Русская линия
16.03.2004 

«Духовное здоровье личности — залог благополучия общества»
Доклад игумена Иосифа на заседании постоянно действующего Совещания при акиме г. Павлодара по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества в свете материалов Х Юбилейной сессии Ассамблеи народов Казахстана

Уважаемый Бакир Саматович Демеуов — аким города Павлодара!
Уважаемое высокое собрание!
Одна из главных причин, неблагоприятно действующих на нашу жизнь, уменьшающих наше счастье и довольство, есть недостаток миролюбия и обнаружение в наших семейных и общественных отношениях сварливости. Обыкновенно между живущими вместе соседями и даже ближайшими родственниками возникают разногласия, происходят крики, брани по самым маловажным причинам. В некоторых семействах сварливость до того усиливается, что постоянные ссоры становятся обычным явлением. Ни одного дела не сделают, чтобы не поругаться. Не рассудительно, без всякой причины, единственно по строптивости своей старший порицает младших, родители — детей, начальники — подчиненных, вызывая своей несправедливой бранью грубые ответы со стороны младших и подчиненных и усиливая, таким образом, обоюдное раздражение. Положим, в этих частных домашних перебранках не бывает лукавства, хитрости и злобы, но происходят они, большей частью, от невежества, мелкого самолюбия и своекорыстия. Тем не менее, это зло ощутительно разрушает мир в нашей семейной и общественной жизни. Как ржавчина разъедает железо, так сокрушительно действует на сердце постоянная неприятность, порождаемая между людьми сварливостью и немиролюбием.
Человек сварливый и сам себя мучит болезненной раздражительностью, и других невинно обижает своей строптивостью, лишаясь через это общего уважения и наживая себе недоброжелателей. Кто не знает, как тяжело и безотрадно состояние духа, возмущенного и постоянно расположенного гневаться и раздражаться? Никакие внешние блага не могут вознаградить недостатка в человеке внутреннего спокойствия и мира. Как же избавиться от раздоров, от этого гнетущего зла нашей жизни? Стараться ли уклоняться поводов к раздорам? Конечно, это в некоторых случаях единственное средство избежать зла. Но как возможно отстранить все обстоятельства, могущие служить причиной наших взаимных несогласий?
Этих случаев и обстоятельств в жизни так много, что нужно совсем удалиться от общества человеческого, прервать всякие отношения с людьми, чтобы избежать поводов к разногласиям. Притом, мы видим, что при всей нашей осторожности раздоры весьма часто могут возникать неожиданно, вопреки нашим желаниям, и так насильственно вторгаются в нашу жизнь, что заставляют нас невольно вступать в противоречия с другими.
Совершенный, продолжительный и прочный мир есть единственно дело нашего духа, который в самом себе может создать силу к победе над внешними поводами, порождающими раздор. Пока у нас нет мирного состояния духа, пока мы искренно не утвердились в добродушии и миролюбии, до тех пор ничто не может обеспечить нам счастье, мир и довольство.
Русская Православная Церковь в Павлодарском Прииртышье всеми возможными силами и средствами стремится послужить делу духовного, нравственного очищения и возрождения общества, внося в эти процессы свой уникальный, самобытный вклад. И духовное преображение общества Церковь видит только через духовное преображение конкретного человека.
Нурсултан Абишевич Назарбаев в книге «В потоке истории» пишет:
«…Сама по себе религия ничему, кроме ясных нравственных истин не учит. Единственное, что нам угрожает, это недостаточно высокий уровень собственно конфессиональных знаний. Конечно, это не дело государства. Но все мы живем в одной стране, и очень важно, чтобы свет истинной веры не искажался в угоду невежественным представлениям о самих религиях. Религиозный фанатизм, как правило исходит не от избытка веры, но от недостатка настоящей религиозной культуры».
Православная Церковь, кроме совершения ежедневных уставных храмовых Богослужений, стремится достучаться до сердец как можно большего числа жителей города и области. При этом мы стараемся действовать корректно, не навязывая людям свою веру, не вторгаясь в их личную жизнь, не стремясь, во что бы то ни стало, увеличивать число прихожан.
Уже 5-й год на экраны областной телерадиокомпании «Дидар» ежемесячно выходит телепередача «Беседы о духовности». Полтора года выпускается православная газета «Благовещение». Таким образом мы стараемся нести людям Слово Божественной Истины, положительно раскрывать православное вероучение, ввести зрителей и читателей в богатейшую духовную сокровищницу православного Священного Предания.
Каждое воскресенье вечером в Христо-Рождественском храме нашего города проходят духовно-нравственные беседы, на которых все желающие имеют непосредственное живое общение со священником.
В ушедшем 2003 году в нашей области завершилось строительство двух православных храмов.
18 октября, в День Духовного Согласия, состоялась торжественная передача православной общине г. Аксу нового Воскресенского храма, а 19 октября в с. Успенка — нового Успенского храма.
Храмы созидались силами верующих и атеистов, православных и мусульман, русских, казахов и представителей многих других национальностей.
После первого богослужения в новом Успенском храме в с. Успенка состоялось еще одно примечательное событие — прихожане православной церкви и селяне, исповедующие Ислам, заложили первый камень в основание будущей мечети.
Все построенные православные храмы нашей области стали не только центрами духовного возрождения общества, но и архитектурными украшениями городов и сел, ведь бывшие помойки и пустыри преобразились в цветущие парки, где с пользой для души и тела проводят свой досуг взрослые и дети.
Наступающий год для жителей Павлодарского Прииртышья будет годом двух знаменательных юбилеев. 9 октября 2004 года мы с Божией помощью отметим 60-летие Христо-Рождественского храма, а 22 октября — 5-летие Благовещенского кафедрального собора г. Павлодара. Уверен, что празднование этих двух юбилеев станет значимым духовным, научным, культурным событием в жизни города и области, послужит делу консолидации нашего общества.
Каждый православный знает, что возрождение Церкви — это не просто строительство храмовых зданий, но преображение души человеческой. Если наш народ вернется на стезю отеческой веры, обновит свою приверженность вечным, Богом данным нравственным принципам, тогда наладятся дела и в политике, и в экономике, и в любой сфере нашей жизни.
При наших храмах действуют церковно-приходские школы, в которых дети из православных семей изучают основы вероучения, Священную Историю Ветхого и Нового Заветов, историю Православной Церкви, богослужение, церковно-славянский язык. Дети издают свою школьную газету «Христос Воскресе!». В этих школах в души детей всеваются семена христианской нравственности, они учатся почтению к старшим, различать добро и зло, приобщаются к высокой христианской культуре. Апостол Петр призывает «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3, 15). В конечном счете, дети учатся проповеди Христианства — сложному и ответственному делу, поскольку от его успешности зависит спасение многих людей, благополучие и стабильность нашего общества. В таких детях — наше будущее.
Православному сердцу близка и понятна озабоченность Президента нашего государства, когда он говорит о возможности агрессии со стороны тех, кто занимается псевдорелигиозной деятельностью, прикрывая этим свои узкие политические и иные цели. Мутный поток мистицизма, суеверий, оккультизма, магии и «новых религий», хлынувший из-за границы в девяностых годах ХХ века на территорию бывшего СССР, уносит из созидательной общественной жизни сотни и сотни наших сограждан. Все это чуждо нашему обществу. Очевидно, что эти многообразные псевдорелигиозные тоталитарные секты, деструктивные культы не имеют в нашем государстве социальной основы. Поэтому такое множество немногочисленных сект совсем не служит делу консолидации нашего общества.
Митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий говорит:
«Широко распространилась по лицу всей земли деятельность псевдорелигиозных организаций, эксплуатирующих религиозные чувства людей, но не являющихся носителями религии. В этой области нашему молодому суверенному государству особенно необходимо широкое сотрудничество, взаимодействие и просветительская поддержка со стороны всего содружества наций, в целях формирования в общественном сознании четкого понимания: религия и насилие, религия и убийства — несовместимы».
У нас, народов Казахстана, есть своя история, своя культура. У каждого народа есть своя религия: у русских, украинцев, болгар, армян, белорусов, молдаван — Православие, у казахов, татар, чеченцев — Ислам, у евреев — Иудаизм, у поляков и немцев — Католицизм… У каждого народа есть своя религиозная традиция, которая сформировала его нравственный, духовный, культурный, государственный образ, узнаваемый среди прочих народов. И бесконечно прав Нурсултан Абишевич Назарбаев, когда говорит о неиссякаемом гуманистическом потенциале мировых и традиционных религий, лидеры которых собирались в Астане 23−24 сентября 2003 года.
Обращаясь сегодня ко всем вам, хотелось бы сказать, что мы должны трудиться вместе, что мы нуждаемся друг в друге, ибо имеем общую задачу — нравственное оздоровление общества, сохранение и укрепление межнационального мира и духовного согласия.
Спасибо за внимание!

Пресс-служба Благовещенского кафедрального собора

21 января 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru