Русская линия
15.01.2000 

МАКАРЬЕВСКИЕ ПРЕМИИ

Состояние исторической науки в России всегда и глубоко связано с состоянием общества. Собственно как наука, в сегодняшнем понимании этого слова, история России началась в середине XIX века и связано это начало с именами выдающихся русских просветителей историка России Николая Карамзина и историка Русской Православной Церкви митрополита Макария (Булгакова). С этих великих имен началось бурное развитие исторической науки, появлялись новые имена, открывались целые направления в изучении истории России и Церкви.
Этот процесс сначала существенно замедлился, а затем и совсем сошел на нет в условиях господствующей коммунистической идеологии. Общее настроение исторических трудов этого периода сводилось к тому, что до начала XX века и истории наш народ толком не имел, разве что Суворов да Кутузов и декабристы были достойны некоторого внимания ученых, история же Церкви в таких условиях оказалось вообще не нужной. Но вот советская историческая наука потерпела фиаско, главный ее научный вывод об «окончательной и бесповоротной» победе социализма в СССР был опровергнут самой жизнью страны в последнее десятилетие.
Однако не все русские историки советского периода относились к дореволюционной истории России пренебрежительно, известно ряд выдающихся ученых, и, в первую очередь академика Рыбакова, стремившихся сохранить связь времен в Российской истории, не дать оторвать многовековую традицию русского народа от событий последнего века. Есть такие историки и сейчас, но их оказалось совсем немного, а задачи, стоящие перед исторической наукой столь громадны, что без энергичной поддержки государства их решить невозможно. Но пока наши государственные мужи заняты более важными на их взгляд проблемами, дело делаться должно. И в первую очередь, надо фактически создавать заново как современную науку историю Церкви.
Это ясно понимал Святейший Патриарх всея Руси Алексий II, усилиями которого была возрождена традиция ежегодно присуждать особую премии для поддержки исследовательской деятельности отечественных ученых, работающих в области истории Русской Церкви. История поощрительных премий для научных разработок в России восходит к XIX веку.
Еще в 1831 году камергером П.Н. Демидовым была учреждена Демидовская премия. Позже появились Уваровская (1857 год), Ломоносовская (1867 год), Пушкинская (1882 год) премии, вручаемые отечественным ученым и деятелям культуры за высокие достижения в различных областях знаний и искусств.
В 1882 году в России появилась новая — Макариевская премия, или премия памяти митрополита Московского Макария.
После смерти митрополита Макария в 1882 году Министерство народного просвещения и Святейший Синод утвердили Правила о порядке присуждения премий памяти митрополита Макария. Премии присуждались поочередно Святейшим Синодом и Академией наук по четным и нечетным годам и вручались традиционно 19 сентября, в день рождения их основателя. Присуждались две полные премии по 1 тысяче 500 рублей и три неполные по 1 тысяче рублей. По тем временам это были очень большие деньги. Последняя Макариевская премия от имени Академии наук была вручена перед Первой мировой войной в 1913 году, от имени Святейшего Синода — в 1917.
В советский период Макариевские премии, как, впрочем, и другие существовавшие прежде в России, прекратили свое существование. Был наложен запрет на переиздание книг историка митрополита Макария.
Лишь в конце 1995 года, в новых исторических условиях, благодаря усилиям Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и мэра Москвы Ю.М.Лужкова премия памяти митрополита Макария была воссоздана. Восстановилась прекрасная традиция, направленная на поддержку исследовательской деятельности отечественных ученых, работающих в области истории Русской Церкви и истории Москвы как столицы Российского государства.
В ходе нового, современного издания 9-томного сочинения митрополита Макария «История Русской Церкви» на основании указа Святейшего Патриарха Алексия и распоряжения мэра Москвы Ю.М.Лужкова был создан Фонд по премиям памяти митрополита Макария, главной целью которого было восстановить Макариевскую премию. Эта задача была выполнена, и с 1997 года один раз в два года проводятся конкурсы памяти митрополита Макария с целью оказания материально-финансовой поддержки исследователям, работающим в области истории Русской Церкви, истории России и Москвы. Учредителями данного Фонда выступили Московский Патриархат, Правительство Москвы и Российская Академия наук.
Успешно начатое дело с течением времени в изменяющихся условиях осложнилось, появилась опасность замораживания премии. Требовался новый импульс для продолжения доброго начинания, энергичный и опытный человек, который бы смог восстановить былую славу Макарьевских премий.
В 1999 году группа известных ученых и общественных деятелей член-корреспондент РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории» Щапов Я.Н., профессор, декан исторического факультета МГУ, председатель Экспертного совета Фонда Карпов С.П., заместитель председателя Комитета по СМИ Правительства Москвы Якушев В.В., руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Кравец С.Л. обратились к митрополиту Воронежскому и Липецкому Мефодию, как руководителю Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова и издателю «Исторического Вестника», с просьбой возглавить Фонд по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова).
18 декабря 1999 года Святейший Патриарх всея Руси Алексий II поручил митрополиту Мефодию возглавить Фонд по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова), отметив в своей резолюции следующее: «Вы, возглавляя Историческую группу комиссий по подготовке и проведению 2000-летия Рождества Христова глубоко вошли в историческую проблематику и возглавление Вами Фонда памяти митрополита Макария будет естественным продолжением работы в области исторического наследия».
Остается пожелать уважаемому владыке успехов на нелегком поприще возрождения исторической науки России.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru