Русская линия
01.08.2000 

КТО ЭТО ЗДЕСЬ ПРАВИТ СЛУЖБУ ПО-УКРАИНСКИ?

Одесское православное братство превращают в «Священную дружину»

Тревожными мыслями поделился со мной приятель, моряк дальнего плавания М. Крохмаль. «Зашли мы с женой на днях в Свято-Успенский собор и что мы видим? Ведется сбор подписей: на полном серьезе предлагают православным украинцам присоединиться к кампании против автокефалии Украинской православной
церкви. Но мы слышали недавно выступление Президента Украины в поддержку объединения наших православных церквей в единую Украинскую поместную. А некоторые верующие поставили подписи, не вникая в суть: церковь ведь призывает. А для чего и кому нужны эти списки?..»
Пришлось сознаться: суть новейших церковных веяний для меня тоже покрыта мраком. А 2 июля прозвучал с амвона откровенный призыв к пастве: «Народ должен оказать всяческие препятствия к созданию так называемой «Украинской поместной православной церкви»! В ответ раздались возгласы: «Не допустим, нет —
автокефалам!». Некоторые из присутствующих в храме начали с опаской переглядываться между собой, возникли даже панические настроения. Люди недоумевали: что происходит, как надо поступать?
Были и такие, кто пережил сходные чувства чуть раньше — на городском собрании клира и мирян, состоявшемся по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела во дворце культуры им. Леси Украинки. С докладом по поводу подготовки к «Канонизации царя-мученика Николая II» перед
присутствующими выступил о. Андрей, клирик храма св. Равноапостольной Марии Магдалины. В зале звучал российский гимн «Боже, Царя храни!».
Острую ностальгию по самодержавной России и неприятие суверенного Украинского государства докладчик о. Андрей выразил в весьма своеобразной форме: Украине, мол, еще 200−300 лет нечего даже думать о своей государственности! (Цитирую: «Сейчас проводится дискуссия по поводу вот Украины и т. д. Так я вам
скажу, что, исходя из церковной точки зрения, так вести дискуссии нет никаких оснований. Поскольку ничего украинского в истории церкви мы не замечаем: ни украинских святынь, ничего подобного. А также беспочвенна сама организация структуры. Может быть лет через 200 — 300 там действительно создастся
такое вот государство, которое можно было бы назвать этим именем. Но в современной истории ничего подобного сказать невозможно. Это так, к слову… Как сказал Булгаков, крестный ход Россия-мать начала с того дня, когда перестали молиться за царя»).
Это внушение клирика стало естественным продолжением речи о. Римко, преподавателя Одесской семинарии, который на предыдущем собрании местного духовенства заявил: «Только возрождение Российской империи спасет эту землю. Ведь Одесса и Украина в целом — составные части империи…»
Слушая подобные речи, трудно различить, где тут, собственно, религия, а где — политика? Кстати, политика весьма сходна по акценту с той, которую проводят «крайние левые». Во всяком случае дает серьезный повод к размышлениям позиция духовенства, собираемого на подобные вечера-собрания по
благословению митрополита Агафангела. Неужели в Одесской епархии создана такая духовная атмосфера, что пастыри Украинской православной церкви Московского Патриархата уже публично «тяготятся» существованием Украинского государства? И на последнем собрании богословов, иноков, инокинь, мирян никто из
почти полутысячной аудитории дворца культуры не поправил клирика-докладчика. Все забыли, в частности, что как раз Конституция Украинского государства обеспечивает верующим подлинную свободу совести. Включая и суверенное право православных граждан — объединиться в Украинскую поместную православную
церковь. Ради укрепления единства нации и православия, а также консолидации 50-миллионного общества, в чем готов оказать поддержку украинским православным и сам Вселенский патриарх Варфоломей I.
Что же так сроднило с «левыми» высокопреосвященнейшего Агафангела — члена Священного синода Украинской православной церкви Московского Патриархата?
В сентябре 1997-го косвенный ответ на этот вопрос дал сам владыка, назвав в одном из интервью священников Украинской Автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского Патриархата «сектантами». Сделано это было после того, как Президент Украины Л. Кучма заявил на II
Всемирном конгрессе украинцев, что государство будет делать все необходимое для реализации мечты православных украинцев — «иметь в Украине единую православную церковь».
Сентябрь 1997-го, собственно, стал своеобразной точкой отсчета в обострении межцерковных взаимоотношений на юге Украины. Позиция архиерея УПЦ МП Агафангела: никаких компромиссов с украинскими «сектантами», строго соблюдать требования централизации церковной власти, нещадно изгоняя из храмов
священников, заподозренных в употреблении украинского языка, поддержке Украинской государственности или лояльности к автокефалии. Один из наиболее ярких примеров: издание указа «об отлучении от Святого Причастия» священника о. Виталия (Сеника) — настоятеля храма в с. Еремеевка Раздельнянского
района. За какие нарушения? Прежде всего за проповеди на украинском языке, что было расценено как «кощунство» и «уклонение в филаретовский раскол». Показательно, что паства «не восприняла» указа архиерея, не отказалась от священника, хотя для усмирения «уклонистов» в сельский приход был даже вызван
наряд милиции.
Между тем на юге Украины также наблюдается стремление к автокефалии. Известный исследователь профессор Петр Лобазов, возглавляющий Южно-украинский центр исследований при Одесском госуниверситете, говорит об этом так: «Строить межконфессиональный диалог на базе какой-то одной из украинских
православных церквей нельзя. Проблемы украинского православия можно решать только на основе консенсуса. Я верю, что создание одной поместной автокефальной церкви имеет под собой серьезную почву». Однако с середины 1998-го по благословению руководства епархии начинает выходить православная газета
«Справедливость», по-большевистски непримиримая к «инакомыслящим» и фанатично «невосприимчивая» ко всему, что связано с украинской государственностью — от языка и обычаев до национальной символики и самой власти. Параллельно собираются антиукраинские собрания, у храмов распространяются листовки
против руководства Украины. Не жалеет епархия средств на организацию автобусных «крестных ходов», включая и так называемые «ночные», с привозимыми из России «миротворящими» ликами, в том числе иконы «святого благоверного царя-мученика Николая», как уже именует одесское духовенство последнего
русского императора.
Сегодня «проимперская» политическая направленность «Справедливости» и неуемная критика в адрес «непризнанного» Украинского государства «крепчает». С одной стороны епархиальное издание настойчиво требует от прихожан юга Украины покаяния «прежде всего за цареубийство, за поругание храмов и пр.». А с
другой «Справедливость» неустанно кадит фимиам и возвеличивает великорусского царя-самоверженца, «наличием которого антихристу закрыты пути в мир». Но категорически не приемлет демократических основ и европейского выбора украинского общества.
Ну, а испытывающим затруднения кого именно надлежит подразумевать под «антихристом», а кого — под «царем», популярно разъясняется: «Понятие о нынешней власти как об антихристовой позволяет применять к ней библейские и святоотеческие пророчества… Так можно ответить на вопрос, который все чаще
задают люди: «Когда же, наконец, все это закончится?!». Не менее четко отвечает епархиальное издание на вопрос, какова «общая схема» устройства будущего «истинно народного, славянского, православного государства?» Цитирую: «Россия, Украина, Беларусь — тот единый православный народ, который будет
объединен при полном обеспечении уровня самостоятельности каждого из этих государственных образований с единым царем-батюшкой в Москве, определенной быть третьим Римом. И пусть это никого не пугает, успокойтесь, националисты и пр. «исты». Следует отметить: не утаивает религиозно- православная
«Справедливость» и путей реанимации «единой неделимой»: «Всем, кому небезразлична судьба наших братских народов, необходимо объединить усилия к созданию не партий, не движений, а духовного стремления к присоединению главы к пока еще не умерщвленному телу. Как это может случиться — это не наш вопрос!
Сие в руках Божиих!.. Наша задача — создание уже сегодня мощного духовного «фундамента» для явления этого чуда!» «Смотри, Украина, не перестарайся, не повторяй ошибок Ивана Мазепы. Не отрывайся от могучего ствола — упадешь, засохнешь… Повернись лицом к Богу — и все будет в порядке».
Комментарии, может, и были бы излишними, если бы еженедельно по архиерическому благословению не транслировались по местным радио- и телеканалам получасовые передачи с изложением преимущественно «московской» точки зрения на межконфессиональные отношения в Украине. Если бы не распространялись у
православных храмов юга Украины московские, санкт-петербургские газеты и листовки, значительно более радикально-шовинистской направленности. Например, «Русский православный патриот», «Русский вестник» неустанно шельмующие Украину, даже именуя ее «Окраиной».
А неподалеку от храмов могут верующим предложить и прокламации да листовки «Союза русского народа», где еще четче определена программа действий — от «Молитвенного прошения о восстановлении самодержавного царства Русского» до «Опричного послания»: «Сейчас множатся попытки создания новой русской, и,
как вариант, Российской идеологии, — говорится в санкт-петербургской прокламации, предложенной автору этих строк. — Спектр достаточно широк… вплоть до империомодернизма». Мы должны, указывается далее, «повсеместно создавать Православные тайные братства по образу и подобию Опричнины. В России
раньше действовала Священная дружина, предназначенная для борьбы с крамолой, однако, печалятся авторы православной агитки, «она малоэффективна…»
В Одессе члены «Союза русского народа» (или проще «черносотенцы») достаточно запомнились погромами начала века против инаковерующих да инакомыслящих. И созданным по благословению архиерея Агафангела православному братству св. императрицы Елизаветы Федоровны и другим организаторам монархических
собраний вряд ли стоит рассчитывать, что все удастся повторить сызнова. Недавние встречи церковных иерархов в Швейцарии под эгидой Вселенского Патриарха» — цивилизованный и многообещающий пролог.
Одесса
Михаил Аксанюк, «День», Киев


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru