Русская линия
27.05.2000 

СЛОВО МИТРОПОЛИТА МИНСКОГО И СЛУЦКОГО ФИЛАРЕТА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ НА ОТКРЫТИИ VI МЕЖДУНАРОДНЫХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ НА БОГОСЛОВСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В МИНСКЕ, 25 МАЯ 2000 Г.

Досточтимые участники международных празднований в честь славянской письменности и культуры!

Белорусская столица стала ныне центром всеславянского прославления памяти святых равноапостольных Мефодия, архиепископа Моравского, и его брата схииеромонаха Кирилла. В Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова Промысел Божий вновь собрал всех нас под покровом Минской иконы Богоматери. Вспомним, что всего лишь через три месяца исполнится уже 500 лет, как она хранит Белую Русь и Святую Церковь в ней. Наша совместная молитва вчера перед чудотворным образом Пречистой да будет примером и залогом единения славянских стран и народов в духе любви Христовой!
На протяжении одиннадцати веков славяне светло торжествуют память своих Равноапостольных Учителей. Наверное, каждый из нас знает и помнит о духовном и жизненном подвиге святых братьев из греческого города Солуни, более известного ныне как Фессалоники. Они создали славянский алфавит из 38 букв; они перевели Священное Писание, сделав его доступным разумению наших далеких предков; они содействовали укреплению Церкви Христовой в пределах древнеславянских земель. На их переводах Священного Писания возрастала и крепла Церковь во Святой Руси.
Святые Мефодий и Кирилл были и остаются символом единства как для братских единокровных и единоверных славянских народов, так и для исторически христианских народов всего Европейского континента.
Много и премудро сказано за минувшие века и годы о святых первоучителях и наставниках наших… Как говорит переводчик книги Премудрого Иисуса, сына Сирахова, «многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними». Всякий раз размышляя о просветителях славян, мы вспоминаем также и заповедь святого апостола Павла, который говорил своим ученикам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и … подражайте вере их» (Евр. 13: 7). В таких торжествах, как нынешнее, мы искренне и от всего сердца стремимся отдать дань благодарной молитвенной памяти равноапостольным братьям.
Но подражать их вере, как подчеркивает Апостол, мы призваны каждый день: в будничных трудах и в переживании скорбей, в заботах о хлебе насущном и в борьбе за наше христианское достоинство, в любви к Отечеству и в повседневном попечении о ближних. Ведь то, ради чего совершили свой подвиг святые Солунские братья, — это Евангельское просвещение народа и укрепление его в вере.
Сами равноапостольные Мефодий и Кирилл думали не о величии подвига, который они совершают, но старались всеми своими духовными, душевными и телесными силами показать славянам, что, по слову апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». И цель у наших первоучителей была простая, но воистину апостольская: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3: 16 — 17).
Но разве сегодня, спустя одиннадцать столетий со времени равноапостольных трудов святых Мефодия и Кирилла эта цель уже может считаться достигнутой в наших странах, в среде наших народов? Увы… Мы столь долго и упорно блуждали вне евангельских путей в поисках иных, неевангельских истин и откровений, что впору нам услышать укор в словах святого Кирилла. Из глубины веков он вновь вручает нам книгу Нового Завета и повторяет: «Услышьте, славяне все, слово, которое укрепляет сердца и умы».
Что же предлагают святые просветители славянства из своего IX века нам, современникам XXI столетия, когда мы уже безмерно отягощены новейшими технологиями и утомлены бесконечными словопрениями? Они подают нам Книгу Жизни, — «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17).
Этим мечем древние предки наших народов отсекли мрак языческих суеверий и заблуждений; этим оружием веры отцы наши в огненных военных испытаниях отстаивали свое христианское исповедание и свободу своего Отечества в битвах на Куликовом и Косовом полях, под Бородино и на Шипке, под Полтавой и на Прохоровском поле. Свое историческое христианское достоинство вспомнили и мы, когда после мятежей, революций и войн нынешнего столетия в землях наших вновь возводятся храмы и монастыри, возвращаются покинувшие нас святыни и продолжается летопись нашего духовного бытия.
Но Господь ждет от нас не только внешних трудов, но и внутренних перемен в сердце каждого человека. Труды святых Мефодия и Кирилла в конечном итоге имели своей целью воспитание в языческих славянских народах нового типа людей, у которых, по слову апостола Павла, «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5: 14).
Проблема такого различения ныне крайне обострена в среде наших народов. После долгих десятилетий безверия и равнодушия духовная пустота сердец человеческих весьма часто заполняется не светом, но тьмою. В современном обществе порою почти отсутствует навык различения добра и зла, спасительных и губительных путей человеческой жизни. От того на своем историческом пути порою и хромаем мы, славяне, по образному слову пророка Илии, на оба колена, так что теплохладность в вере и разделения по ничтожным поводам становятся камнями преткновения на нашем житейском поприще.
«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9), — молились святые Мефодий и Кирилл словами псалма, совершая свои равноапостольные труды. И благодарная память о них жива в наших сердцах, чему свидетельство — нынешние торжества. Так послужим и мы продолжению просветительского подвига первоучителей наших, укрепляя свои сердца и умы Словом Божиим, выпрямляя искривившиеся духовные пути, утверждая себя и друг друга в любви к Богу и ближним. И когда мы молим Отца нашего небесного, «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», — будем помнить, что воля Божия о нас и Царство небесное совершаются внутри каждого из нас.
Ведь если мы именно со своего сердца начнем исполнять дело спасения наших народов, дело единения славян в любви и вере, — тогда, по слову псалма, «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28: 11).
В этом состояла главная задача святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, — об этом и наше с вами попечение и молитва, дабы Бог наш даровал нам быть достойными звания Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Да пребывает на всех участниках сего ученого торжества Его небесное благословение!
Христос воскресе!


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru