Интерфакс | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 15.12.2004 |
Чудовищные террористические акты потребовали особого напряжения духовных сил народа. Несмотря на поистине ужасные события, никто из нас не поддался отчаянию, никто не был ослеплен безрассудной жаждой мести. Можно сказать, что с Божией помощью мы выдержали выпавшее на нашу долю горе, молясь о безвинно убиенных, сострадая их близким, заботясь о раненых.
Но нельзя сказать, что лишь скорбями был исполнен этот год. С великой радостью мы отпраздновали 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского, по молитвам которого возрождается вера православная в нашем Отечестве. При огромном стечении архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян в Дивеево была почтена память великого подвижника. Уверен, что общероссийское почитание преподобного Серафима есть свидетельство не только живой веры, но и исторической памяти нашего народа. Его верность духовной традиции, вновь проявленная в ходе торжества, — есть залог нашего будущего.
Этот год ознаменовался также пребыванием в России святых мощей преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны и пострадавшей с ней преподобномученицы инокини Варвары. Длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это еще один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 3−8 октября 2004 года, также стал одним из важных событий года. Убежден, что внимание, которое было уделено Собору со стороны представителей государственной власти, средств массовой информации, общества в целом, — ясно говорит об успехах христианского просвещения. Собор, представляющий всю полноту Русской Православной Церкви, высказал суждение по многим проблемам современности.
Президентские выборы 2004 года показали, что на смену периоду бурных преобразований приходит время стабильного национального созидания. Власти все чаще прислушиваются к собственному народу, к его чаяниям и традициям, а не к советам из-за рубежа. Большинство граждан поддерживает такую тенденцию, о чем свидетельствует результат упомянутых выборов.
— Изменилось ли российское общество после серии чудовищных терактов 2004 года, сплотилось ли оно?
Терроризм, стремящийся запугать людей, играющий на инстинктивной боязни внезапной смерти, может реально разрушить те общества, для которых характерно безверие и пристрастие к земным благам. Даже самая совершенная государственная машина не гарантирует полной защиты от террористов. Таким образом, неверующему человеку не на кого надеяться. Он готов на любые средства обеспечения безопасности, зачастую нарушающие его богоданные права, что в конечном счете может привести к тотальному контролю над личностью под предлогом борьбы с терроризмом.
Если в нашем обществе возобладают эгоизм, гедонизм, пристрастие к вещам и развлечениям, то оно станет легкой мишенью для злоумышленников. Если же мы искренне поверим Господу, говорящему: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10. 28), то победа в войне с терроризмом будет за нами.
Мужество, героизм и жертвенная любовь, очевидцами многочисленных примеров которых мы стали, вселяют надежду, что наш народ не дрогнул перед лицом опасности, не поддался малодушию и панике. Общая угроза помогла нам почувствовать себя едиными.
Русская Православная Церковь прославила в лике святых многих мучеников, подвиг которых ярко говорит о неустрашимости верующих во Христа, укрепляемых Им Самим. Убежден, что пример их духовной крепости полезен нашему народу именно сейчас. Призываю всех обратится со вниманием к многовековой православной традиции — основе для процветания нашего общества и государства.
— Какие надежды Вы связываете с приходом к власти нового руководства Палестины?
— Искренне надеюсь, что новое руководство Палестинской национальной администрации приступит к исполнению своих обязанностей в ситуации гражданского мира и стабильности.
На мой взгляд, главная задача, стоящая перед новыми лидерами арабского народа Палестины, заключается в развитии мирного процесса на Ближнем Востоке. В свое время Ясир Арафат был одним из инициаторов начала ближневосточного урегулирования. Новые же руководители должны стать достойными продолжателями этого процесса. Пусть благо народа, а не сиюминутная политическая выгода станет целью и смыслом их пребывания у власти.
Одним из несомненных условий установления мира на Святой Земле должно стать обеспечение неприкосновенности святынь всех религий и свободного доступа верующих к ним. Ведь межрелигиозный мир есть незаменимый компонент межэтнического и гражданского мира во всем регионе.
Не сомневаюсь, что традиции доброго сотрудничества Русской Православной Церкви с Палестинской национальной администрацией сохранятся и расширятся.
— Как Вы оцениваете перспективы сближения со старообрядцами в свете решений Архиерейских Соборов Московского Патриархата и Русской Православной старообрядческой Церкви?
— Определение недавнего Архиерейского Собора нашей Церкви призывает шире воплотить в жизнь наше понимание равночестности старых и новых обрядов, которое уже было выражено в деянии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года. Старообрядцы — наши братья, у нас одно Отечество, у нас много общих, равно дорогих нам ценностей, которые следует вместе защищать. И уж тем более необходимо всячески избегать взаимного порицания. Кроме того, в лоне Русской Православной Церкви более двухсот лет существуют старообрядные приходы, деятельность которых на настоящем этапе нуждается в поддержке и координации. Архиерейский Собор уделил данному вопросу особое внимание, посчитав необходимым учреждение специальной комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
Уверен, что расширение контактов со старообрядцами поможет совместному свидетельству перед секулярным миром о истинах Евангелия, о живой традиции русского благочестия. Мы готовы к диалогу. Надеюсь, что уже сегодня мы будем осуществлять сотрудничество в области социального служения, церковной благотворительности, дел милосердия, церковно-государственных отношений. А в будущем, возможно, мы сможем обсуждать и богословские, и канонические вопросы.
— В этом году на страницах газет и в телепередачах неоднократно поднималась тема сектантства в России. Как Вы оцениваете нынешнее положение дел в этой сфере? Насколько велика угроза распространения сект для здоровья жителей страны? Каковы успехи в противодействии этому явлению?
— Как известно, массовое распространение «импортных» и доморощенных сект в России началось в начале 90-х годов прошлого века. Довольно скоро проявились отрицательные последствия их влияния. Членство в псевдорелигиозных организациях подчас вело людей к прекращению школьного и профессионального образования, к серьезным изменениям личности, к утрате нормального восприятия действительности. В результате десятки тысяч наших сограждан утратили физическое, душевное и духовное здоровье. Конфликты с родственниками, не разделявшими вероучений сект, спровоцировали разрыв с близкими людьми, распад семей. Таким образом был нанесен и ущерб социальному порядку.
В последние годы бурный численный рост сект прекратился. На мой взгляд, это произошло потому, что общество увидело вопиющие нарушения всех общественных норм со стороны сект. Некоторые из них побуждали к самоубийству своих членов, как это было в случае с «Белым братством», или к террористическим актам, какой совершили последователи секты «Аум синрикё» в 1995 году в токийском метро. Секты показали свое истинное лицо, и отношение к ним резко изменилось.
С другой стороны, активизировалась миссионерская и апологетическая работа нашей Церкви. В церковной и светской печати, на телевидении стала появляться достоверная информация о сектах. В ряде епархий Русской Православной Церкви прошли конференции, посвященные их разрушительной работе. Последняя из них состоялась в Новосибирске в ноябре 2004 года. В борьбу против сект включились и представители других традиционных религий в России.
Теперь местные власти более внимательно изучают вопрос, какие именно религиозные организации просят у них разрешения на проповедь в публичных местах и в школах, арендуют здания или распространяют литературу. И только выяснив эти вопросы, формируют о них свое мнение, в соответствии с которым принимают или не принимают решение о сотрудничестве.
Конечно, секты не исчезли. Они по-прежнему представляют опасность. Но число их последователей перестало расти, а проповедникам сект стало гораздо сложнее вести свою деятельность. Можно сказать, что мы всем миром потеснили лжерелигии. Но работы еще предстоит много. И главная из них — это духовное просвещение людей светом Христовой Истины, которую в течение многих веков несет нашему народу Русская Православная Церковь.
— Принес ли уходящий год какие-либо подвижки в диалоге Русской Православной Церкви с Ватиканом?
— Думаю, что на сегодня преждевременно говорить о серьезных положительных сдвигах в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, поскольку многие проблемы, существующие в области этих отношений, пока не получили своего разрешения.
Прежде всего это касается ситуации с католическим прозелитизмом на территории России и других стран СНГ. Не отрицая права католических священнослужителей окормлять свою традиционную паству, мы считаем неприемлемой их миссионерскую деятельность среди православного населения, особенно попытки обращения в католичество детей, крещенных в Православии.
В феврале 2004 года была создана Совместная рабочая группа по рассмотрению конфликтных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между двумя Церквами. Состоялось уже два заседания этой группы, на которых католическая сторона была ознакомлена с конкретными фактами прозелитической деятельности. Теперь мы ожидаем от представителей Римско-Католической Церкви практических шагов по изменению к лучшему рассмотренных ситуаций, равно как и многих им подобных.
Другой болевой точкой, существенно омрачающей отношения между нашими Церквами, продолжает оставаться конфликт между православными и греко-католиками на Западной Украине, где православные верующие подвергаются притеснениям по одному лишь признаку принадлежности к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Политический кризис на Украине усилил эти притеснения.
Нашу особую обеспокоенность вызывают планы руководства Украинской Греко-Католической Церкви создать патриархат с центром в Киеве и расширить свое влияние на всю Украину, хотя подавляющее большинство верующих этой страны составляют православные. Такой путь является тупиковым, ибо он не способствует ослаблению напряженности в отношениях между Церквами, а лишь усугубляет конфликт.
Хочется надеяться, что Ватикан готов перейти от слов к делу, дабы разрешить все вышеупомянутые трудности. Только это может привести к реальному улучшению отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.
— С какими ожиданиями Вы собираетесь войти в новый год? Свидетелями каких важных событий церковной жизни мы можем стать в ближайшее время? Можно ли надеяться на то, что уже в будущем году произойдет воссоединение Русской Церкви?
— «Господь — упование мое» (Пс. 90. 9), — говорит пророк Давид, и эти слова приобретают особое значение для каждого христианина в наше нелегкое, изменчивое время. Мы уповаем на Господа, надеемся на Его милость и снисхождение к нашим грехам. Пусть сбудутся добрые надежды тех, кто вступает в новый год с твердой верой в помощь Божию.
В 2005 году исполняется пятнадцать лет с начала моего Патриаршего служения, которое Промыслом Божиим совпало с новой эпохой в жизни Русской Православной Церкви. За это благословенное время было восстановлено или создано множество храмов, открыты новые духовные школы и монастыри. А главное — были возрождены наши духовные традиции, восстановлена преемственность российской истории, которая немыслима без Православия. Искренне верю, что грядущий год принесет новые плоды на духовной ниве, продолжит церковное возрождение.
Восстановление единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью для нас является давно ожидаемым событием. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрел те основы, на которых единство может быть восстановлено, одобрил документы, уже подготовленные совместно комиссиями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, а дальнейшие полномочия по совершению соответствующего канонического акта передал Священному Синоду. Однако, как недавно объявлено, Всезарубежный, а затем и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей рассмотрят этот вопрос не ранее, чем в конце 2005 или в начале 2006 года. Поэтому с уверенностью называть сегодня определенные сроки преждевременно. Хотя надеяться можно — христианину вообще свойственна добродетель надежды, и апостол говорит, что «надежда не постыжает» (Рим. 5. 5).
Опубликовано на сайте ОВЦС МП 14 декабря 2004 г.