Русская линия
15.04.2000 

ОТВЕТ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА НА ОБРАЩЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ, АДРЕСОВАННОЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ЛЮДЯМ В РОССИИ

Ваши Преосвященства, Преосвященнейшие Владыки!
С почтением к Вашему высокому сану и служению, я, дворянин по крови, священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата по Божиему призванию, взял на себя смелость написать Вам в связи с Вашим обращением к Русскому народу.
Россия, которой Вы желаете пользы и спасения во Христе, слава Богу, пережила страшные годы безбожной власти, которые сопоставимы только с годами Диоклетиановых гонений. Радостно, что Вы, потомки оставивших Родину по тем или иным причинам эмигрантов, понимаете многое из того, что пришлось пережить Вашим братьям, оставшимся в России. При этом, мне искренне жаль, что РПЦЗ все дальше и дальше уходит в сторону от реальной российской жизни, от подлинной и благодатной жизни нашей Русской Православной Церкви, от насущных потребностей единокровного Вам Русского народа. Я, читая письма священнослужителей и мирян РПЦЗ, не могу скрыть своего глубокого возмущения, когда авторы этих писем смеют с уничижением касаться Святой Матери Церкви, осуждая те или иные Ее решения.
Вселенская Церковь имеет Своею Главою Господа нашего Iисуса Христа, а в России только
одного абсолютно законного, Соборно избранного по всем Православным канонам Первоиерарха и Предстоятеля — Святейшего Патриарха Алексия II, признанного всеми Главами Поместных Православных Церквей и по Диптиху стоящего после Иерусалимского Патриарха.
Достаточно хорошо зная историю Церкви в России XX века, испытав в своей семье и даже на
себе лично тяготу гонений, когда почти все мои предки прошли сквозь лагеря и лишения, а меня в юношеском возрасте за веру исключали из института и выгоняли из дома, дерзаю с кротостью, но твердо сказать Вам: в Русской Православной Церкви не было таких смертных грехов, которые Вы, Ваши Преосвященства смеете Ей вменять, называя Святую Церковь Христову в России Апокалиптической «блудницей».
Только глубокий отрыв от трагической российской действительности ХХ века, и связанное с этим неведение, могут служить оправданием этого неправедного осуждения Церкви.
Не имею желания вдаваться в канонические тонкости трагического раскола, происшедшего между РПЦЗ и Московским Патриархатом, я хочу остановиться на вопросе территорий и Церковной собственности в Святой Земле и в других странах Мира.
Мне самому в 1995 году довелось быть свидетелем ужасающего состояния монастырей Русской
Зарубежной Церкви, находящихся в Святой Земле (кроме Гефсимании). Действительно, у нас, русских паломников, осталось тяжелое чувство от заброшенности и неухоженности великих Святынь Русской Церкви, попавших к Вам в руки.
В Елеонском монастыре нас тогда встретили две доброжелательные румынки — то ли монахини, то ли послушницы, которые ни слова не говорили по-русски, сушили на ветвях вековых деревьев свое поношенное белье, и предлагали нам свои незатейливые сувениры.
Однако, разбитые стекла в корпусах, ощущение, что служб в Храмах и часовнях давно не было, произвело на нас тогда очень тягостное впечатление. Где Слава Великой России, где сила Русского Православия? Воистину, — без всяких богоборцев — «мерзость запустения на cвятом месте» и горькое чувство, что погасла «Русская Свеча».
Стыдно стало и за Вас, Ваши Преосвященства, что Вы, кичась своим «преемством» довели живую святыню до плачевного состояния. Может быть среди американцев — «римских граждан» русского происхождения — нет уже монахов? Приезжайте в Россию, на свою Родину. У нас есть.
То же самое запустение, только в виде еще более худшем было и у Хеврона и в Иерихоне. Что, разве это не правда? Происки «блудницы»? Нет, это взгляд русского православного человека, гражданина России.
Очень грустным было слышать про истерику Хевронской монахини, которая не смотря на Ваше благословение «все открыть и показать» забилась в конвульсивном приступе, крича, что «лучше с сатаной, чем с Патриархом». Или Вы забыли этот печальный случай?
Нет ничего удивительного, что ее выдворили палестинские солдаты: они остудили ее чрезмерный религиозный пыл, ибо, если бы эта несчастная без покаяния умерла от своего припадка, — так и осталась бы с сатаной …
В Патриарших монастырях, коих, благодарение Богу, множество теперь в России -Матушке, по старой, проверенной дореволюционной традиции и по заветам старцев таких монахинь на сорок дней сажают на хлеб и воду — за непослушание Священноначалию, а у Вас они все -«римские граждане».
Также и монахиня Мария (Стефанопулос), сестра Клинтоновского клерка. Даже невозможно представить, чтобы настоящая православная монахиня столь ненавистной Вам Патриаршей Церкви без благословения написала «открытое письмо» …Папе Римскому, приехав куда-нибудь «случайно» и по спутниковому телефону выходя в Интернет! Все это очень грустно.
Вы вместо того, чтобы помогать русскому народу и Церкви в нынешнее тяжелое время, определяющее исторический путь России, вместо того, чтобы влить в наши жилы частичку своей, родной нам крови, здоровой по-принадлежности к старой России, которой мы были насильственно лишены — Вы все делаете наоборот.
Вы позорите перед людьми века сего Лик Святой Матери-Церкви. Вы устраиваете слушания в Конгрессе США, Вы пишете, что Русскую Православную Церковь основал Сталин в 1943 году и многое другое в том же духе. Может быть и здесь Вас подводит Ваше «римское гражданство».
Знайте же Преосвященные Владыки, священники, миряне. Мы, русские люди, перед «римскими гражданами» не кланяемся. Мы, русские люди, вынесли на своих плечах Крест и Голгофу кровавого ХХ века. Мы, русские люди и сегодня в России — каждый час под домокловым мечом. Но мы, живущие сейчас на многострадальной русской земле и деля со своим народом все тяготы и лишения, укрепляемся Верой и Святой Церковью храним верность Православию и ни на йоту не отступили от Ее спасительной Истины.
Сегодня — восстанавливаем наши общие с Вами Святыни и служим в них по всем правилам Святой Церкви, а паче — по неизреченной Божией милости к нам, грешным.
Не надо нас поучать, как нам жить. Мы во многом это знаем лучше и глубже Вас, потому что нас питает Русская земля, на которой мы живем, и которую любим, Ее тысячелетние христианские корни, от которых вы оторвались, оставшись до сего дня в своих мечтах о России конца Синодального периода точно так же, как старообрядцы, оторвавшись от Церкви навсегда, остались в веке семнадцатом…
Не знаю, кто кому нужнее — Вы нам или мы Вам. Подумайте об этом. Или Вы думаете, что у нас нет своих проблем, что мы будем жить тем, чтобы разбирать Ваши постоянные и однообразные претензии, вынутые из старого сундука Вашей ранней молодости?… Нет! Мы будем жить и служить Христу: во-первых — потому, что пока Вы превозноситесь своей «истиной» — умирает наш с Вами Русский народ, и ему нужно помочь выжить, во -вторых — потому, что у нас есть для этого все: и полнота Истины, и Милость Божия и богомудрые старцы и законный Всероссийский Патриарх и настоящие Православные Архипастыри, и пастыри, которым верит наш многострадальный народ, как бы Вы эту веру не разрушали.
Не нужно нам постоянно твердить о необходимости нашего покаяния за тех, которые отстояли Церковь в лютых гонениях: даже, если они совершали ошибки — они уже давно почили о Господе; мы только можем делать из прошлого полезные для Церкви выводы, молясь за упокой «Святейших Патриархов Православных и всех преждеотшедших Отцев и братий наших».
Знайте, пребывающие в расколе с Матерью-Церковью, что нас, а не Вас укрепляет кровь Новомучеников, разлитая по всей России, — потому что нас, а не Вас каждый час, и в нынешнее время, и в будущем — могут точно также придти и увезти в лагеря.
Приезжайте к нам из Зарубежья, Преосвященые Владыки, священники, миряне, приезжайте в наши храмы и монастыри, переполненные многострадальным народом нашим, посмотрите в глаза священников и простого русского народа, который Вы, кажется, уже забыли.
Приезжайте в Россию, поживите у нас безвыездно хотя бы лет десять-пятнадцать на 15 долларов в месяц, без всяких дотаций, — так, как реально живет большинство из наших двадцати тысяч Патриарших священников в Ярославской, Курской, Архангельской, Костромской, Камчатской, Томской, Красноярской, Вологодской, Тамбовской (….) Епархиях, совершая подвиг своего Служения Богу и людям, восстанавливая из руин свои Святыни и свой народ.
Если Вы семейные, возьмите несколько бездомных детей и воспитайте, как делают множество наших священников. Продайте свои «римские» квартиры и постройте в России приюты для бездомных — они в этом нуждаются.
Попробуйте своими руками восстановить из руин Божии Храмы, помогите своим Пастырским словом разрушенным безбожием и пьянством душам единокровных и единоверных Вам людей, поживите с народом Его нелегкой жизнью, побудьте РУССКИМИ.
Тогда Вы закроете в России свои смешные приходы, где говорят не о Христе и Православии, не о всем нам нужном КРЕСТНОМ подвиге Христианской жизни, а о «сатанистах в рясах» (которые при этом, в Святой Земле реально спасают от вселенского позора — для русских же паломников — брошенные по Вашей немощи Святыни и поливают засохший от Вашей любви Мамврийский Дуб, который только теперь вновь дал свой живой росток!).
Станьте же РУССКИМИ — Вы, которые кичатся своей русскостью, тогда Вы поймете даже и тех представителей нынешней российской Власти, которые безо всякого принуждения, а по своему не испорченному РУССКОМУ чутью — совершенно правильно делают, что не отдают Вам храмы и монастыри и в России не открывают Вам приходы…

Я верю в Вашу Архипастырскую, священническую, просто человеческую Богом данную мудрость, и в Божию милость ко всем нам; а Вы, пожив в России, и даже оставшись за ее пределами, все свои ошибки — я на это крепко надеюсь — поймете сами, поймете по-настоящему, как русские люди, а не как «римские граждане».
Церковь ошибаться не может, и если Вы — часть Ее, Бог не попустит Вам ошибиться. Почтительно вновь испрашивая у Вас прощения за откровенность, клирик Стольного Града Москвы, Спасского собора б. Андроникова монастыря священник Леонид Калинин 31 марта 2000 г.
Я написал письмо в ответ на обращение архиереев совершенно неожиданно для себя, потому, что душа болит о нашем разделении, я много раз бывал в Америке и Европе, общался с мирянами РПЦЗ — и все больше прихожу к выводу, что процесс разделения нужно как можно скорее прекратить. Мы все позорим свой народ, свою Церковь тем, что не можем найти в себе мужество признать прошлые и настоящие ошибки, понять друг друга по- братски и простить.
Не знаю, чего хочет достигнуть Синод своим обращением, — помочь русским православным людям в чем-то разобраться, или посеять новые семена раскола и разделения.
Мне кажется, что сейчас нужно совсем другое. Мне кажется, что Архиереям РПЦЗ нужно обратиться лично к Патриарху в достаточно конфиденциальном порядке и предложить без всякой помпы создать согласительную комиссию для уврачевания раскола и разделения. При этом в нее должны войти влиятельные и авторитетные люди РПЦЗ и МП. Но все нужно делать, пожалуй, не через ОВЦС МП и митрополита Кирилла, а только лично через Патриарха — слишком важен для всех вопрос примирения. Я думаю, что РПЦЗ может рассчитывать на понимание Святейшего Патриарха и, возможно, получить особый статус — автономного существования — со своей нынешней иерархией и клиром — но в лоне Матери-Церкви, а не в состоянии с Ней раскола и вражды.
Другого пути, мне кажется, просто нет. Церковь наша слушает Святейшего Патриарха, и Его решение будет определяющим для последующих Соборных решений.
Ваш о.Л.Калинин


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru