Русская линия
21.06.2005 

Опубликованы документы, совместно выработанные Комиссией Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом

В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года), публикуются четыре документа, совместно выработанных Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и одобренных Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, сообщает ОВЦС МП.

1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
2. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям.
3. Об отношениях Церкви и государства.
4. Комментарий к совместному документу «Об отношениях Церкви и государства».

Документы были одновременно опубликованы 21 июня на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и РПЦЗ.
«Эти документы касаются ключевых вопросов, которые со стороны Русской Зарубежной Церкви представлялись главными препятствиями для восстановления полноты общения», — сообщил РИА «Новости» секретарь по межправославным связям Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.
Речь идет об отношениях Церкви и государства, об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям, а также о характере взаимоотношений РПЦЗ с Московским Патриархатом в качестве «неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви».
По словам Балашова, в соответствии с проектом «Акта о каноническом общении» РПЦЗ сохранит «организационную самостоятельность, но, вместе с тем, будет входить в состав Московского Патриархата». В качестве примера он привел Украинскую, Латвийскую, Молдавскую и Эстонскую Православные Церкви Московского Патриархата.
Согласно тексту проекта, «Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских». Высшую власть в пределах Русской Зарубежной Церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Первоиерархом. Решения, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Собора РПЦЗ, принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Вышестоящей инстанцией являются Поместный и Архиерейский Собор РПЦ.
В проекте отмечается, что архиереи РПЦЗ являются членами Поместного и Архиерейского Соборов РПЦ и участвуют в заседаниях Священного Синода. Кроме того, согласно документу, «Русская Зарубежная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси».

Акт о каноническом общении вступит в силу в случае принятия его синодами обеих юрисдикций, а также Всезарубежным собором РПЦЗ.
Члены комиссий Русской Православной и Русской Зарубежной Церкви предложили также отказаться от всех взаимных упреков, прозвучавших за долгий период разделения, и признать утратившими силу все ранее изданные акты, которые препятствовали полноте канонического общения, передает Интерфакс.

В числе опубликованных материалов содержится также обзор работ, еще не завершенных комиссиями. Из них о. Николай выделил вопросы «об урегулировании статуса клириков, перешедших из одной церковной юрисдикции в другую, о будущем приходов РПЦЗ, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, а также об отношениях РПЦЗ и некоторых групп, отделившихся от своих Поместных Церквей (от Элладской, Болгарской, Румынской)». «Русская Зарубежная Церковь находится в евхаристическом общении с этими группами, и этот вопрос подлежит обсуждению», — пояснил протоиерей Николай Балашов.

«Документ о взаимоотношениях с неправославными общинами и межконфессиональными организациями излагает, каково наше общее видение тех сфер, в которых представляется оправданным и желательным сотрудничество с христианами других вероисповеданий, и определены границы такого сотрудничества», — пояснил секретарь по межправославным отношениям Московского Патриархата. «Указано, чего следует избегать в ходе наших контактов с неправославными. А именно — попыток умалить или игнорировать существующие вероучительные различия», — подчеркнул о.Николай.
«Условием участия Православной Церкви в межконфессиональных организациях, в том числе во Всемирном совете церквей, является исключение религиозного синкретизма. Православные христиане настаивают на своем праве свободно исповедовать веру в Православную Церковь как Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь без каких-либо уступок так называемой „теории ветвей“ и решительно отвергают всякие попытки размывания православной экклезиологии», — сказано в совместном решении комиссий.
В нем подчеркивается, что «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными». В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями.
При этом не отвергается возможность сотрудничества с инославными «в деле помощи обездоленным и защиты невинных, в совместном противостоянии безнравственности, в осуществлении благотворительных и образовательных проектов».
«Уместным может быть и участие в общественно значимых церемониях, в которых представлены и другие конфессии», — отмечается в документе.

Русская Зарубежная Церковь готова поставить точку в долгом периоде осуждения Московского Патриархата за лояльность советской власти, которая была заявлена в известной Декларации митрополита Сергия от 1927 года. Именно этот документ долгое время был главным препятствием на пути сближения Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, сообщает Интерфакс.
«Отказом Русской Церкви от того курса в своих отношениях с государством, который отражен в „Декларации“, открывается путь к полноте братского общения», — говорится в комментариях церковных комиссий к совместному документу «Об отношениях Церкви и государства».
Члены обеих комиссий признали, что «Декларация» была «болезненным, трагическим компромиссом» митрополита Сергия, который стремился сохранить Церковь, которую стремились уничтожить богоборцы. При этом члены обеих комиссий впервые сошлись в том, что политика митрополита Сергия способствовала воссозданию церковной жизни во время и после второй мировой войны.
Кроме того, отмечают авторы документа, патриотическая позиция, выраженная, в частности, в «Декларации», в годы Великой Отечественной войны нашла отклик в сердцах многих членов Русской Православной Церкви.
Издание «Декларации» не означало, что Церковь единомысленна с идеологией безбожной власти, признают авторы документа, напоминая вместе с тем, что «Декларация» внесла «жестокое разделение в среду церковного народа» и что путь компромиссов с безбожной властью никогда не был «нормальным, единственным и естественным для Церкви Христовой».
Тем не менее, подчеркивают далее члены комиссий, впоследствии Московский Патриархат «в полном согласии с церковным, святоотеческим учением» сформулировал в своей «Социальной концепции» принципы отношения Церкви и государства. В частности, там говорилось, что Церковь при определенных обстоятельствах должна призвать к гражданскому неповиновению.
Считая, таким образом, «Декларацию» документом вынужденным, члены комиссий пишут, что «критическая оценка упомянутого документа не означает осуждения Святейшего Патриарха Сергия, не выражает желания омрачить его образ и умалить подвиг его Первосвятительского служения в тяжелейшие годы существования Церкви в Советском Союзе».
Говоря об этом, члены комиссий приводят слова Патриарха Алексия, сказанные еще в 1991 году: «Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею».

Встречные комиссии по переговорам Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви были учреждены в декабре 2003 года. Комиссию Московского Патриархата возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий. В ее составе — ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиереи Владислав Цыпин и Николай Балашов.
Комиссию Зарубежной церкви возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. В нее вошли епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука (Мурьянка), протоиереи Николай Артемов и Александр Лебедев.
Работа комиссий будет продолжена. Очередное совместное заседание пройдет в следующем месяце.

Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика