в начале XX века в числе прихожан этого храма был основатель Третьяковки Павел Михайлович Третьяков. В 1929 году храм закрыли, и он был превращен в депозитарий галереи, в его стенах идеальный климат для хранения скульптур, картин, икон. Храм вновь получил статус действующего в 1992 году, его настоятелем стал протоиерей Николай Соколов. Были проведены уникальные реставрационные работы: вся живопись на стенах восстановлена в том виде, в каком она была до 1929 года. Удалось возвратить и часть икон, принадлежавших храму до закрытия. Храм находится на территории Третьяковской галереи, является ее собственностью и самым удачным местом для экспозиции икон из собрания галереи. Сейчас храму передано около двухсот икон из собрания Третьяковки, храм имеет уникальную возможность экспонировать ранее не выставлявшиеся иконы, показывать иконы в храме в дни их праздников. А главное, что этот храм — первый в России с налаженным «музейным» климатом. Стабильный температурно-влажностный режим здесь тот же, что и в экспозиционных залах и запасниках. Единственная проблема состоит в том, что во время богослужений храм не может вмещать всех желающих. В храме-музее ведется научная деятельность, читаются лекции по истории Церкви, по иконописи, существует воскресная школа, работают два хора, детский и взрослый, причем последний является официальным хором Третьяковской галереи и одним из лучших хоровых коллективов Москвы. Во время богослужений вход в храм Святителя Николая в Толмачах, естественно, бесплатный, а на экспозицию пропускают по обычным билетам в Третьяковку.
Установленная на высоком постаменте, в обрамлении белоснежных роз и лилий, предстала святыня, по преданию, трижды спасавшая Москву от врагов. Для большей предосторожности музейщики поместили ее в специальную капсулу-киот с определенным температурно-влажностным режимом.
Завершением этапа «пленения» святыни Земли Русской, находившейся многие годы в выставочном зале галереи, назвал нынешнее событие Предстоятель Церкви. Решение это, по его словам, «было принято при взаимопонимании и доброй воле сторон». Но путь к этому был, по его мнению, непростым. Напомним, что за эти годы Патриарх не раз обращался к руководству ГТГ с просьбой решить судьбу иконы так, чтобы она была доступна верующим для молитвенного почитания, что можно сделать только в храме. Обсуждалось, кстати, и предложение о том, что святыня должна быть возвращена в Успенский собор Кремля, на свое законное место.
«И все же нынешнее решение о передаче иконы в действующий приходской храм я считаю самым мудрым», — сказал Патриарх Алексий. Двойной статус храма-музея, где постоянно поддерживается особый климат, необходимый для сохранности старинных икон, а также предусмотрена система охранно-пожарной безопасности, позволит, по словам Предстоятеля, «верующим молиться перед святыней, а ценителям искусства беспрепятственно созерцать древнюю иконопись».
Справка. Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в XVII веке, в начале XX века в числе прихожан этого храма был основатель Третьяковки Павел Михайлович Третьяков. В 1929 году храм закрыли, и он был превращен в депозитарий галереи, в его стенах идеальный климат для хранения скульптур, картин, икон. Храм вновь получил статус действующего в 1992 году, его настоятелем стал протоиерей Николай Соколов. Были проведены уникальные реставрационные работы: вся живопись на стенах восстановлена в том виде, в каком она была до 1929 года. Удалось возвратить и часть икон, принадлежавших храму до закрытия. Храм находится на территории Третьяковской галереи, является ее собственностью и самым удачным местом для экспозиции икон из собрания галереи. Сейчас храму передано около двухсот икон из собрания Третьяковки, храм имеет уникальную возможность экспонировать ранее не выставлявшиеся иконы, показывать иконы в храме в дни их праздников. А главное, что этот храм — первый в России с налаженным «музейным» климатом. Стабильный температурно-влажностный режим здесь тот же, что и в экспозиционных залах и запасниках. Единственная проблема состоит в том, что во время богослужений храм не может вмещать всех желающих. В храме-музее ведется научная деятельность, читаются лекции по истории Церкви, по иконописи, существует воскресная школа, работают два хора, детский и взрослый, причем последний является официальным хором Третьяковской галереи и одним из лучших хоровых коллективов Москвы. Во время богослужений вход в храм Святителя Николая в Толмачах, естественно, бесплатный, а на экспозицию пропускают по обычным билетам в Третьяковку.
ПЛАНЫ ПАТРИАРХА
11 сентября, в канун памяти обретения мощей блгв. кн. Даниила Московского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит всенощное бдение в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. В сам день праздника, 12 сентября, Святейший совершит Божественную Литургию там же. С 19 по 21 сентября
Святейший Патриарх Алексий II посетит Ростовскую епархию.
Святейший Патриарх Алексий II посетит Ростовскую епархию.
ЛИТУРГИЯ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ КРЕМЛЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ПЕТРА
В день памяти святителя Петра — митрополита Московского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия отслужил Божественную Литургию в Успенском соборе Кремля. Здесь покоятся святые мощи святителя Петра, первого Московского митрополита, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву.
В своем слове Патриарх Алексий особо подчеркнул, что перенос кафедры Предстоятелей Русской Церкви в Москву положил начало объединению русских княжеств вокруг Москвы как политического, экономического и духовного центра Руси, спобствовал ее возвышению как первопрестольного града. «Мы верим, что его
молитвами и сегодня созидается Церковь Русская», — сказал он.
За богослужением в соборе молились и первокурсники Московской Духовной семинарии и Академии, а также поступившие в этом году в училище при Николо-Угрешском монастыре. Обращаясь к ним, Патриарх Алексий призвал подражать в ревности о славе Божией митрополиту Петру и быть готовыми к великому
пастырскому служению, к которому, как было подчеркнуто, необходимо особое призвание. Каждому учащемуся были вручены иконки святого праведного Иоанна Кронштадского. В этом году память митрополита Петра совпала с широко отмечаемым властями в Москве «Днем города».
В своем слове Патриарх Алексий особо подчеркнул, что перенос кафедры Предстоятелей Русской Церкви в Москву положил начало объединению русских княжеств вокруг Москвы как политического, экономического и духовного центра Руси, спобствовал ее возвышению как первопрестольного града. «Мы верим, что его
молитвами и сегодня созидается Церковь Русская», — сказал он.
За богослужением в соборе молились и первокурсники Московской Духовной семинарии и Академии, а также поступившие в этом году в училище при Николо-Угрешском монастыре. Обращаясь к ним, Патриарх Алексий призвал подражать в ревности о славе Божией митрополиту Петру и быть готовыми к великому
пастырскому служению, к которому, как было подчеркнуто, необходимо особое призвание. Каждому учащемуся были вручены иконки святого праведного Иоанна Кронштадского. В этом году память митрополита Петра совпала с широко отмечаемым властями в Москве «Днем города».
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ВОЗВЕЛ В САН ИГУМЕНОВ ТРЕХ КЛИРИКОВ ЯПОНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Во время богослужения в Успенском соборе московского Кремля на малом входе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел в сан игуменов клириков Японской Автономной Православной Церкви иеромонахов Петра, Даниила и Серафима. Священнослужители из Японии находятся в России с середины
августа. В праздник Преображения Господня они сослужили Святейшему Патриарху, а после в Троице-Сергиевой Лавре приняли монашеский постриг. Сегодня они являются кандидатами на архиерейские кафедры в Японии. Как известно, после блаженной кончины Архиепископа Токийского Феодосия из-за отсутствия в этой
Церкви собственных епископов Патриарх Алексий принял на себя ее управление до избрания нового Предстоятеля.
августа. В праздник Преображения Господня они сослужили Святейшему Патриарху, а после в Троице-Сергиевой Лавре приняли монашеский постриг. Сегодня они являются кандидатами на архиерейские кафедры в Японии. Как известно, после блаженной кончины Архиепископа Токийского Феодосия из-за отсутствия в этой
Церкви собственных епископов Патриарх Алексий принял на себя ее управление до избрания нового Предстоятеля.
ИТОГИ РАБОТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПОДКОМИССИИ ЮБИЛЕЙНОЙ КОМИССИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНОВАНИЯ 2000-ЛЕТИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Более года назад решением Священного Синода была образована Юбилейная комиссия Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. В ее составе 9 рабочих групп — подкомиссий по различным направлениям церковного служения и деятельности: богословская, богослужебно-литургическая, историческая, межцерковных связей, миссионерская и по делам молодежи, организационная, духовного образования и воспитания, по связям с общественностью и научными кругами.
В состав Исторической подкомиссии, которую возглавляет Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, вошли: Президент РАН Ю.С. Осипов, игумен Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии. Председателем подкомиссии была образована рабочая группа, которая призвана координировать текущую деятельность подкомиссии, ее издательскую деятельность, принимать участие в подготовке заседаний, встреч и научных конференций. В нее входят ученые, представители отечественной исторической науки: академической и церковной. Это Я.Н. Щапов — член-корреспондент РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; А.О.Чубарьян — член-корреспондент РАН, директор Института всеобщей истории РАН; С.Л. Кравец — руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; М.М. Громыко — профессор, доктор исторических наук (Институт этнологии и антропологии РАН), другие исследователи. Они выразили искреннее желание сотрудничать с Исторической подкомиссией, поскольку занимаются вопросами церковной истории.
Об этих насущных для Церкви и науки проблемах взаимодействия емко и динамично сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II в своем приветствии участникам научной конференции «Религии мира на рубеже ХХ-ХХI веков» (8−11.12.1998) — первом совместном мероприятии Исторической подкомиссии и научной общественности: «Трагический опыт ХХ века свидетельствует о том, что атеизм в виде прямого богоотрицания является лишь передовым отрядом бесчисленного богоборческого воинства: от возрожденных оккультизма и астрологии до неоязыческих и сатанинских сект. Однако опыт ХХ века показал также и невозможность для атеизма истребить веру и Церковь, которая устояла против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12). Этот бесценный духовный опыт нам предстоит исследовать, осмысляя его не только феноменологически („здесь и сейчас“), но и в контексте всей святоотеческой традиции. Нам важны как конкретные исторические исследования, так и осмысление методологических проблем, понимание задач христианского просвещения в новых условиях жесточайшего противостояния традиционных религий и разнообразных современных псевдорелигиозных течений. Задача науки — просветить разум, задача Церкви — пробудить и вооружить душу, вместе же наука и Церковь объединяются для того, чтобы спасти человека. Для русской науки, особенно гуманитарной, характерна воцерковленность. Истоками своими уходящая в исполненные молитвой кельи древних русских монастырей, русская наука и в XIX веке сохранила свою неразрывную связь с Церковью: достаточно вспомнить протоиерея Александра Васильевича Горского и Капитона Ивановича Невоструева, профессора Василия Васильевича Болотова и епископа Порфирия (Успенского), митрополита Макария (Булгакова) и профессора Евгения Евсигнеевича Голубинского, святителя Филарета, митрополита Московского, и священника Павла Флоренского. Эти имена составляют гордость Русской Церкви и русской науки. В послереволюционные десятилетия, когда были закрыты все духовные учебные заведения, когда был истреблен цвет церковной науки, преемственность была сохранена благодаря подвижническим трудам православных светских ученых. Достаточно вспомнить имена филолога и философа Алексея Федоровича Лосева, историка Александра Ивановича Рогова, археолога Марфы Вячеславовны Щепкиной и многих других. Благодаря им мы ныне имеем возможность возродить русскую церковную науку».
Историческая подкомиссия организовала свою работу по двум направлениям: с научной общественностью и с представителями церковной науки. Соответственно, в конце 1999 г. были проведены две встречи-заседания подкомиссии: в Президиуме Российской Академии Наук (11.11.1998 г.) и в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» (12.12.1998 г.). Среди их участников были: Осипов Юрий Сергеевич — Президент РАН, член Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова; Чубарьян Александр Оганович — директор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН, президент российского общества историков-архивистов; Щапов Ярослав Николаевич — член-корреспондент РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; Кравец Сергей Леонидович — руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»; Клосс Борис Михайлович — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книги «Текстологический анализ Жития преподобного Сергия»; Синицына Нина Михайловна — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книги «Москва — Третий Рим»; Чичуров Игорь Сергеевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН; Курляндский Игорь Александрович — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН; Назаренко Александр Васильевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН; Васильева Ольга Юрьевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН, автор монографий и исследований новейшего периода истории Русской Православной Церкви; Турилов Анатолий Аркадьевич — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук; Лисовой Николай Николаевич — кандидат философских наук, Институт российской истории РАН; протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, член Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова; игумен Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации, член Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова; архимандрит Макарий (Веретенников) — преподаватель МДАиС; протоиерей Владислав Цыпин — преподаватель МДАиС; игумен Андроник (Трубачев) — преподаватель МДАиС; протоиерей Борис Даниленко — руководитель Синодальной библиотеки Московской Патриархии; иеромонах Дамаскин (Орловский) — член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви; иерей Георгий Мартынов — сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия»; иеромонах Никон (Каширин) — ответственный секретарь Экспертного совета фонда по премиям памяти митрополита Макария; иеромонах Митрофан (Шкурин) — пресс-секретарь Воронежско-Липецкой епархии.
Предложения представителей научной общественности и церковно-научных кругов были положены в основу работы Исторической подкомиссии.
Согласно намеченным мероприятиям, проведены две конференции (одна — о ней уже сообщалось — совместно с научным советом РАН «Роль религий в истории», вторая — в рамках VII Международных рождественских чтений «Исторический путь христианства» — совместно с Отделом религиозного образования и катехизации
Московского Патриархата). На октябрь 2000 года совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН запланирован международный научный симпозиум «Православие и культура этноса» Намечена и реализуется издательская программа. Издается ежеквартальный научный журнал «Исторический вестник» — печатный орган подкомиссии. Вышли из печати два номера, находится в печати третий, который будет вручен лауреатам Макариевских премий в сентябре 1999 г. Среди авторов — известные светские и церковные историки, филологи, историографы, богословы, лингвисты и краеведы.
Одной из последний совместных инициатив Исторической подкомиссии, ЦНЦ «Православная энциклопедия» и директора Государственного исторического музея А.И.Шкурко стало предложение о проведении выставки, посвященной 2000-летию Рождества Христова, с размещением ее во вновь отреставрированных залах Исторического музея на Красной площади. На подготовку и организацию выставки получено благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II.
Очередное заседание Исторической рабочей подкомиссии намечено на октябрь 1999 года.
В состав Исторической подкомиссии, которую возглавляет Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, вошли: Президент РАН Ю.С. Осипов, игумен Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии. Председателем подкомиссии была образована рабочая группа, которая призвана координировать текущую деятельность подкомиссии, ее издательскую деятельность, принимать участие в подготовке заседаний, встреч и научных конференций. В нее входят ученые, представители отечественной исторической науки: академической и церковной. Это Я.Н. Щапов — член-корреспондент РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; А.О.Чубарьян — член-корреспондент РАН, директор Института всеобщей истории РАН; С.Л. Кравец — руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; М.М. Громыко — профессор, доктор исторических наук (Институт этнологии и антропологии РАН), другие исследователи. Они выразили искреннее желание сотрудничать с Исторической подкомиссией, поскольку занимаются вопросами церковной истории.
Об этих насущных для Церкви и науки проблемах взаимодействия емко и динамично сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II в своем приветствии участникам научной конференции «Религии мира на рубеже ХХ-ХХI веков» (8−11.12.1998) — первом совместном мероприятии Исторической подкомиссии и научной общественности: «Трагический опыт ХХ века свидетельствует о том, что атеизм в виде прямого богоотрицания является лишь передовым отрядом бесчисленного богоборческого воинства: от возрожденных оккультизма и астрологии до неоязыческих и сатанинских сект. Однако опыт ХХ века показал также и невозможность для атеизма истребить веру и Церковь, которая устояла против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12). Этот бесценный духовный опыт нам предстоит исследовать, осмысляя его не только феноменологически („здесь и сейчас“), но и в контексте всей святоотеческой традиции. Нам важны как конкретные исторические исследования, так и осмысление методологических проблем, понимание задач христианского просвещения в новых условиях жесточайшего противостояния традиционных религий и разнообразных современных псевдорелигиозных течений. Задача науки — просветить разум, задача Церкви — пробудить и вооружить душу, вместе же наука и Церковь объединяются для того, чтобы спасти человека. Для русской науки, особенно гуманитарной, характерна воцерковленность. Истоками своими уходящая в исполненные молитвой кельи древних русских монастырей, русская наука и в XIX веке сохранила свою неразрывную связь с Церковью: достаточно вспомнить протоиерея Александра Васильевича Горского и Капитона Ивановича Невоструева, профессора Василия Васильевича Болотова и епископа Порфирия (Успенского), митрополита Макария (Булгакова) и профессора Евгения Евсигнеевича Голубинского, святителя Филарета, митрополита Московского, и священника Павла Флоренского. Эти имена составляют гордость Русской Церкви и русской науки. В послереволюционные десятилетия, когда были закрыты все духовные учебные заведения, когда был истреблен цвет церковной науки, преемственность была сохранена благодаря подвижническим трудам православных светских ученых. Достаточно вспомнить имена филолога и философа Алексея Федоровича Лосева, историка Александра Ивановича Рогова, археолога Марфы Вячеславовны Щепкиной и многих других. Благодаря им мы ныне имеем возможность возродить русскую церковную науку».
Историческая подкомиссия организовала свою работу по двум направлениям: с научной общественностью и с представителями церковной науки. Соответственно, в конце 1999 г. были проведены две встречи-заседания подкомиссии: в Президиуме Российской Академии Наук (11.11.1998 г.) и в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» (12.12.1998 г.). Среди их участников были: Осипов Юрий Сергеевич — Президент РАН, член Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова; Чубарьян Александр Оганович — директор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН, президент российского общества историков-архивистов; Щапов Ярослав Николаевич — член-корреспондент РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; Кравец Сергей Леонидович — руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»; Клосс Борис Михайлович — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книги «Текстологический анализ Жития преподобного Сергия»; Синицына Нина Михайловна — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книги «Москва — Третий Рим»; Чичуров Игорь Сергеевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН; Курляндский Игорь Александрович — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН; Назаренко Александр Васильевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН; Васильева Ольга Юрьевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН, автор монографий и исследований новейшего периода истории Русской Православной Церкви; Турилов Анатолий Аркадьевич — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук; Лисовой Николай Николаевич — кандидат философских наук, Институт российской истории РАН; протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, член Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова; игумен Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации, член Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова; архимандрит Макарий (Веретенников) — преподаватель МДАиС; протоиерей Владислав Цыпин — преподаватель МДАиС; игумен Андроник (Трубачев) — преподаватель МДАиС; протоиерей Борис Даниленко — руководитель Синодальной библиотеки Московской Патриархии; иеромонах Дамаскин (Орловский) — член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви; иерей Георгий Мартынов — сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия»; иеромонах Никон (Каширин) — ответственный секретарь Экспертного совета фонда по премиям памяти митрополита Макария; иеромонах Митрофан (Шкурин) — пресс-секретарь Воронежско-Липецкой епархии.
Предложения представителей научной общественности и церковно-научных кругов были положены в основу работы Исторической подкомиссии.
Согласно намеченным мероприятиям, проведены две конференции (одна — о ней уже сообщалось — совместно с научным советом РАН «Роль религий в истории», вторая — в рамках VII Международных рождественских чтений «Исторический путь христианства» — совместно с Отделом религиозного образования и катехизации
Московского Патриархата). На октябрь 2000 года совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН запланирован международный научный симпозиум «Православие и культура этноса» Намечена и реализуется издательская программа. Издается ежеквартальный научный журнал «Исторический вестник» — печатный орган подкомиссии. Вышли из печати два номера, находится в печати третий, который будет вручен лауреатам Макариевских премий в сентябре 1999 г. Среди авторов — известные светские и церковные историки, филологи, историографы, богословы, лингвисты и краеведы.
Одной из последний совместных инициатив Исторической подкомиссии, ЦНЦ «Православная энциклопедия» и директора Государственного исторического музея А.И.Шкурко стало предложение о проведении выставки, посвященной 2000-летию Рождества Христова, с размещением ее во вновь отреставрированных залах Исторического музея на Красной площади. На подготовку и организацию выставки получено благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II.
Очередное заседание Исторической рабочей подкомиссии намечено на октябрь 1999 года.
ЗАСЕДАНИЕ СИНОДАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ В ОВЦС
По сообщению отдела коммуникации ОВЦС 8 сентября в Отделе состоялось очередное заседание Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом.
Заседание проходило под руководством председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Были рассмотрены и обсуждены проекты очередных разделов Концепции. Никаких материалов служба коммуникаций по этому поводу не
распространила.
Следующее заседание Синодальной рабочей группы состоится 24 сентября 1999 года.
Заседание проходило под руководством председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Были рассмотрены и обсуждены проекты очередных разделов Концепции. Никаких материалов служба коммуникаций по этому поводу не
распространила.
Следующее заседание Синодальной рабочей группы состоится 24 сентября 1999 года.
ЗАСЕДАНИЯ В ОВЦС ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАЗДНОВАНИЯ 2000-ЛЕТИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
7 сентября в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата состоялось очередное заседание Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова.
Заседание, в котором приняли участие представители органов государственной власти, общественных, политических и творческих организаций, вел председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Был рассмотрен и изучен перечень
представленных в координационную группу проектов мероприятий и программ, предлагаемых к проведению в рамках церковно-общественного сотрудничества в связи со встречей 2000-летия Рождества Христова, а также обсуждены основы взаимодействия со светскими средствами массовой информации в связи с
освещением грядущего Юбилея.
В тот же день в ОВЦС МП состоялось заседание Подкомиссии по межцерковным связям и по связям с общественностью и научными кругами Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. Сопредседателями подкомиссии являются митрополиты
Крутицкий и Коломенский Ювеналий и Смоленский и Калининградский Кирилл.
Заседание, в котором приняли участие представители органов государственной власти, общественных, политических и творческих организаций, вел председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Был рассмотрен и изучен перечень
представленных в координационную группу проектов мероприятий и программ, предлагаемых к проведению в рамках церковно-общественного сотрудничества в связи со встречей 2000-летия Рождества Христова, а также обсуждены основы взаимодействия со светскими средствами массовой информации в связи с
освещением грядущего Юбилея.
В тот же день в ОВЦС МП состоялось заседание Подкомиссии по межцерковным связям и по связям с общественностью и научными кругами Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. Сопредседателями подкомиссии являются митрополиты
Крутицкий и Коломенский Ювеналий и Смоленский и Калининградский Кирилл.
ЗАСЕДАНИЯ ИСПОЛКОМА И ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ В ЖЕНЕВЕ
23−24 августа в Женеве (Швейцария) состоялось заседание Исполкома Всемирного Совета Церквей. От Русской Православной Церкви в заседании принял участие секретарь ОВЦС по межхристианским связям иеромонах Иларион (Алфеев).
С 26 августа по 3 сентября в Женеве состоялось заседание Центрального комитета Всемирного Совета Церквей. От Русской Православной Церкви в нем участвовали секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям иеромонах Иларион (Алфеев), секретарь
представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей священник Михаил Гундяев, сотрудник ОВЦС МП Г. Е. Рощин. На заседании обсуждался, в частности, вопрос о начале работы Специальной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ. Была принята рекомендация
провести первое заседание Комиссии не позднее конца 1999 года.
31 августа состоялась неформальная встреча православных и инославных членов комиссии, принимавших участие в заседании ЦК ВСЦ. На встрече было решено провести первое официальное заседание комиссии в начале декабря этого года в Женеве. Предполагается, что встреча православных участников комиссии
состоится в начале ноября на острове Родос (Греция). Новости Ватикана
В обзоре использованы материалы CWN, CNS и других информационных агентств.
С 26 августа по 3 сентября в Женеве состоялось заседание Центрального комитета Всемирного Совета Церквей. От Русской Православной Церкви в нем участвовали секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям иеромонах Иларион (Алфеев), секретарь
представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей священник Михаил Гундяев, сотрудник ОВЦС МП Г. Е. Рощин. На заседании обсуждался, в частности, вопрос о начале работы Специальной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ. Была принята рекомендация
провести первое заседание Комиссии не позднее конца 1999 года.
31 августа состоялась неформальная встреча православных и инославных членов комиссии, принимавших участие в заседании ЦК ВСЦ. На встрече было решено провести первое официальное заседание комиссии в начале декабря этого года в Женеве. Предполагается, что встреча православных участников комиссии
состоится в начале ноября на острове Родос (Греция). Новости Ватикана
В обзоре использованы материалы CWN, CNS и других информационных агентств.
ПАПА РИМСКИЙ СОВЕРШИТ ВИЗИТ В ГРУЗИЮ В НОЯБРЕ
В Ватикане опубликовано официальное уведомление о запланированной на ноябрь заграничной поездке Папы Римского Иоанна Павла II. 5 ноября понтифик прибудет в Индию, где пробудет до 8 ноября. На пути из Индии в Ватикан, Папа Римский совершит двухдневный официальный визит в Грузию. Официальные источники
в Ватикане пока не опубликовали подробного расписания визита, однако из католических кругов в самой Грузии стало известно, что в ходе визита глава Римско-католической Церкви встретится с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым, с президентом страны Эдуардом Шеварднадзе, грузинскими
католиками. Политический характер визита Папы в православную страну на территории бывшего СССР подчеркивает крайне малое число католиков (функционирует всего 8 католических храмов), проживающих на территории Грузии.
Договоренность о визите Папы Римского в Тбилиси была достигнута в июле нынешнего года. В августе Грузию посетил заместитель госсекретаря Ватикана Джованни Баттиста Ре, который среди других тем обсуждал и вопросы подготовки предстоящего визита главы Римско-католической Церкви.
Ватикан признал независимость Грузии в мае 1992 года, тогда же были установлены дипломатические отношения, с октября 1992 года в Тбилиси функционирует нунциатура Ватикана.
в Ватикане пока не опубликовали подробного расписания визита, однако из католических кругов в самой Грузии стало известно, что в ходе визита глава Римско-католической Церкви встретится с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым, с президентом страны Эдуардом Шеварднадзе, грузинскими
католиками. Политический характер визита Папы в православную страну на территории бывшего СССР подчеркивает крайне малое число католиков (функционирует всего 8 католических храмов), проживающих на территории Грузии.
Договоренность о визите Папы Римского в Тбилиси была достигнута в июле нынешнего года. В августе Грузию посетил заместитель госсекретаря Ватикана Джованни Баттиста Ре, который среди других тем обсуждал и вопросы подготовки предстоящего визита главы Римско-католической Церкви.
Ватикан признал независимость Грузии в мае 1992 года, тогда же были установлены дипломатические отношения, с октября 1992 года в Тбилиси функционирует нунциатура Ватикана.
НОВОЕ ДЕЛЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОГО КАЗАХСТАНА
Произошли изменения в структуре Апостольской Администратуры Казахстана и Средней Азии для католиков латинского обряда. Недавно Папский престол поделил территорию. Отныне здесь располагается епархия под началом епископа Яна Павла Ленги, объединяющая 5 приходов с центром в Караганде, а также 3
Апостольских Администратуры с центрами в Алма-Ате, Астане и Атырау. Апостольским Администратором в Алма-Ате назначен францисканский священник Хенри Хованец из Польши, в Астане — отец Томаш Пета из Польши, а в Атырау — польский священник отец Януш Калета. Новые административные меры вполне
укладываются в экспансионистские планы Ватикана, стремящегося значительно расширить свое влияние путем увеличения числа епископских кафедр на территории России. Если этим планам суждено сбыться, то не за горами тот день, когда мы услышим о католическом епископе с титулом Московский.
Апостольских Администратуры с центрами в Алма-Ате, Астане и Атырау. Апостольским Администратором в Алма-Ате назначен францисканский священник Хенри Хованец из Польши, в Астане — отец Томаш Пета из Польши, а в Атырау — польский священник отец Януш Калета. Новые административные меры вполне
укладываются в экспансионистские планы Ватикана, стремящегося значительно расширить свое влияние путем увеличения числа епископских кафедр на территории России. Если этим планам суждено сбыться, то не за горами тот день, когда мы услышим о католическом епископе с титулом Московский.
АРМЯНСКИЙ КАТОЛИЧЕСКИЙ ПАТРИАРХ УШЕЛ НА ПОКОЙ
В Ватикане выпущено сообщение о том, что глава Армянской Католической Церкви Патриарх Жан-Пьер XVII, которому исполнилось 72 года, уходит на покой. Он занимал этот пост с 1982 года. Решение о смене Католикоса Армянской Католической Церкви было принято Папой Римским во время майского заседания
армянского католического синода, состоявшегося в Риме. Новый армянский католический патриарх будет избран 2 октября. До этого времени управление Армянской Католической Церковью возложено на епископа Мануэля Батакяна.
армянского католического синода, состоявшегося в Риме. Новый армянский католический патриарх будет избран 2 октября. До этого времени управление Армянской Католической Церковью возложено на епископа Мануэля Батакяна.
ПРОЗЕЛИТСКИМ ПЛАНАМ ПАПЫ В ГРЕЦИИ ПОЛОЖЕН ПРЕДЕЛ
Священный Синод Греческой Православной Церкви принял решение о нежелательности посещения Греции Папой Римским. Представители Греческой Православной Церкви заявили, что Папа Римский Иоанн Павел II должен официально попросить прощения за проявляемое католиками неуважение к Православной Церкви и
продолжающиеся в течение тысячелетия попытки Католической Церкви расширить свое влияние на восток. Только после этого станет возможным обсуждение вопроса о визите папы в православную Грецию. Греческие архиереи пояснили, что если папа хочет посетить Грецию, он должен показать признаки «смирения и
покаяния», признав, что особенно беспокоит православных распространение католических церквей восточного обряда, которые представляют собой «троянских коней» Католической Церкви.
Заявление последовало после приглашения папе посетить Грецию, которое 5 сентября в Фессалониках озвучил премьер-министр страны Костас Симитис. Ранее Папа Римский неоднократно называл Грецию в числе мест, которые он хотел бы посетить в течение юбилейного 2000 года. Несмотря на то что решения Синода
Греческой Православной Церкви не являются обязательными для правительства страны, светские власти обычно прислушиваются к мнению Церкви.
Большое влияние на принятие окончательного решения, по данным печати, оказала позиция рядовых греческих верующих, заваливших Священный Синод письмами с выражением возмущения в связи с планами Папы, а также позиция настоятелей 20 Афонских монастырей, выступивших категорически против визита.
Настоятели монастырей Афона, находящегося в ведении Константинопольской патриархии, подвергли резкой критике Ватикан за продолжение поддержки униатства, назвав его «усилием в направлении бесчестного проникновения папизма в православный мир». Они также подвергли критике Папу за то, что он до сих пор
не извинился за захват и разграбление крестоносцами Константинополя в 1204 году, хотя недавно глава римско-католической церкви принес извинения мусульманам за прегрешения крестоносцев перед ними. Недавний визит Иоанна Павла II в Румынию был охарактеризован ими как «попытка эксплуатации бедной,
традиционно православной страны, нуждающейся в западных ресурсах».
На сообщения из Греции достаточно быстро последовала реакция официального Ватикана, тем более что кардинал Эдвард Кассиди, председатель папского совета по вопросам христианского единства, находился в эти дни в северной Греции в связи с участием в представительной религиозной конференции и встречался
с Архиепископом Афинским и всея Греции Христодулосом. В своем обращении к прессе кардинал Кассиди указал, что Папа Римский надеялся прибыть в Грецию «как простой паломник» по местам проповеди апостола Павла. Тем не менее, по словам кардинала, папа будет вынужден отказаться от мыслей ступить на
греческую землю, если для него будет невозможным встретиться с лидерами Греческой Православной Церкви.
продолжающиеся в течение тысячелетия попытки Католической Церкви расширить свое влияние на восток. Только после этого станет возможным обсуждение вопроса о визите папы в православную Грецию. Греческие архиереи пояснили, что если папа хочет посетить Грецию, он должен показать признаки «смирения и
покаяния», признав, что особенно беспокоит православных распространение католических церквей восточного обряда, которые представляют собой «троянских коней» Католической Церкви.
Заявление последовало после приглашения папе посетить Грецию, которое 5 сентября в Фессалониках озвучил премьер-министр страны Костас Симитис. Ранее Папа Римский неоднократно называл Грецию в числе мест, которые он хотел бы посетить в течение юбилейного 2000 года. Несмотря на то что решения Синода
Греческой Православной Церкви не являются обязательными для правительства страны, светские власти обычно прислушиваются к мнению Церкви.
Большое влияние на принятие окончательного решения, по данным печати, оказала позиция рядовых греческих верующих, заваливших Священный Синод письмами с выражением возмущения в связи с планами Папы, а также позиция настоятелей 20 Афонских монастырей, выступивших категорически против визита.
Настоятели монастырей Афона, находящегося в ведении Константинопольской патриархии, подвергли резкой критике Ватикан за продолжение поддержки униатства, назвав его «усилием в направлении бесчестного проникновения папизма в православный мир». Они также подвергли критике Папу за то, что он до сих пор
не извинился за захват и разграбление крестоносцами Константинополя в 1204 году, хотя недавно глава римско-католической церкви принес извинения мусульманам за прегрешения крестоносцев перед ними. Недавний визит Иоанна Павла II в Румынию был охарактеризован ими как «попытка эксплуатации бедной,
традиционно православной страны, нуждающейся в западных ресурсах».
На сообщения из Греции достаточно быстро последовала реакция официального Ватикана, тем более что кардинал Эдвард Кассиди, председатель папского совета по вопросам христианского единства, находился в эти дни в северной Греции в связи с участием в представительной религиозной конференции и встречался
с Архиепископом Афинским и всея Греции Христодулосом. В своем обращении к прессе кардинал Кассиди указал, что Папа Римский надеялся прибыть в Грецию «как простой паломник» по местам проповеди апостола Павла. Тем не менее, по словам кардинала, папа будет вынужден отказаться от мыслей ступить на
греческую землю, если для него будет невозможным встретиться с лидерами Греческой Православной Церкви.
ПАПА РИМСКИЙ НЕ ПОЕДЕТ В ГРЕЦИЮ
Папа Римский Иоанн Павел II не прибудет с визитом в Грецию. Согласно сообщениям из Ватикана, его поездка была отменена после состоявшейся встречи представителя Ватикана кардинала Эдварда Кассиди, председателя папского совета по вопросам христианского единства, с Архиепископом Афинским и всея Греции
Христодулосом.
Причиной отказа Святого Престола от планов Папы посетить Грецию стала реакция Греческой Православной Церкви на высказанное Понтификом намерение посетить Афины в рамках приуроченного к 2000 году паломничества Иоанна Павла II по библейским местам, связанным с деятельностью апостола Павла. Приглашение
Папе посетить Грецию прозвучало из уст премьер-министра страны. Приняв во внимание резко негативную реакцию греческой православной общественности и Афонских монастырей, Священный Синод Греческой Православной Церкви принял решение о нежелательности посещения Греции Папой Римским.
Христодулосом.
Причиной отказа Святого Престола от планов Папы посетить Грецию стала реакция Греческой Православной Церкви на высказанное Понтификом намерение посетить Афины в рамках приуроченного к 2000 году паломничества Иоанна Павла II по библейским местам, связанным с деятельностью апостола Павла. Приглашение
Папе посетить Грецию прозвучало из уст премьер-министра страны. Приняв во внимание резко негативную реакцию греческой православной общественности и Афонских монастырей, Священный Синод Греческой Православной Церкви принял решение о нежелательности посещения Греции Папой Римским.
ПЕРЕД ВИЗИТОМ ПАПЫ НАЧАЛАСЬ РЕСТАВРАЦИЯ ДРЕВНЕГО ГОРОДА УР
Президент Ирака Саддам Хусейн распорядился начать реставрацию древнего города Ур, где родился библейский пророк Авраам, и который намерен посетить Папа Римский. С этой целью в стране создан специальный комитет, в который входят представители президентской администрации, министры по делам вакуфов,
культуры и информации. Согласно заявлению губернатора провинции Насирия, где расположен Ур, в задачи этого комитета входит детальное изучение плана и составление сметы по восстановлению древнего города.
Глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II собирается посетить в рамках пастырской поездки по библейским местам в канун наступления 2000-го года Израиль, Палестину, Иорданию, Египет и Ирак. В списке священных мест значится и город Ур. Он расположен в 400 км южнее Багдада в пустынной местности.
Там находятся развалины Зиккурата — культовой башни Древней Месопотамии, имеющей три яруса. Вокруг них на площади в 9 кв. км разбросаны фрагменты дворцов, храмов и царских усыпальниц.
В минувшую пятницу патриарх Халдейской церкви Ирака Рафаэль Бидавид заявил в интервью, опубликованном во Франции, что Ватикан и Багдад на этой неделе объявят о сроках визита в Ирак понтифика. Скорее всего, он состоится до Рождества Христова.
культуры и информации. Согласно заявлению губернатора провинции Насирия, где расположен Ур, в задачи этого комитета входит детальное изучение плана и составление сметы по восстановлению древнего города.
Глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II собирается посетить в рамках пастырской поездки по библейским местам в канун наступления 2000-го года Израиль, Палестину, Иорданию, Египет и Ирак. В списке священных мест значится и город Ур. Он расположен в 400 км южнее Багдада в пустынной местности.
Там находятся развалины Зиккурата — культовой башни Древней Месопотамии, имеющей три яруса. Вокруг них на площади в 9 кв. км разбросаны фрагменты дворцов, храмов и царских усыпальниц.
В минувшую пятницу патриарх Халдейской церкви Ирака Рафаэль Бидавид заявил в интервью, опубликованном во Франции, что Ватикан и Багдад на этой неделе объявят о сроках визита в Ирак понтифика. Скорее всего, он состоится до Рождества Христова.
ПАПА РИМСКИЙ ОТМЕТИЛ ВАЖНУЮ РОЛЬ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
«Борьба с неграмотностью — это путь обязательный для любого человека и всего народа», — говорится в послании Папы Римского Иоанна Павла II, направленном генеральному директору ЮНЕСКО Федерико Майору по случаю Международного дня грамотности. Документ распространен службой печати Ватикана.
Глава Римско-католической церкви подчеркнул большую роль, которую призвана играть в современном мире школа. Она должна уделять особое внимание бедным, жертвам войн и насилия, беженцам и бездомным, чье право на образование бесспорно, убежден Папа Римский.
Глава Римско-католической церкви подчеркнул большую роль, которую призвана играть в современном мире школа. Она должна уделять особое внимание бедным, жертвам войн и насилия, беженцам и бездомным, чье право на образование бесспорно, убежден Папа Римский.
УБИЙСТВА КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯЩЕННИКОВ, МИССИОНЕРОВ, МОНАХИНЬ В ВОСТОЧНОМ ТИМОРЕ
Из Восточного Тимора, где продолжают чинить террор боевики из проджакартских бандформирований, поступают сообщения об убийствах католических священников, миссионеров, монахинь. Со ссылкой на католические круги, печать Джакарты пишет об убийстве четырех монахинь в восточнотиморском городе Баукау, в
90 км к востоку от столицы провинции Дили. Убит также глава католической благотворительной миссии.
Восточный Тимор — католический анклав в окружении преимущественно мусульманской Индонезии. После того, как жители Восточного Тимора почти две недели назад высказались в ходе проведенного ООН опроса в пользу отделения от Индонезии, на население, международный персонал, миссионеров обрушился террор со
стороны разъяренных противников независимости Восточного Тимора.
Счет убитым идет на сотни, повсюду разорение и пепелища от пожарищ. Более 200 тысяч жителей были вынуждены покинуть свои дома. Международное сообщество требует от индонезийского правительства навести порядок и принять миротворческие силы, если оно само не в состоянии поддерживать на своей территории
мир и стабильность. Джакарта заверяет, что справится сама и отвергает предложения о посылке миротворцев.
90 км к востоку от столицы провинции Дили. Убит также глава католической благотворительной миссии.
Восточный Тимор — католический анклав в окружении преимущественно мусульманской Индонезии. После того, как жители Восточного Тимора почти две недели назад высказались в ходе проведенного ООН опроса в пользу отделения от Индонезии, на население, международный персонал, миссионеров обрушился террор со
стороны разъяренных противников независимости Восточного Тимора.
Счет убитым идет на сотни, повсюду разорение и пепелища от пожарищ. Более 200 тысяч жителей были вынуждены покинуть свои дома. Международное сообщество требует от индонезийского правительства навести порядок и принять миротворческие силы, если оно само не в состоянии поддерживать на своей территории
мир и стабильность. Джакарта заверяет, что справится сама и отвергает предложения о посылке миротворцев.
ВАТИКАН ВЫСТУПАЕТ ЗА СОЗДАНИЕ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ ООН В ВОСТОЧНОМ ТИМОРЕ
Святой Престол с большой озабоченностью следит за развитием событий в Восточном Тиморе, говорится в распространенном заявлении руководителя внешнеполитического ведомства Ватикана монсеньора Жана-Луи Турана.
Выступая по ватиканскому радио, высокопоставленный прелат подчеркнул, что больше нельзя терпеть то, что происходит в Восточном Тиморе, и поэтому Святой Престол поддерживает идею создания многонациональных миротворческих сил под эгидой ООН. Газета «Обсерваторе Романо» напечатала передовую статью, в
которой указала на непрекращающееся насилие вооруженных банд в Восточном Тиморе против католической общины и ее пастырей. Со своей стороны католическое информационное агентство «Фидес» отметило, что «индонезийская армия стремится отделить церковь от ее паствы».
Глубокую тревогу в связи с актами насилия в Восточном Тиморе высказал и архиепископ Миланский кардинал Карло Мария Мартини, рассматриваемый здесь многими как один из вероятных преемников Папы Римского Иоанна Павла II.
Выступая по ватиканскому радио, высокопоставленный прелат подчеркнул, что больше нельзя терпеть то, что происходит в Восточном Тиморе, и поэтому Святой Престол поддерживает идею создания многонациональных миротворческих сил под эгидой ООН. Газета «Обсерваторе Романо» напечатала передовую статью, в
которой указала на непрекращающееся насилие вооруженных банд в Восточном Тиморе против католической общины и ее пастырей. Со своей стороны католическое информационное агентство «Фидес» отметило, что «индонезийская армия стремится отделить церковь от ее паствы».
Глубокую тревогу в связи с актами насилия в Восточном Тиморе высказал и архиепископ Миланский кардинал Карло Мария Мартини, рассматриваемый здесь многими как один из вероятных преемников Папы Римского Иоанна Павла II.
КАТОЛИЧЕСКИЙ ЕПИСКОП ОБВИНЯЕТСЯ В ГЕНОЦИДЕ
Генеральная Прокуратура Руандийской Республики закончила расследование по делу местного католического епископа Августина Массаго, обвиняемого в причастности к геноциду 1994 г., когда в ходе гражданской войны в стране были убиты сотни тысяч людей племени тутси. Епископ Массаго обвинен в том, что он
не предпринял никаких действий для предотвращения массовых убийств на территории своего прихода на юго-западе Руанды в районе Гиконгоро. Инкриминируются ему и конкретные деяния. По мнению следствия, епископ не дал прибежища детям из племени тутси, когда они пытались укрыться от убийц. По показаниям
свидетелей, он отказал в помощи нескольким священникам-тутси, фактически выдав их на растерзание.
Первая реакция официального Ватикана последовала еще в апреле этого года, когда представители папского престола осудили сам факт задержания епископа. Теперь папский престол заявляет, что правительство Руанды, где католики составляют 56% населения (причем приверженцы католицизма принадлежат к разным
этническим группам), пошло на преднамеренное оскорбление всей Католической Церкви. Папская курия «выражает опасения», что судебный процесс над Массаго приведет к самым непредсказуемым последствиям.
Руанда стала уже третьей центральноафриканской страной, где, по мнению Ватикана, католические иерархи, миссионеры и просто верующие католики подвергаются гонениям. Ранее конфликты с Католической Церковью имели место в Уганде, где в 1998 г. на посланцев Ватикана неоднократно нападали боевики из
антиправительственных повстанческих группировок, а также в Экваториальной Гвинее. Правда, в отличие от нынешней истории, тогда все ограничивалось лишь высылкой католических миссионеров по обвинению во вмешательстве в политическую жизнь страны.
не предпринял никаких действий для предотвращения массовых убийств на территории своего прихода на юго-западе Руанды в районе Гиконгоро. Инкриминируются ему и конкретные деяния. По мнению следствия, епископ не дал прибежища детям из племени тутси, когда они пытались укрыться от убийц. По показаниям
свидетелей, он отказал в помощи нескольким священникам-тутси, фактически выдав их на растерзание.
Первая реакция официального Ватикана последовала еще в апреле этого года, когда представители папского престола осудили сам факт задержания епископа. Теперь папский престол заявляет, что правительство Руанды, где католики составляют 56% населения (причем приверженцы католицизма принадлежат к разным
этническим группам), пошло на преднамеренное оскорбление всей Католической Церкви. Папская курия «выражает опасения», что судебный процесс над Массаго приведет к самым непредсказуемым последствиям.
Руанда стала уже третьей центральноафриканской страной, где, по мнению Ватикана, католические иерархи, миссионеры и просто верующие католики подвергаются гонениям. Ранее конфликты с Католической Церковью имели место в Уганде, где в 1998 г. на посланцев Ватикана неоднократно нападали боевики из
антиправительственных повстанческих группировок, а также в Экваториальной Гвинее. Правда, в отличие от нынешней истории, тогда все ограничивалось лишь высылкой католических миссионеров по обвинению во вмешательстве в политическую жизнь страны.
В ГЕРМАНИИ БЫЛА НАЗНАЧЕНА ЕЩЕ ОДНА ЕПИСКОП-ЖЕНЩИНА
1100 собралось в Гановере в здании лютеранской церкви на церемонии возведения в степень епископа Марго Кассман, уже второй в Германни женщины-архиерея Лютеранской церкви. Среди приглашенных находились канцлер Германии Герхард Шредер, церковные лидеры, представители приходов, церквей и церковных
организаций, была. Событие привлекло значительное внимание: еще около 4000 человек наблюдали за происходящим на улице при помощи большого телеэкрана.
Сама Кассман относится к своему новому положению весьма либерально, в интервью она привела случай, произошедший с ней недавно, когда в ответ на слова одного из рядовых прихожан: «Я должен Вам поклониться, потому что Вы — епископ», Кассман запретила это. По ее словам, епископ должен быть открыт и
доступен всем. Она полагает, что увеличивающееся количество женщин среди иерархов протестантских церквей Германии позволит внести значительных вклад в развитие церковной жизни.
организаций, была. Событие привлекло значительное внимание: еще около 4000 человек наблюдали за происходящим на улице при помощи большого телеэкрана.
Сама Кассман относится к своему новому положению весьма либерально, в интервью она привела случай, произошедший с ней недавно, когда в ответ на слова одного из рядовых прихожан: «Я должен Вам поклониться, потому что Вы — епископ», Кассман запретила это. По ее словам, епископ должен быть открыт и
доступен всем. Она полагает, что увеличивающееся количество женщин среди иерархов протестантских церквей Германии позволит внести значительных вклад в развитие церковной жизни.
ЮЖНЫЕ БАПТИСТЫ США НАМЕРЕНЫ МОЛИТЬСЯ ЗА ЕВРЕЕВ ЭТОТ МЕСЯЦ В СВЯЗИ С ИУДЕЙСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ
В связи с иудейскими религиозными праздниками, включающими новый год, день кипура (день «искупления»), в которые иудеям, после молитв и специальных ритуалов, прощаются соделанные за год грехи, Международный Миссионерский Совет (IMB) призвало баптистов молиться, чтобы евреи признали Иисуса Христа
своим мессией. Один из руководителей этой акции IMB Рэнди Спринкл сказал, что «Бог призывает Своих детей выразить Его глубокую любовь в Своему избранному народу», на что должны откликнуться евангелические христиане. IMB издало специальное руководство по поводу того, как следует молиться за евреев во
всем мире.
Несмотря на то, что Спринкл в своих высказываниях постоянно льстит иудеям, называя нынешних евреев «богоизбранным» народом, и даже намекая на его особенную «богоизбранность» перед всеми остальными, еврейские официальные лица отреагировали достаточно резко на эту акцию IMB. Марк Бриксман из
антидискреминационной лиги назвал ее специально направленной против иудеев в это «святое» для них время.
По заявлению баптистской службы Baptist Press акция направлена на распространение Евангелия среди иудеев, причем особенная озабоченность высказана по тому поводу, что большинство евреев являются «мирянами» или даже «атеистами».
своим мессией. Один из руководителей этой акции IMB Рэнди Спринкл сказал, что «Бог призывает Своих детей выразить Его глубокую любовь в Своему избранному народу», на что должны откликнуться евангелические христиане. IMB издало специальное руководство по поводу того, как следует молиться за евреев во
всем мире.
Несмотря на то, что Спринкл в своих высказываниях постоянно льстит иудеям, называя нынешних евреев «богоизбранным» народом, и даже намекая на его особенную «богоизбранность» перед всеми остальными, еврейские официальные лица отреагировали достаточно резко на эту акцию IMB. Марк Бриксман из
антидискреминационной лиги назвал ее специально направленной против иудеев в это «святое» для них время.
По заявлению баптистской службы Baptist Press акция направлена на распространение Евангелия среди иудеев, причем особенная озабоченность высказана по тому поводу, что большинство евреев являются «мирянами» или даже «атеистами».
ГОСДЕПАРТАМЕНТ США ОПУБЛИКОВАЛ ПЕРВЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ СВОБОДАМИ В МИРЕ
Первый ежегодный доклад госдепартамента США о положении со свободой религии в мире опубликован в четверг 9 сентября. Представление доклада в вашингтонском пресс-центре ЮСИА провел специальный представитель США по вопросам свободы религии посол Роберт Сейпл. Документ основывается на данных, собранных
дипломатическими представительствами США за период с января 1998 года по конец июня нынешнего года в 194 странах. Информация была предоставлена государственными учреждениями, представителями религиозных и правозащитных организаций, журналистами, учеными разных стран.
К числу тоталитарных или авторитарных режимов, где широко распространено преследование граждан на религиозной основе, отнесены Афганистан, Вьетнам, Ирак, Иран, Китай и КНДР. В группу государств, проводящих враждебную политику по отношению к религиозным меньшинствам и неофициальным религиям, включены
Пакистан, Саудовская Аравия, Сербия и Судан. В Болгарии, Египте, Индии, Индонезии и Узбекистане, по данным госдепартамента, власти игнорируют существующую проблему дискриминации или преследования «незарегистрированных или непопулярных» религиозных групп. Госдепартамент считает, что дискриминационное
законодательство или политика создания неблагоприятных условий для определенных религий действуют в Армении, Белоруссии, Иордании, Казахстане, Непале, России, Туркменистане, Турции, Украине, Эритрее. В ряде стран, таких как Бельгия, Германия, Франция и Швеция, отмечает госдепартамент, некоторые
религиозные группы называют опасными «сектами», вырабатывая к ним у населения негативное отношение.
Положение с религиозной свободой в Российской Федерации в целом оценивается как не очень плохое, отмечается ряд положительных изменений, произошедших за последнее время. В то же время в документе отражена известная американская позиция в отношении российского закона «О свободе совести и религиозных
объединениях». Утверждается, что он является «потенциально дискриминационным». Критика вызвана, в частности, положениями, «затрудняющими деятельность» иностранных религиозных организаций в России. В докладе отмечаются «многочисленные случаи насилия на Северном Кавказе, некоторые из которых вызваны
религиозными мотивами». Обращается внимание на то, что «антисемитские темы продолжают фигурировать в сотнях экстремистских публикаций и выступлениях некоторых политических деятелей». Кроме того, отмечается проблема возвращения культовых зданий в собственность церкви.
«Тоталитарные и авторитарные режимы продолжают контролировать религиозную веру и практику, в результате чего неизбежно возникают преследования. Другие режимы враждебно настроены по отношению представителям религиозных меньшинств или неофициальных религий. Некоторые проявляют терпимость и, тем не
менее, осуществляют гонения или дискриминацию», — говорится в докладе.
дипломатическими представительствами США за период с января 1998 года по конец июня нынешнего года в 194 странах. Информация была предоставлена государственными учреждениями, представителями религиозных и правозащитных организаций, журналистами, учеными разных стран.
К числу тоталитарных или авторитарных режимов, где широко распространено преследование граждан на религиозной основе, отнесены Афганистан, Вьетнам, Ирак, Иран, Китай и КНДР. В группу государств, проводящих враждебную политику по отношению к религиозным меньшинствам и неофициальным религиям, включены
Пакистан, Саудовская Аравия, Сербия и Судан. В Болгарии, Египте, Индии, Индонезии и Узбекистане, по данным госдепартамента, власти игнорируют существующую проблему дискриминации или преследования «незарегистрированных или непопулярных» религиозных групп. Госдепартамент считает, что дискриминационное
законодательство или политика создания неблагоприятных условий для определенных религий действуют в Армении, Белоруссии, Иордании, Казахстане, Непале, России, Туркменистане, Турции, Украине, Эритрее. В ряде стран, таких как Бельгия, Германия, Франция и Швеция, отмечает госдепартамент, некоторые
религиозные группы называют опасными «сектами», вырабатывая к ним у населения негативное отношение.
Положение с религиозной свободой в Российской Федерации в целом оценивается как не очень плохое, отмечается ряд положительных изменений, произошедших за последнее время. В то же время в документе отражена известная американская позиция в отношении российского закона «О свободе совести и религиозных
объединениях». Утверждается, что он является «потенциально дискриминационным». Критика вызвана, в частности, положениями, «затрудняющими деятельность» иностранных религиозных организаций в России. В докладе отмечаются «многочисленные случаи насилия на Северном Кавказе, некоторые из которых вызваны
религиозными мотивами». Обращается внимание на то, что «антисемитские темы продолжают фигурировать в сотнях экстремистских публикаций и выступлениях некоторых политических деятелей». Кроме того, отмечается проблема возвращения культовых зданий в собственность церкви.
«Тоталитарные и авторитарные режимы продолжают контролировать религиозную веру и практику, в результате чего неизбежно возникают преследования. Другие режимы враждебно настроены по отношению представителям религиозных меньшинств или неофициальных религий. Некоторые проявляют терпимость и, тем не
менее, осуществляют гонения или дискриминацию», — говорится в докладе.
РУКОВОДИТЕЛЬ ИРАНА ЗАЯВИЛ, ЧТО ТОТ, КТО СОМНЕВАЕТСЯ В ИСЛАМЕ, ЗАСЛУЖИВАЕТ СМЕРТИ
Руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи заявил в среду вечером, что любой сомневающийся в основных принципах ислама должен быть казнен. Это заявление последовало после того, как иранская газета «Нешат» выступила за принятие более либеральных законов в отношении смертной казни.
«Если кто-нибудь отрицает принципы ислама, включая исламский закон о возмездии, он является отступником и наказание за это совершенно очевидно», — подчеркнул Али Хаменеи, выступая перед военными в иранской провинции Хоросан. Исламские законы обычно требуют смертной казни за отступничество от
принципов ислама. Недавно либеральная газета «Нешат» опубликовала статью, в которой выступила за более либеральное интерпретацию иранских исламских законов, отметив, что закон о возмездии не обязательно требует высшей меры наказания.
«Это явный пример подстрекательства к беспорядкам, когда газета ставит под сомнение исламские фундаментальные принципы, включая закон о возмездии», — добавил иранский руководитель.
Статья в газете «Нешат», поддерживающая умеренного президента Ирана Мохаммада Хатами, подверглась резкой критике консервативных кругов страны, которые обвинили ее в антиисламской пропаганде.
«Если кто-нибудь отрицает принципы ислама, включая исламский закон о возмездии, он является отступником и наказание за это совершенно очевидно», — подчеркнул Али Хаменеи, выступая перед военными в иранской провинции Хоросан. Исламские законы обычно требуют смертной казни за отступничество от
принципов ислама. Недавно либеральная газета «Нешат» опубликовала статью, в которой выступила за более либеральное интерпретацию иранских исламских законов, отметив, что закон о возмездии не обязательно требует высшей меры наказания.
«Это явный пример подстрекательства к беспорядкам, когда газета ставит под сомнение исламские фундаментальные принципы, включая закон о возмездии», — добавил иранский руководитель.
Статья в газете «Нешат», поддерживающая умеренного президента Ирана Мохаммада Хатами, подверглась резкой критике консервативных кругов страны, которые обвинили ее в антиисламской пропаганде.
КИТАЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ АРЕСТОВАЛА ЧЛЕНОВ СЕКТЫ «РЕЛИГИЯ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ»
Полиция китайской провинции Гуандун арестовала 31 члена секты «религия холодной воды» и разгромила три церкви в ходе проведения общенациональной кампании борьбы против незаконных сект и религиозных групп, которая проводится вслед за запрещением «Фалунь гун», устроившей антиправительственную
демонстрацию в Пекине.
Секта «религия холодной воды», как сообщает «Гуанчжоу жибао», была создана в отдаленном бедном районе Гуандуна еще в 1985 году одной крестьянкой, утверждавшей, что холодная вода является «непобедимой» кровью «небесного отца». До своей смерти основательница секты утверждала, что «холодная вода
избавляет человека от всех недугов».
Власти обвинили секту в гибели пяти человек, в том числе двух молодых девушек, которые согласно наказу уже умершей основательницы «религии», отказывались принимать лекарства, полагаясь на чудодейственную силу холодной воды. Секте предъявлено также обвинение в подрыве производства
сельскохозяйственных культур в результате применения холодной воды при внесении в почву химических удобрений.
демонстрацию в Пекине.
Секта «религия холодной воды», как сообщает «Гуанчжоу жибао», была создана в отдаленном бедном районе Гуандуна еще в 1985 году одной крестьянкой, утверждавшей, что холодная вода является «непобедимой» кровью «небесного отца». До своей смерти основательница секты утверждала, что «холодная вода
избавляет человека от всех недугов».
Власти обвинили секту в гибели пяти человек, в том числе двух молодых девушек, которые согласно наказу уже умершей основательницы «религии», отказывались принимать лекарства, полагаясь на чудодейственную силу холодной воды. Секте предъявлено также обвинение в подрыве производства
сельскохозяйственных культур в результате применения холодной воды при внесении в почву химических удобрений.
КИТАЙ ОТВЕРГ ОБВИНЕНИЯ СО СТОРОНЫ США В НАРУШЕНИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Китай решительно отверг обвинения со стороны Государственного Департамента США в нарушении свободы вероисповеданий в КНР. МИД КНР резко отреагировал на резолюцию госдепа США о положении со свободой религии в мире, в котором говорится о репрессиях в ряде стран, включая Китай, в отношении религиозных
деятелей. В опубликованном в китайской печати заявлении представителя МИД КНР указывается, что подобные обвинения со стороны Соединенных Штатов «являются грубым вмешательством» во внутренние дела страны.
В частности, говоря о запрещенной в Китае секте «Фалуньгун», представитель МИД подчеркнул, что деятельность этой организации не носила религиозного характера, она угрожала нормальной жизни общества. Решение китайского правительства о запрещении секты «Фалуньгун» как раз направлено на то, чтобы
обеспечить свободу и нормальную религиозную деятельность граждан страны, отметил китайский дипломат, добавив, что власти не привлекали к ответственности рядовых участников секты.
Право на свободу совести и нормальную религиозную деятельность в Китае находится под защитой конституции страны и законодательства, сказал дипломат. Верующие и неверующие в Китае равны перед законом.
Китайский дипломат также отверг слухи, что в провинции Хэнань «гонениям подверглись» 40 христиан. В Китае еще никто не был «задержан или арестован» за религиозную деятельность, подчеркнул он.
деятелей. В опубликованном в китайской печати заявлении представителя МИД КНР указывается, что подобные обвинения со стороны Соединенных Штатов «являются грубым вмешательством» во внутренние дела страны.
В частности, говоря о запрещенной в Китае секте «Фалуньгун», представитель МИД подчеркнул, что деятельность этой организации не носила религиозного характера, она угрожала нормальной жизни общества. Решение китайского правительства о запрещении секты «Фалуньгун» как раз направлено на то, чтобы
обеспечить свободу и нормальную религиозную деятельность граждан страны, отметил китайский дипломат, добавив, что власти не привлекали к ответственности рядовых участников секты.
Право на свободу совести и нормальную религиозную деятельность в Китае находится под защитой конституции страны и законодательства, сказал дипломат. Верующие и неверующие в Китае равны перед законом.
Китайский дипломат также отверг слухи, что в провинции Хэнань «гонениям подверглись» 40 христиан. В Китае еще никто не был «задержан или арестован» за религиозную деятельность, подчеркнул он.