Русская линия
16.12.2000 

«УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СКОРБИТ ОБ ОТПАДШИХ ОТ ВЕРЫ И ЦЕРКВИ И ПРИЗЫВАЕТ ВСЕХ К ЕДИНСТВУ»

Редактор «Андреевского вестника» беседует с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом, Постоянным членом Священного Синода УПЦ.
— Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете религиозную ситуацию в Украине?
— Как православный человек, я исповедую догмат единства Церкви. Господь Иисус Христос говорил о создании одной Церкви и основал Он только одну Церковь, в которой предложил спасение роду человеческому. Господь говорил: «Созижду Церковь Мою», — одну Церковь, а не много т.н. церквей. Единая внешне,
Церковь едина и во внутренней своей жизни. Все верующие объединяются Духом Святым во Христе, как в невидимой Главе. Христос Сам живет в Церкви и сообщает ей жизнь, как глава телу, как корень ветвям. Но Церковь не только едина, но и единственна, как говорит св. Киприан Карфагенский. Всякое
религиозное общество, отделившееся от Вселенской Церкви, не входящее в состав Единой Церкви, не является Церковью, а еретическим или раскольническим обществом, в зависимости от тех оснований, по которым оно отпало от Церкви. Спасение человек может достичь только в Церкви. Вне Церкви — нет Христа,
следовательно, нет и спасения. В нашей стране за последние годы с неимоверной быстротой расплодились сотни различных религиозных группировок, которые именуют себя церквами, а некоторые даже выдают себя за православных (филаретовцы, яремовцы). В Украину хлынул поток различных религиозных и
псевдорелигиозных организаций и отдельных лжеучителей из-за рубежа, учения которых не только не отвечают духу христианства, а иногда носят откровенно сатанинский характер и грозят духовному здоровью, как верующих, так и неверующих граждан нашей страны. Они несут нашему народу смятение в души и умы,
вражду и ненависть, усугубляют душевную неуверенность людей. Нужно решительно выступить против распространения этого лжеверия, против всех форм сектантства, оккультизма и сатанизма, против восточных культов и сообществ, подобных «церкви объединения» Муна, которые калечат духовно, прежде всего,
молодежь, делают людей исполнителями воли, чуждой христианской нравственности. Я глубоко убежден, что нас хотят разделить по вероисповедному признаку. За этим идут на нашу землю последователи разных восточных мистических учений, протестантские фундаменталисты, католики, мечтающие окатоличить
Украину.
— Сегодня УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ призывают к созданию в Украине единой Поместной Церкви путем объединения этих конфессий между собой и с Украинской Православной Церковью. Как Вы относитесь к таким призывам?
— На первый взгляд пожелания добрые. Единство — это та сила, в которой нуждается народ многострадальной Украины. О единстве верующих во Христа молится святая Православная Церковь в своих ежедневных богослужениях. Но взгляд на это единство у каждой из конфессий различный. Католики (в т.ч. и униаты),
например, призывают всех принять их еретические лжемудрствования; Филиокве, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, догмат о непогрешимости в делах веры папы римского. То есть, от православных требуется изменить веру. Для католиков западного и восточного обряда единство — это подчинение папской
власти.
К лукавому единству призывают яремовцы и филаретовцы, ведущие свое начало от самосвятской секты лжемитрополита Васыля Лыпкивського. Люди, не имеющие священного сана или лишенные его и отлученные от Церкви, стремятся растворить украинское Православие в своих самочинных, безблагодатных и
псевдоцерковных организациях и объединиться на равных с канонической Церковью, что строго запрещается канонами Православной Церкви. Говорят, что даже Мыхайло Денисенко (известен также как «патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет») обещал в случае этого «объединения» сложить свои полномочия, но
цена обещаний бывшего христианина Денисенко, готового идти на любые интриги ради славы человеческой и власти, нам очень хорошо известна. Относительно же искусства ведения интриг, то в этом Денисенко нет равных в Украине. Хотим ли мы снова испытать непосредственное действие этих интриг на себе и
своих пасомых? Думаю, излишне задавать этот риторический вопрос. Тем более, что недавно Денисенко заявил, что с поста «патриарха» он не уйдет.
Украинская Православная Церковь скорбит об отпадших от веры и Церкви и призывает всех к единству, основанному не на песке, а на твердом камне Священного Писания и Священного Предания Церкви. Желание действенного мира между православными и отпадшими от Православия в Украине, примирения, братства ни в
коей мере не должно стать братанием или смешением. Евангелие учит, что тот, кто преслушает Церковь, уподобляется язычнику, а смешение с язычниками является духовным блудодейством. Наконец, смешение церковной иерархии с безблагодатной иерархией, которая внедрится как вирус в тело Церкви, приведет к
еще большим хроническим недугам.
В церковном праве нет термина «Объединение». Церковь допускает лишь ПРИСОЕДИНЕНИЕ отпадших к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Главой которой по православному вероучению является не папа, а Иисус Христос. Украинская Православная Церковь, предстоятелем которой является Блаженнейший
митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) — это часть единой Вселенской Православной Церкви. И поэтому отпадшие в расколы и ереси, но желающие спасения и единства, должны вновь присоединиться к истинной Церкви. Другого единства для канонического Православия быть не может.
— Владыка, как Вы относитесь к идее канонической автокефалии Украинской Православной Церкви? Не явится ли автокефалия средством облегчения положения Церкви и прекращения на нее гонений?
— Наивны, на мой взгляд, надежды тех в нашей Церкви, кто рассчитывает на облегчение своего положения в обществе и государстве ценой принятия канонической автокефалии. Ибо целью, как филаретовцев, так и униатов (оба эти объединения по преимуществу и требуют, чтобы наша Церковь приняла автокефалию)
является не наша церковная независимость, а уничтожение Православия в Украине.
Совершенно очевидно, что Денисенко, движимый своими властолюбивыми планами, сразу же вслед за принятием нами автокефалии, выдвинет требование объединяться, т. е. постарается растворить истинное Православие в своей сектантской организации с тем, чтобы получить в новом псевдоцерковном объединении
руководящее положение.
Показательно и желание греко-католиков навязать нам автокефалию. Казалось бы, им-то, вообще, какое дело до зависимости или независимости Украинской Православной Церкви? А интерес у них есть и, притом, прямой. Ведь они прекрасно понимают, что попытка ввести у нас автокефалию ни к чему хорошему для
украинского Православия не приведет, а, скорее всего, вызовет в нем новый, еще более страшный раскол, что, конечно же, будет на руку униатам, которые постараются в сложившейся ситуации кардинально улучшить свои позиции по всей Украине, а не только в западных ее областях.
За украинской автокефалией стоит католический Запад. Вспомним, что сама идея создания т.н. киевского патриархата принадлежала униатам, которые понимают объединение Церквей как подчинение Риму. Уже сейчас Денисенко заявляет, что он согласен войти в молитвенное единство с Римом (см. Информ. бюлл. УПЦ
КП, № 11, лыпень 1996 г., с. 25).
Церковь в Украине сегодня имеет права широкой автономии, которые и подтвердил Юбилейный Архиерейский Собор Русской Церкви 2000 г. Предстоятель УПЦ совместно со Священным Синодом решают насущные проблемы церковной жизни. Созываются Архиерейские и Всеукраинские Соборы, решения которых свидетельствуют
о самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви. Автокефалия же раздробит Православие в Украине. Вместо чаемого единства возникнут новые конфессии со всеми вытекающими отсюда последствиями (деление храмов, имущества, попеременное служение и т. д.).
Народ Божий в большинстве своем смотрит на автокефалию как на отступление от веры отеческой, самой автокефалии не желает и будет защищать свою веру и единство Церкви. Достаточно вспомнить известные события апреля-мая 1992 года в г. Одессе, когда филаретовская политика автокефализации вызвала гневный
отпор православного духовенства и паствы Одесской епархии.
Сегодня нам надо думать не об автокефалии в угоду антицерковным силам, а о возрождении церковной жизни в Украине, о духовном просвещении и катехизации «народа, сидящего во тьме и тени смертной», о возрождении церковной благотворительности и социального служения. Нас же вместо созидательной работы
ради спасения нашего народа пытаются снова вовлечь в действия, направленные на разделение. Не автокефалия даст мир многострадальной Украине, а всеобщее покаяние в благодатной и истинной Церкви.
— Спасибо, Владыка, за то, что, несмотря на занятость, Вы нашли время ответить на наши вопросы. Желаем Вам и в дальнейшем успешно трудиться на благо нашей Православной Церкви и народа Украины.
— Спаси Господи за добрые пожелания. Мне хочется пожелать всем читателям «Андреевского вестника», чтобы вы всегда сохраняли в сердце доброту и христианскую любовь. Сегодня мы должны совершать свой жизненный путь, укрепляя себя духовно Словом Божиим, следуя заповедям Господним, высоко неся звание
православного христианина. Мы верим, что Господь даст нам силы и мужество просвещать в вере наш многострадальный народ, три поколения которого были воспитаны в духе атеизма и потеряли живую связь со своей историей и Православной Церковью. Будем молиться за Отечество, за Святую Церковь нашу, чтобы
благодать Господня укрепляла нас в подвиге жизненном, в доброделании, в умножении добра, мира, правды и любви Божией.
«Андреевский вестник»

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru