Интерфакс-Религия | 29.11.2006 |
2. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников. В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка.
3. Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (Основы православной культуры, Культура ислама, Традиции иудаизма и т. п.) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества.
Для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а с 14 лет согласие самих учащихся. В случае включения таких учебных курсов в региональный компонент общего среднего образования следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять их изучение другими учебными курсами по выбору или основными учебными дисциплинами. Необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.
4. В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры:
4.1. С участием специалистов научных центров обобщить опыт ведения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих учебных курсов (история религий, религии мира, религиоведение и т. п.). Оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.
4.2. С учетом установленного в законодательстве разделения в системе образования компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культурологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. К его подготовке привлечь специалистов по истории, педагогике, праву и образованию из институтов Российской академии наук, Российской академии образования, иных научных и образовательных учреждениях и согласовать их с представителями религиозных конфессий.
Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания таких учебных курсов, направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование их мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности.
4.3. Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций.
4.4. Совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации силами квалифицированных методистов оказывать методическо-консультативную и информационную помощь религиозным конфессиям в разработке содержания и учебно-методического обеспечения курсов религиозной культуры для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. При этом во взаимодействии с религиозными организациями и авторами пособий в процессе научно-педагогической экспертизы содержания образования, учебно-методического обеспечения таких курсов необходимо обеспечивать баланс между решением их главной задачи — изучением соответствующей религиозной культуры и интересами формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся в российской школе, их патриотическим воспитанием как граждан единой многоэтнической и многоконфессиональной России, уважительно относящихся к законным интересам и правам всех соотечественников и сограждан вне зависимости от их отношения к религии, этнической и конфессиональной принадлежности.
4.5. Реализуя установленные в законодательстве требования: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; в процессе разработки федеральных компонентов государственных общеобразовательных стандартов предусмотреть включение в обязательные минимумы содержания курсов федерального компонента общего среднего образования элементов, раскрывающих основные религиозные мировоззренческие представления. Эти базовые мировоззренческие представления (о происхождении жизни и человека, смысле жизни человека и смысле истории, сущности человека и т. п.) в основных, обязательных для всех школьников учебных курсах — история, обществознание, биология и др., должны преподаваться на вариативной основе, не допуская односторонней идеологизации учебного материала.
Проект обращения подготовлен на совместном заседании комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия
27 ноября 2006 годя, Москва