Русская линия
16.03.2004 

Крестные ходы с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери

Всего в дореволюционной истории крестохождений с чудотворной иконой было девять.

Нижегородский Крестный ход проходил с Четверга Светлой седмицы до 19-го июня (ст. стилю) 2 июля (по н. ст.) следующим образом:

В начале пасхальной седмицы отправлялись за иконой, которую торжественно переносили в Нижний Новгород. Эту процессию встречали на территории Крестовоздвиженского женского монастыря епископ, представители губернской администрации, городского управления, общественности города и большое количество молящихся.

За время пребывания этой святыни в Нижнем ее практически ежедневно переносили во все приходские храмы города, а так же носили с крестным ходом по улицам города. 19 июня икону провожали обратно в Оранскую обитель.

На время проведения крестных ходов, в первой половине дня закрывались все торговые заведения города, а так же многие городские учреждения.

Начиная с 1771 года, был учрежден второй, Павловский крестный ход. Так как подлинный чудотворный образ в это время находился в Н. Новгороде, то крестный ход совершался со списком. Длился он один месяц и проходил во время Великого поста, чем и отличался от других.

Через 20 лет, в 1791 году, был учрежден третий официальный крестный ход с иконой в Арзамас, по желанию жителей, которые обратились к настоятелю Оранского монастыря с просьбой: «Образ Богоматери принять к себе в Арзамас», «для избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых».

Начинался крестный ход 26 августа (по ст. стилю) 8 сентября (по н. ст.) на память сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и заканчивался в Лазареву субботу на Страстной седмице.

Чудотворная икона с крестным ходом из обители сопровождалась в Арзамас, где она была уже 28 августа (по ст. стилю) — 10 сентября (по н. ст.). В Арзамасе она находилась до Рождества, после чего возвращалась обратно в обитель. С конца XIX в., чудотворный образ стали переносить также крестным ходом из Арзамаса в уездный город Ардатов. Кроме приходских храмов «икона посещала» Высокогорский мужской монастырь, Серафимо-Понетаевскую и Серафиме-Дивеевскую женскую обители.

Продолжительность Арзамасско-ардатовского крестного хода составляла 7,5 месяцев.

С 29 августа 1866 года, стал проводится крестный ход в город Семенов и его округу, захватывая часть Макарьевского уезда.

Ход был предпринимаем в миссионерских целях против раскольников. Первоначально «Семеновский ход» осуществлялся с августа месяца до масленицы. Но, в дальнейшем, в начале XX века, его продолжительность была продлена. Завершался ход в канун Страстной седмицы и проходил в общей сложности по Нижегородскому, части Семеновского, Макарьевского, Васильсурского, Княгининского, Сергачского и Лукояновского уездов.

Таким образом, охватывалась западная часть, по направлению с севера на юг, Нижегородской губернии.

За время «Семеновского хода» икона в общей сложности пребывала в 111 приходских церквях.

Начиная с 1872 года, список с чудотворной иконы стали приносить в уездные города Княгинин, Сергач и Лукоянов, «а так же некоторые селения оных уездов». Впоследствии этот ход станет именоваться «осенне-зимним мордовским».
Помимо перечисленных городов в данный период образ приносили так же в Починки. Длился крестный ход с 29 августа по 31 марта (по ст. стилю).

Кроме указанных, в конце XIX — начале XX вв. Оранский монастырь проводил еще четыре. Крестные ходы были менее продолжительными, но регулярными. Специальные «мордовский весенний» и «мордовский летний» ходы ограничивались деревнями и селами Нижегородского и части Княгининского уездов, где проживала мордва. Первый длился с Фоминой недели до 1 — 18 июня, второй — с 26 июня по 22 августа (по ст. ст.).

Известны еще два крестных хода т.н. «Горбатовский» (с 24 июня по 22 августа по ст.ст.) проходивший из Оранского монастыря в г. Горбатов и его округу с заходом в некоторые селения Балахнинского уезда, и «Закудменский ход» (с 26 июня по 22 августа по ст.ст.), проходивший по северо-восточной части Горбатовского уезда.

В самом монастыре чудотворная святыня находилась очень короткое время — с конца Великого поста и до начала Светлой Седмицы и во время основного монастырского праздника в период с 20 июня до 26 августа по ст.стилю.

Материал подготовлен при информационной поддержке Оранского Богородицкого монастыря.

Пресс-служба Нижегородской епархии


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru