Патриархия.Ru | Ольга Васильева | 20.03.2012 |
19 марта исполнилось 90 лет со дня написания В. И. Лениным письма «членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви», которое стало поводом для активизации компании по изъятию церковных ценностей и привело к многочисленным жертвам среди иерархов, духовенства и мирян, защищавших свои святыни.
О целях, которыми руководствовались большевики при изъятии ценностей, о роли Церкви в деле помощи голодающим рассказывает Ольга Юрьевна Васильева — профессор, доктор исторических наук, автор многочисленных монографий по истории Церкви в ХХ веке.
— Ольга Юрьевна, 90 лет назад Ленин пишет письмо, ставшее началом новой атаки на Церковь. Тогда, как и сейчас, некоторые люди верили, что, изымая церковные ценности, большевики заботятся о жертвах голода, однако Ленин изначально рассматривает ситуацию с голодом лишь как момент для окончательного наступления на Церковь. Насколько «удачной» была компания по изъятию ценностей, с точки зрения большевиков. Ведь они не смогли ни разрушить Церковь, ни получить ту сумму, на которую рассчитывали?
- В письме Ленина «членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви» от 19 марта 1922 г. рассказывается о двух направлениях действий власти. Первое — это политическая компания против Церкви. В письме Ленина есть знаменитые строки о необходимости разгрома Церкви: «Для нас именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий».
Вторая цель изъятия ценностей экономическая. В том же письме Ленин пишет: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей». Представления большевиков о церковном богатстве были завышены, но почему-то Троцкий считал, что в лаврах и монастырях находится несколько сотен миллионов золотых рублей. Деньги нужны были большевикам для укрепления своей власти внутри страны и для международной деятельности, например, для конференции в Генуе, на которой должны были пройти переговоры о признании Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Однако у большевиков возникли проблемы, и компания по изъятию церковных ценностей не удалась ни политически, ни экономически. Вместе с тем, мы должны хорошо помнить, что с этой компанией связаны вскоре последовавшие действия власти по расколу Церкви на обновленческую и патриаршую. Стоявший у истоков компании по изъятию ценностей Троцкий придавал значение жесткой последовательности действий по расколу Церкви. Как свидетельствуют опубликованные документы, Троцкий прекрасно знал цену обновленцам — он называл их «сменовеховскими попами» и понимал, что они вскоре превратятся во врагов для большевиков. Известно, что действия по расколу Церкви тоже кончились неудачей, поскольку большинство мирян поддержала патриарха Тихона и не пошла за обновленческими лжепопами.
Сама по себе задача, которую ставили перед собой противники Церкви, была достаточно масштабной. Даже сейчас при чтении письма Ленина у всякого нормального человека возникает дрожь от того цинизма, с которым он пишет знаменитые слова о том, как использовать голод в своих целях: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления». Изъятие ценностей было проектом, который в случае «удачи» мог принести власти другие результаты. К счастью для нас, большевики не смогли в полной мере осуществить свой замысел.
— Письмо Ленина и ситуация с изъятием ценностей фактически привели к гибели известных московских священников, митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), аресту патриарха Тихона и созданию Высшего Церковного управления, которому удалось захватить власть в Церкви. По прошествии века, можно ли назвать причины, по которым Церковь осталась жива после этого натиска?
- В своем вопросе Вы называете имена духовных лидеров Церкви того времени, которые готовы были сделать все возможное для помощи голодающих. Владыка Вениамин готов был отдавать добровольные пожертвования верующих и духовенства в пользу голодающих. Если мы вспомним обвинения на процессе, то митрополит Петроградский Вениамин был расстрелян за препятствия изъятию церковных ценностей. На этом процессе знаменитый адвокат Яков Гуревич, защищавший представителей Церкви, предупредил власть о том, что она рождает новых мучеников, а ведь из крови мучеников появляются все новые и новые исповедники и мученики. История показала, что власть добивалась уничтожения духовных лидеров Церкви, а не помощи голодающим. В этих политических процессах власть убирала наиболее сильных и значимых в тогдашней российской жизни духовных лидеров. Задача компании была нанести Церкви такой удар, от которого она впоследствии не смогла бы оправиться. Именно этим объясняются многочисленные суды над духовенством и епископатом, о которых вы говорите. Единственным исключением в тот момент стал патриарх Тихон, которого Ленин попросил «не трогать», поскольку власть готовилась к поездке в Геную.
Вообще 20−30 годы прошлого столетия, как отмечали многие мои коллеги, представляют собой наиболее славный пример духовности Церкви, когда на место одних мучеников вставали другие. Так что ответом на вопрос, почему не погибла Церковь, можно считать слова Спасителя о том, что «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.7,18). История Русской Церкви в ХХ веке еще раз подтверждает правоту слов Христа.
— В ходе изъятия церковных ценностей верующие неоднократно били в набат (события в Шуе и в других городах), защищали ценности ценой своей жизни. Эти действия фактически использовала власть для развертывания широкомасштабных гонений. Получается, что защита святынь изначально была обречена на поражение, и подвиг верующих с исторической точки зрения был не нужен?
- Я бы несколько иначе расставила акценты при ответе на этот вопрос. Вы сказали, что верующие выступали в защиту святынь, но сейчас мало кто задумывается над тем, что христиане правильно поступали, защищая свои святыни, хотя силы были неравными. Большевики начинают изымать ценности тайно, и события в Шуе произошли в тот момент, когда негласная компания по изъятию ценностей уже велась. Сейчас вся хронология событий в документах подробно описана в сборнике («Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917−1941». М. Издательство Библейско-Богословского института св. Апостола Андрея, 1996), который делали мы с коллегами, а также во многих других сборниках.
Если же мы вспомним всю последовательность событий, то увидим, что большевикам не нужна была Церковь, помогающая голодающему народу. Патриарх Тихон создает Комитет по помощи голодающим, впервые в истории обращается к представителям других христианских Церквей с просьбой о помощи России, умирающей от голода. Святитель Тихон выпускает целый ряд посланий, предшествующих его обращению от 28 февраля 1922 года, в которых призывает верующих пожертвовать на нужды несчастных людей все ценности, кроме евхаристических сосудов.
По церковным канонам использовать церковные ценности можно было только в двух случаях: для выкупа пленных и помощи умирающим от голода, если все остальные средства были уже исчерпаны.
Большевики прекрасно знали об этих вещах. Я неоднократно писала о том, что Л.Д. Троцкий был прекрасно знаком с основами богословия православной Церкви и специально прорабатывал вопросы, связанные с изъятием церковных ценностей. 23 февраля 1922 года выходит «Распоряжение секретаря ЦК РКП В.М. Молотова губкомам РКП об активизации компаний по изъятию церковных ценностей», в котором говорится о том, что для советской власти была недопустимой добровольная сдача ценностей верующими и духовенством: «Компания по изъятию ценностей из церквей ведется слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки, Но если в движение не будут вовлечены значительные рабочие и крестьянские массы, это духовенство может выйти политическим победителем».
Если посмотреть на действия советской власти с декабря 1921 года по февраль 1922, то мы увидим, как большевики последовательно создают из Церкви образ врага. Именно поэтому они осуществили последний нажим на патриарха с требованием отдать евхаристические сосуды. Этого святитель Тихон сделать уже не мог, и в послании от 28 февраля 1922 года патриарх подробно пишет как о деятельности Церкви в пользу голодающих, так и о том, почему он не может разрешить, а тем более благословить изъятие священных сосудов. Этот маленький эпизод дает возможность понять, что власть хотела сделать Церковь врагом, которая не хочет помогать голодающим. Кроме того известно, что для самих голодающих из изъятых церковных ценностей пошло 2 миллиона рублей.
Еще раз хочу подчеркнуть, что те комбинации, которые устраивал Троцкий на посту председателя комиссии по реализации церковных ценностей, были абсолютно выверенными. Люди прекрасно знали с кем и чем они имеют дело и как нужно себя вести в этой ситуации.