Русская линия
08.01.2000 

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ВОРОНЕЖСКОГО И ЛИПЕЦКОГО МЕФОДИЯ НА II ЕПАРХИАЛЬНОЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Я сердечно и искренне приветствую всех вас, собравшихся на нашей конференции, посвященной 2000-летию Рождества Христова. Приближающийся замечательный юбилей, как любое знаменательное событие в жизни государства, общества, заставляет нас задуматься о том, что происходило на протяжении этого периода и каковы итоги. Мы обязаны сделать это, даже если бы и не хотели, или по лености, свойственной нам. События, совершающиеся вокруг нас, Милостью Божией собрались здесь все те, кто чувствует внутреннюю, духовную потребность в том, чтобы найти сочувствующих, найти желающих участвовать в беседе ответственной и серьезной, которая будет посвящена миссии Церкви на протяжении этих лет и роли всех нас в сегодняшнем мире.
И место, и время, и тема нашей конференции значительны и открывают для нас обширное поле для дискуссии. Место это выбрано для проведения конференции не случайно. Была и моя инициатива в том, чтобы многие приехали и собрались в этой трапезной. Когда-то здесь были мерзость и запустение, стояли одни станки и здание было разделено. И не было храма, в котором мы сегодня молились. Но на сегодняшний день, слава Богу, все это есть. А значит, есть уверенность в том, что все, что надо, мы можем сделать и возродить: из тех руин, которые нам достались, поднялось грандиозное цельное здание, имеющее то предназначение, для которого и строились его стены. Мы собрались здесь под покровом святителя Тихона, который известен как духовный писатель. Он писал, что добро человеку хорошо учиться. Но лучше и ответственнее, когда человек и живет так, как учиться, и исполняет то, чему учиться, и воплощает в жизнь свои идеалы. И это действительно так.
Я недавно увидел и услышал по телевидению интервью с известным писателем, историком и философом Эдвардом Радзинским. Ему ведущий Киселев задал вопрос примерно на ту же тему, которую мы с вами сегодня собираемся обсуждать. И Радзинский сказал: «Вы знаете, в преддверии ХХ в. происходило то же самое, что и сейчас, все говорили, что надо что-то делать, собирались в клубы, кружки по интересам, но все оставалось на месте. Никто ничего не делал и только говорили, что что-то происходит. И оно в конце концов произошло. Произошло то, что известно вам». Дабы не случилось этого с нами в грядущем тысячелетии, которое милостью Божией приближается, мы встречаемся, чтобы не только побеседовать, не только определить приоритеты, но и наметить, что нам делать.
Сегодня многие упрекают Церковь в том, что она неактивно входит в жизнь людей, неактивно ведет борьбу с сектами и так далее, то есть в определенной ее пассивности. В какой-то степени это действительно так. Но я хотел бы попросить людей, которые так говорят, быть более снисходительными к Церкви. И вот почему. На протяжении прошедших 70−80 лет Церковь была «закрепощена» и не имела права выполнять свои функции. Ее заставляли быть пассивной: «это нельзя», «это не имеете права», «этого не следует», и в конце концов Церковь вольно или невольно превратилась в некое общество «требоисполнительства». И, безусловно, эта апатия, передаваясь из поколения в поколение, не погасла еще в чувствах и сознании многих священнослужителей и верующих людей. Священнослужители, имеющие боевые награды за участие в Великой Отечественной войне, как-то сказали мне: «Владыко, мы Вас уважаем и верим Вашему призыву. Но, исходя из нашего опыта, опасаемся, не повторится ли то, что уже было». Я хочу призвать всех, в том числе и тех, кто упрекает Церковь в пассивности: давайте объединимся и не будем все сваливать на Церковь. Соединим свои усилия. Разве участие в этом деле не касается лично каждого из нас, его семьи, его детей, его близких? Разве это касается только Церкви? Я должен сказать, что в этом отношении у нас в епархии есть хорошие многолетние наработки и опыт сотрудничества с образовательными учреждениями, отделами образования, институтами усовершенствования учителей в Воронеже и Липецке, при которых действуют соответствующие курсы. Мы видим огромную заинтересованность их слушателей, педагогов. Они прониклись сознанием того, что Церковь — это не только здание, священник с кадилом и исполнение определенных треб. Церковь — это прежде всего общество людей, объединенных единой верой, единым устремлением, единым желанием ко спасению во Христе Иисусе.
То есть в основе ее лежит единство, а тогда есть и любовь, и взаимоотношения, и взаимопонимание. И сегодня, когда мы пригласили сюда представителей образовательных учреждений, я надеюсь, что они не только поделятся богатым опытом, но и предложат новые формы для расширения сотрудничества. Это крайне необходимо, потому что те эксперименты, которые сегодня проводятся в школах (хотя мы и говорим о духовности, но образование практически остается атеистическим) эксперименты с вальдорфским образованием и другие — вызывают беспокойство. И не могут не вызывать беспокойства, потому что будущее, не только Церкви, но и нашего Отечества, — это подрастающее поколение.
Мы сегодня пригласили на конференцию представителей медицины. Что мы видим в этой области? Шарлатанство и рекламирование многих гремучих смесей, которые предлагают сегодня СМИ, чтобы исцелять и врачевать. Но ничего, кроме ущерба душевного и телесного, они не приносят. Многие в результате приходят в храмы к священнослужителям и говорят: «Не могу спать — на душе неспокойно. Разрывается душа. Батюшка, помогите». И мы создаем уже центры для реабилитации пораженных духовной проказой людей, и не только молодых или среднего возраста, но и пожилых, всех тех, кто попал в сети лжеучений, лжевоздействий и так далее. Так можно ли говорить сегодня: «Пусть только Церковь этим занимается!»? Можно ли говорить, так, видя эту мрачную картину? Римская империя владела многими миллионами душ и большими территориями, но нравственный упадок, духовная деморализация привели ее к распаду, так же как и ряд других империй за эти две тысячи лет. Менялись цивилизации, общественно-экономические формации, политические системы, но жива святая Церковь, несмотря ни на какие притеснения. Сказал Господь, который является Главой Церкви: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Мы должны воодушевляться этим призывом, и еще активнее идти навстречу тем, кто нуждается в нашей помощи, кто сегодня нуждается в том, чтобы Церковь взяла их под свою защиту. Когда мне возражают и говорят о том, что должна быть свобода, я отвечаю, что только в Церкви свобода. Я не говорю о том, что завтра всех, кого мы взяли под свою защиту, мы выстроим в шеренги и прикажем строем отправиться в кафедральный собор. Нет, никто не преследует этой цели. Но каждый человек должен знать о наличии средств для своей духовной пищи, для своего внутреннего обогащения и для поддержания своего жизненного духовного тонуса. Человек не только может, но обязан это знать, потому что является образом и подобием Божиим. И мы не имеем права оставлять его в резервации бездуховности. В этом — подлинная свобода. Придет он в храм или не придет, это дело совести каждого. Если он почувствует потребность и влечение души, он сделает это. Если нет, он будет знать о духовной стороне жизни, и в сердце и в душе он будет чувствовать ответственность перед Богом и не сможет сделать подлость.
Когда-то священномученик Гермоген сказал, что если будет разрушена Церковь Русская, падет и Отечество наше. Слова священномученика сегодня как никогда ярко демонстрируют их правоту. Только мы часто не задумываемся об их смысле, считая, что беда нас не коснется и обойдет стороной. Я хотел бы процитировать вам один документ, содержащий жуткие замыслы. Если мы сегодня не обратим на него внимания, и будем только много говорить и ничего не делать, то будут думать другие и уже думают и делают за нас. Такая известная газета, как «Вашингтон пост», публикует план мирного уничтожения России как «источника зла». Цитирую: «Мы должны вернуться к источнику зла и искоренить его, и это зло — Россия… из-за ее ядерных, химических и биологических запасов решением для России должна стать величайшая „выплата отступного“ всем миром. Дайте каждому русскому мужчине, женщине, ребенку $ 100 000 для выезда из России и с территории бывшего Советского Союза навсегда. Маленькая территория размером со Швейцарию, „мини-Россия“, была бы оставлена вокруг Москвы 10 миллионам русских для сохранения русского языка. 125 миллионов русских живут в России и 25 миллионов в других частях бывшего Союза. Таким образом, 140 миллионов должны будут уехать. Это в сумме обойдется в 14 триллионов долларов. Так как ни один русский не захочет остаться, много кого нужно будет привлечь на 140 миллионов мест. Деньги на выезд будут собраны путем продажи земли и ресурсов России тем, кто потом эмигрирует на эти пустые земли и создаст там новые страны. Может быть заключено, в частности, соглашение о Восточной Сибири, из которой США могли бы купить настолько большой кусок, насколько они могут себе позволить (то есть своего рода покупка новой „Аляски“). Выдвигалась идея, чтобы Финляндия выкупила обратно восточную Карелию, которая была отнят у нее Россией. Япония могла бы купить Курилы и Сахалин. Конечно, такие страны, как Чечня и Дагестан, стали бы независимыми государствами и не участвовали бы в получении „отступного“. Несколько основных правил. Не более 5% русских в каждой стране, дабы ее не испортить. Таким образом, в США — не более 14 миллионов русских. Русские получают 30% денег в момент иммиграции и 10% каждый год в течение последующих лет, так как русскому нельзя доверять. Все это было бы гарантией того, что эти агрессивные, дикие, бессовестные люди не будут более совершать преступления против человечества и учить других это делать. В случае, если вы считаете, что характер и воспитание — это главное, вам будет понятно, что если русские останутся вместе в России, то каждое поколение будет перенимать и характер, и воспитанность от предыдущего поколения».
Я не хочу, чтобы с моей страной и моим народом так поступили. Я не хочу, чтобы с моей Церковью, в которой я вырос и живу, так поступили. Я не хочу, чтобы с неизвестным мне чеченцем или таджиком, украинцем или другим человеком, который живет в России, так поступили, потому что это образ и подобие Божие — так учит Церковь.
В чем же заключается миссия Церкви на пороге нового тысячелетия, в канун юбилея? Она заключается в том, чтобы возбудить в сознании многих и многих миллионов верующих и неверующих сограждан ту великую ответственность перед своим народом, самими собой, перед родиной, перед Богом за те преступления и за развал, которые ныне происходят с молчаливого многих нас согласия. Я благодарю вас за терпение и желаю Милостью Божией всем нам удачной работы на конференции.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru